- Автомобильное право

Индекс дефлятор на 2021 год строительство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индекс дефлятор на 2021 год строительство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минэкономразвития России в письме от 30.09.2020 № 32028-ПК/Д03и приводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190.

Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.

Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития) к текущему ценнику, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.

Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.

Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.

Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.

Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.

Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.

Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2021 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):

ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.

К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:

ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.

Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения, поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.

Индексы-дефляторы Минэкономразвития

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в III квартале 2021 года

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ во II квартале 2021 года

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в I квартале 2021 года

Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в IV квартале 2020 года

Приказ Минстроя России от 20 октября 2020 г. № 636/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов изменений в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним»

Приказ Минстроя России от 9 февраля 2021 г. № 51/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов изменений в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним»

Приказ Минстроя России от 24 мая 2021 г. № 321/пр «О включении в федеральный реестр сметных нормативов изменений в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним» (Дополнение 6)

При определении начальной стоимости контракта на строительство необходимо:

  1. Подготовить проектно-сметную документацию.
  2. Составить смету затрат на строительство.
  3. Ценовые показатели сметы просчитать под действующий коэффициент на перспективу (с учетом продолжительности строительства).
  4. Оценить коммерческие предложения и проанализировать текущие цены на региональном рынке услуг.
  5. Подготовить прогноз начальной цены контракта с учетом индивидуальных характеристик заказа. К примеру, необходимо учесть удаленность объекта строительства, наличие транспортной развязки, наличие помещений для хранения инвентаря и строительных материалов, подвод инженерных сетей, электричества для проведения работ и иное.

Детальный анализ, оценка и экономическое обоснование позволят правильно просчитать цену закупки.

Основание для расчета:

1. Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) от N

2. Приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр

3. Техническое задание

4. Технологическое задание (при необходимости)

5. СБЦ «Объекты жилищно-гражданского строительства», утв. приказом Минрегионразвития РФ от 28.05.2010 N 260

(руб.)

Наименование работ и затрат Стоимость работ в ценах на дату утверждения сметной документации на I кв. 2018 г. Индекс фактической инфляции Стоимость работ в ценах на дату формирования начальной (максимальной) цены контракта январь 2019 г. Индекс прогнозной инфляции на период выполнения работ Начальная (максимальная) цена контракта с учетом прогнозного индекса инфляции на период выполнения работ
1 2 3 4 5 6
Выполнение инженерных изысканий 987 000 1,052 1 038 324 1,040 1 079 857
Разработка проектной документации (стадии Рабочая документация, Проектная документация) 4 695 658 1,052 4 939 832 1,040 5 137 425
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты (если это предусмотрено контрактом)
Итого: 5 978 156 6 217 282
НДС 20% 1 195 631 1 243 456
Всего: 7 173 787 7 460 738

Индекс-дефлятор Минэкономразвития России по строке Инвестиции в основной капитал: на 2019 год — 107,4

Итого инфляция в 2019 году в месяц равна корню двенадцатой степени из 105,3 1,00589
Индекс-дефлятор на дату начала проектирования (с января по март 2019) рассчитывается как 1,00589 в третьей степени 1,018
Индекс-дефлятор на дату окончания проектирования (с марта по октябрь 2019) рассчитывается как 1,00589 в десятой степени 1,062
Итого среднеарифметическое значение индекса дефлятора на весь период строительства составит (1,018 + 1,062) / 2 1,040

Заказчик:

Основания для расчета:

1. Акт об утверждении проектной документации, включая сводный сметный расчет стоимости строительства объекта

2. Заключение государственной экспертизы

3. Утвержденный сводный сметный расчет, либо утвержденный локальный сметный расчет.

рублей

Наименование работ и затрат Стоимость работ в ценах на дату утверждения сметной документации на I кв. 2018 Индекс фактической инфляции Стоимость работ в ценах на дату формирования начальной (максимальной) цены контракта январь 2020 Индекс прогнозный инфляции на период выполнения работ Начальная (максимальная) цена контракта с учетом индекса прогнозной инфляции на период выполнения работ
1 2 3 4 5 6
Строительно-монтажные работы 250 000 000 1,113 278 250 000 1,04288 290 181 360
Стоимость оборудования 15 000 000 1,113 16 695 000 1,04288 17 410 882
Пусконаладочные работы 5 000 000 1,113 5 565 000 1,04288 5 803 627
Затраты на осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно- монтажных организаций 7 500 000 1,113 8 347 500 1,04288 8 705 441
Удорожание работ в зимнее время 3 000 000 1,113 3 339 000 1,04288 3 482 176
Иные прочие работы и затраты 7 000 000 1,113 7 791 000 1,04288 8 125 078
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты 2% 5 750 000 6 399 750 6 674 171
Стоимость без учета НДС 293 250 000 326 387 250 340 382 735
НДС (20%) 58 650 000 65 277 450 68 076 547
Стоимость с учетом НДС 351 900 000 391 664 700 408 459 282

Продолжительность строительства — 750 дней (25 месяцев)

Начало строительства март 2020 г.,

Окончание строительства март 2022 г.

февраль 2019 / февраль 2018 = 106,75

март 2019 / февраль 2019 = 100,38

апрель 2019 / март 2019 = 100,45

май 2019 / апрель 2019 = 100,49

июнь 2019 / май 2019 = 100,41

июль 2019 / июнь 2019 = 100,38

август 2019 / июль 2019 = 100,74

сентябрь 2019 / август 2019 = 100,4

октябрь 2019 / сентябрь 2019 = 100,28

ноябрь 2019 / октябрь 2019 = 100,35

декабрь 2019 / ноябрь 2019 = 100,21

январь 2020 / декабрь 2019 = 100,08

Итого индекс фактической инфляции: 1,0675 * 1,0038 * 1,0045 * 1,0049 * 1,0041 * 1,0038 * 1,0074 * 1,004 * 1,0028 * 1,0035 * 1,0021 * 1,0008 = 1,113

Доля сметной стоимости, подлежащая выполнению подрядчиком в 2020 (10 месяцев/25 месяцев) 0,40
Доля сметной стоимости, подлежащая выполнению подрядчиком в 2021 (12 месяцев/25 месяцев) 0,48
Доля сметной стоимости, подлежащая выполнению подрядчиком в 2022 (3 месяца/25 месяцев) 0,12

Годовой индекс прогнозной инфляции (по письму Минэкономразвития России от 26.09.2019 г. N Д14и-32899, отрасль «Инвестиции в основной капитал»):

на 2020 год 103,60%
на 2021 год 103,70%
на 2022 год 103,70%

Индекс-дефлятор: что это и как используется в госзакупках

В настоящий момент Минэкономразвития разрабатывает три вида сценариев для российской экономики:

  1. Базовый план, который подразумевает, что показатели основных факторов российской экономики сохранятся на базовом или текущем уровне. То есть не претерпят никаких изменений.
  2. Консервативный сценарий предусматривает существенное ухудшение социально-экономических показателей. В плане учитываются не только внутренние, но и внешние факторы.
  3. Целевой план, при котором ожидается оптимальное развитие событий для российской экономики как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Например, отмена санкций, снижение фискальных пошлин и обременений, рост цен на сырье и прочее.

Анализу подвергаются не только показатели внутреннего развития (ВВП, налоговая система, МРОТ, ценовые показатели, размер потребительской корзины). Но и внешние факторы. В настоящее время особое внимание уделяется санкциям, которые были применены со стороны США и стран Евросоюза.

Данный прогнозный план предусматривает следующие значения:

  1. Спрос на энергоносители повысится. Цены на нефтепродукты сохранятся на действующем уровне. Такие значения будут достигнуты соблюдением соглашения о сокращении нефтедобычи. Хотя некоторое давление со стороны США все же сохранится из-за увеличения добычи сланцевой нефти.
  2. Сохранение роста мировой экономики на уровне 2,8 %. Ожидается, что страны с максимально развитой экономикой снизят темпы развития. Китайская экономика замедлит темпы развития из-за повышения долговой нагрузки и торговых пошлин. Развивающиеся страны не смогут улучшить показатели из-за снижения цен на сырьевом рынке.
  3. Экспорт российских нефтяных продуктов увеличится. Причиной станут наилучшие ценовые предложения российского рынка, в сравнении с конкурирующими государствами.
  4. Рост уровня инвестиций будет обеспечен выполнением норм федеральной программы по поддержке среднего и малого бизнеса (льготы малому предпринимательству, налоговые каникулы).
  5. Развитие сектора импортозамещения позволит расширить промышленные направления, увеличить число рабочих мест, повысить производительность труда.

Результатом развития экономики по такому сценарию будет являться снижение уровня безработицы до 4,7 %, а также повышение реального уровня доходов населения до 1,5 %. Что положительно отразится на увеличении спроса, а также на росте потребительского кредитования.

Индекс-дефлятор на 2020 год для смет при положительном развитии предусматривает аналогичные показатели, что и базовый план. Однако чиновники предусмотрели дополнительные (исключительные) факторы:

  1. Демографические показатели по данным Росстата. Планируется существенный прирост населения, который будет обусловлен не только увеличением рождаемости, но и миграционным приростом.
  2. Рост добычи нефтепродуктов увеличит прирост потока инвестиций как внутренних, так и внешних (иностранных) капиталов. Рост будет обеспечен введением в эксплуатацию новых скважин, усовершенствованием технологий добычи.
  3. Укрепится российский рубль по отношению к курсам иностранных валют. А именно в отношении к американскому доллару и евро.
  4. Динамика роста внутреннего валового продукта достигнет показателя не менее 3,1 % в год.

Отметим, что основной рычаг достижения показателей положительного развития экономики — это усиление позиций на сырьевом рынке, а именно за счет реализации нефтяных продуктов и газа.

Прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года подразумевают, что на российскую экономику повлияют многочисленные отрицательные факторы. К основным неблагоприятным критериям можно отнести:

  1. Ужесточение денежно-кредитной экономики других государств.
  2. «Жесткая посадка» китайской экономики.
  3. Резкое снижение стоимость нефти (ниже 35 долларов за баррель).
  4. Ослабление позиций рубля по отношению к доллару США.
  5. Снижение темпов роста ВВП до 0,8 %.
  6. Инфляция достигнет показателя в 4,3 % и выше.

Данному плану развития чиновники уделяют особое внимание, так как влияние мирового кризиса нельзя не учитывать.

Плановые индексы-дефляторы Минэкономразвития на 2020, с учетом последних изменений, были окончательно скорректированы в последний момент. Основными изменяющими факторами стали: повышение пенсионного возраста, повышение НДС, налоговый маневр в нефтяной отрасли, рост акцизов на топливо.

С учетом данных нововведений в налоговой и социальной политике Минэкономразвития озвучивает следующие показатели:

  • товары потребительского назначения — 104,4;
  • товары промышленного сектора — 104,1;
  • оптовые цены на газ — 103,8;
  • коэффициент стоимости угля — 103,9;
  • ожидаемая стоимость мазута — 102,1;
  • прогнозные цены на электроэнергию (розница) — 109,1;
  • коммунальные услуги (водоснабжение и поставка тепловой энергии) — 105,1;
  • индекс-дефлятор на 2020 год Минэкономразвития (строительство) — 105,0;
  • плановые цены на грузоперевозки РЖД — 105,2.

(в ред. Приказа Минстроя РФ от 21.07.2021 N 500/пр)

В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2019, N 26, ст. 3318), подпунктом 5.2.101.32 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2019, N 40, ст. 5560), и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2015 г. N 964 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 38, ст. 5292; 2019, N 31, ст. 4641) приказываю:

1. Утвердить:

а) Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее — Порядок) согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

б) Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее — Методика), согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

2. Установить, что положения Порядка не применяются в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего приказа.

3. Установить, что положения Методики могут применяться по соглашению сторон в отношении государственных или муниципальных контрактов, начальная (максимальная) цена которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сформирована на основе сметной документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и которые были заключены до дня вступления в силу настоящего приказа.

Министр
В.В. ЯКУШЕВ

10. НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации определяется с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе с составлением расчетов (смет) на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее — федеральный реестр сметных нормативов).

11. НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации определяется с учетом стоимости сопутствующих работ, выполняемых одновременно с инженерными изысканиями и (или) подготовкой проектной документации, и иных видов работ, и связанных с ними затрат, в случае если такие работы предусмотрены контрактом и (или) заданием на проектирование.

12. НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации с составлением расчетов (смет) определяется в следующей последовательности:

а) производится пересчет стоимости работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, определенной по такому расчету (смете), из уровня цен на дату составления сметной документации в уровень цен на дату определения НМЦК при осуществлении закупок работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации с применением индексов фактической инфляции;

б) производится расчет стоимости работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, определенной по расчету (смете) в текущем уровне цен, и умножается на индекс прогнозной инфляции на весь планируемый период исполнения контракта с использованием информации о сроках выполнения работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации.

16. НМЦК при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика, в том числе по составлению проекта сметы контракта на период строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительства некапитальных строений и сооружений (далее — НМЦК при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика), определяется:

а) на основании утвержденной заказчиком в составе проектной документации сметной документации, прошедшей проверку на предмет достоверности определения сметной стоимости по объектам, в случае если в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

б) на основании утвержденной заказчиком в составе проектной документации сметной документации по объектам, в случае если в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства не подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

17. НМЦК при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика определяется с учетом затрат на работы и услуги, относящиеся к предмету закупки и осуществляемые техническим заказчиком в соответствии с функциями, определенными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства в составе утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации.

Размер затрат, связанных с выполнением функций технического заказчика, определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых содержатся в федеральном реестре сметных нормативов.

Размер затрат на проведение строительного контроля определяется в соответствии с нормативами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст. 3365).

При этом резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется заказчиком в размере, не превышающем размер, предусмотренный сметной документацией по объекту.

18. НМЦК при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика определяется в следующей последовательности:

а) производится пересчет сметной стоимости работ и услуг, осуществляемых техническим заказчиком, из уровня цен на дату утверждения проектной документации в текущий уровень цен на дату определения НМЦК при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика с применением индексов фактической инфляции за соответствующий период;

б) показатели сметной стоимости работ и услуг, осуществляемых техническим заказчиком в текущем уровне цен, умножаются на индекс прогнозной инфляции на период строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительства некапитальных строений и сооружений.

Индекс прогнозной инфляции на период оказания услуг (выполнения работ) рассчитывается как среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на дату начала и дату окончания оказания услуг (работ), определенных с учетом срока оказания услуг (выполнения работ) в соответствии с проектной документацией.

19. Расчет НМЦК при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика размещается в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки. Рекомендуемый образец такого расчета приведен в Приложении N 3 к Порядку.

20. НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений определяется:

а) на основании утвержденной заказчиком в составе проектной документации сметной документации, прошедшей проверку на предмет достоверности определения сметной стоимости по объектам, в случае если в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;

б) на основании утвержденной заказчиком в составе проектной документации сметной документации по объектам, в случае если в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства не подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

21. НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений определяется с учетом затрат на работы и услуги, относящиеся к предмету закупки, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства в составе утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации.

При этом резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется заказчиком в размере, не превышающем размер, предусмотренный сметной документацией по объекту.

22. НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений определяется в следующем порядке:

а) производится пересчет сметной стоимости подрядных работ из уровня цен на дату утверждения проектной документации в текущий уровень цен на дату определения НМЦК на выполнение подрядных работ с применением индексов фактической инфляции за соответствующий период;

б) показатели сметной стоимости подрядных работ по главам сводного сметного расчета стоимости строительства в текущем уровне цен умножаются на индекс прогнозной инфляции на период строительства. Индекс прогнозной инфляции на период строительства рассчитывается как среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на даты начала и окончания работ с учетом срока выполнения работ в соответствии с проектной документацией.

23. НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений, срок проведения которых переходит на второй и (или) последующие годы строительства, определяется с учетом установленных контрактом сроков строительства по формуле (2):

Что такое индекс-дефлятор и как его использовать

29. НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее — подрядные работы) осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

30. В проекте сметы контракта приводятся затраты на подрядные работы, входящие в объект закупки и предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также рабочей документацией (при наличии).

31. Составление проекта сметы контракта осуществляется в следующей последовательности:

а) проводится анализ, обобщение и систематизация проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, в том числе сметной документации, составленной с использованием сметных цен строительных ресурсов, а также сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости строительства, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4740; 2019, N 26, ст. 3317 (далее — Федеральный закон N 191-ФЗ), рабочей документацией (при наличии);

б) составляется ведомость объемов технологически законченных элементов, включающих определенные в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией (при наличии) необходимые для его возведения (устройства) комплексы работ (строительные конструкции, в том числе подземная часть, несущие конструкции, наружные стены, полы, внутренние стены, заполнение оконных и дверных проемов, перекрытия, покрытие, кровля, отделочные работы и тому подобное; системы инженерно-технического обеспечения, в том числе водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, вентиляцию, кондиционирование, электроосвещение, электроснабжение) и работ, связанных между собой и необходимых в соответствии с проектной документацией, рабочей документации (при наличии) для возведения (устройства) технологически законченного конструктивного решения (элемента) (далее — конструктивные решения (элементы), комплексы (видов) работ соответственно). Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (далее — Ведомость) предусматривает детализацию объекта капитального строительства по основным конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ и определение объемов работ и единиц измерения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ. Отдельной строкой учитывается количество и стоимость оборудования, мебели, инвентаря (далее — оборудование), поставляемых в рамках контракта, в случае если такое решение принято заказчиком. Рекомендуемый образец Ведомости приведен в Приложении N 5 к Порядку.

При выполнении проектных и изыскательских работ составление Ведомости осуществляется заказчиком или подрядчиком, если это предусмотрено заданием на проектирование;

в) на основании Ведомости составляется проект сметы контракта, предусматривающий определение цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ всего и на принятую единицу измерения в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ.

32. Составление Ведомости осуществляется в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, в том числе сметной документацией, рабочей документацией (при наличии), исключительно в целях составления проекта сметы контракта.

33. В Ведомость включается следующая информация:

а) номера сметных расчетов (смет) и позиций в сметных расчетах (сметах), относящиеся к соответствующим конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ;

б) наименование конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ.

(рекомендуемый образец) Протокол начальной (максимальной) цены контракта Объект закупки __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Начальная (максимальная) цена контракта составляет __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (сумма цифрами и прописью) начальная (максимальная) цена контракта включает в себя расходы на __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Приложение: Расчет начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик: ________________

Приложение N 2
к Порядку определения начальной
(максимальной) цены контракта,
цены контракта, заключаемого
с единственным поставщиком
(подрядчиком, исполнителем),
начальной цены единицы товара,
работы, услуги при осуществлении
закупок в сфере градостроительной
деятельности (за исключением
территориального планирования),
утвержденному приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 23 декабря 2019 г. N 841/пр

(рекомендуемый образец)

Индекс-дефлятор — это индекс, применяемый к сметной стоимости в текущих или базисных ценах и заключающий в себе стремление к предположению уровня инфляции в будущем. То есть к данному виду индексов возможно прибегнуть в случаях, если предстоит долголетнее и многоэтапное строительство определенного объекта. Например, если необходимо наиболее корректно вычислить размер капитальных вложений необходимых для завершения длительного строительства, правильнее будет учитывать уровень инфляции на материальные ресурсы, оборудование, ресурсы заработной платы и прочие статьи затрат на весь срок строительства. В связи с этим целесообразно применение индекса-дефлятора при составлении сметы, что позволяет с небольшой погрешностью спрогнозировать общую стоимость строительства данного конкретного объекта.

Разрабатывает и прогнозирует индексы-дефляторы Минэкономразвития Российской Федерации. Следует отметить также, что для каждого региона страны индекс-дефлятор Минэкономразвития применяется в соответствии с данными местных региональных ведомств Министерства. Так, например, индекс-дефлятор в строительстве объектов Москвы и Московской области будет отличаться от дефлятора в смете на тот же вид работ в Санкт-Петербурге или любом другом регионе в рамках одного и того же временного периода.

Таким образом, на вопрос: «дефлятор — что это?», ответом будет являться: «это экономический показатель, созданный для нивелирования стоимости любой экономической деятельности, в том числе и строительства, в течение определенного периода времени».

Ниже будут более подробно рассмотрены вопросы о том, что такое индекс-дефлятор, как рассчитать дефлятор, как найти дефлятор и многое другое.

Итак, как было отмечено выше, любой индекс-дефлятор утверждается Минэкономразвития России. Индексы и коэффициенты носят прогностический характер и предоставляются на каждый год. Обычно дефляторы прорабатываются с расчетом не только на предстоящий календарный год, но и на несколько лет вперед. Прогноз индексов-дефляторов и инфляции до 2030 г Минэкономразвития вскоре будет возможно получить на официальном сайте вышеупомянутого учреждения. Кроме этого, обозначенные индексы печатаются и распространяются региональными изданиями в сфере экономики и ценообразования. Так, например, уточнить индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2020 года возможно в специализированных печатных изданиях и таблицах, подобных той, что на рисунке 1.

Приказ Минстроя РФ от 23.12.2019 N 841/ПР

О том, как посчитать индекс-дефлятор и как вывести формулу индекса-дефлятора также можно узнать, основываясь на приказах и других регламентирующих документах Министерства Экономического Развития РФ. Как правило, формулой является:

ИД=НЦ/ТЦ*100,

где ИД — это индекс-дефлятор, НЦ — это номинальная цена, ТЦ — это текущая цена.

Наглядным примером того, как рассчитать индекс-дефлятор в смете и применить вышеописанную формулу, будет моделирование следующей ситуации: допустим, что изначально смета составлена в ценах 2019 года, но строительство объекта запланировано только в 2020 году, из этого следует, что необходимо включить в сметную форму, а затем и в акты КС-2, прогнозный индекс-дефлятор. То есть, основываясь на данных Минэкономразвития региона, в котором производится строительство объекта, нужно вычислить дефлятор 2019 (это будет НЦ в формуле), а также дефлятор на 2020 год для смет (это — ТЦ в формуле), и произвести несложный математический расчет. Следует также заметить, что все индексы должны быть согласованы всеми сторонами, участвующими в строительстве объекта.

Примером того, как применять индекс-дефлятор, может послужить иллюстрация на рисунке 2. Следует отметить, что данный расчет является условным, созданным в целях моделирования ситуации применения индексов дефляторов в строительстве и наглядной демонстрацией того, что это такое — индекс-дефлятор, и как использовать индекс-дефлятор в локальных сметах, сметах по форме №4, актах КС-2 и прочих документах. То есть конкретные цифры и значения, необходимые для расчета стоимости строительства определенного объекта, должны быть отражены в проектной документации на данный объект, контракте на его строительство и прочих документах, регламентирующих порядок строительства.

Итак, как видно на рисунке 2, допустим, что условно составлена сметная документация на многоквартирный кирпичный жилой дом, в котором применена монтажная расценка в смете на дефлектор, а также расценка в смете на демонтаж дефлекторов. Но смета составлена в сметных нормативных базах ГЭСН ресурсным методом в ценах 1 квартала 2019 года (т.е., индекс-дефлятор 2019), а строительство и сдача объекта в эксплуатацию начнут производиться лишь в 3 квартале 2020 года (дефляторы 2020 в смете). В данном случае значение индекса условно и используется для демонстрации принципа применения таких индексов. Реальные же цифры и значения дефляторов, как упоминалось выше, следует уточнять в соответствующих региональных документах. Таким образом, на иллюстрации видно, как применять индексы-дефляторы, чтобы вносить изменения в сметную стоимость. Также следует отметить, что существует возможность применения дефляторов по статьям затрат таким, как дефлятор по заработной плате, дефлятор по материалам и т.д.

Помимо того, как применять коэффициент-дефлятор в смете, составленной в нормативных базах ГЭСН, существуют также индексы цен для смет в базисно-индексном уровне с использованием сборников ФЕР. Порядок применения индексов цен и индексов-дефляторов имеет идентичные методы. Индексы цен также могут применяться как для общей сметной стоимости, так и по видам и статьям затрат. Также при возникновении вопроса о тактике применения индексов цен в локальных сметах, локальных ресурсных сметных расчетах, сметах по форме №4, актах КС-2 и остальных сметных формах, следует опираться на подобные методы того, как применить индекс-дефлятор в смете.

Кроме того, прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей также проводится региональными отделениями Минэкономразвития по ценообразованию. Данные индексы также имеют прогнозный характер и вычисляются, как правило, на каждый квартальный отрезок календарного года. Данные на дефляторы и индексы цен по видам экономической деятельности до 2020 возможно получить на сайтах Министерства экономического развития в регионах, в которых производится строительство объекта, а также в специализированных изданиях по ценообразованию.

Подводя итог, можно сделать вывод, что от корректного применения подходящего дефлятора в смете и ценовых индексов в сметных формах будет зависеть не только аргументирование сметной стоимости, но и экономическая рентабельность строительства объекта в целом.

Индекс-дефлятор – коэффициент, применяемый для прогнозирования цен на товары разных категорий и услуги в будущих периодах. Применив такой показатель, можно выяснить предполагаемую и ожидаемую стоимость чего-либо спустя некоторое время.

К сведению! Индекс-дефлятор многие путают с другим не менее важным экономическим показателем – индексом потребительских цен (ИПЦ). Но два этих коэффициента существенно различаются. Дефлятор применяется для прогнозирования, а ИПЦ – для измерения инфляции и средних уровней изменений цен на разные услуги и товары в течение отчётного периода.

Следует различать индекс и коэффициент дефляции. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор — это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Он учитывает изменения потребительских цен прошлого периода в текущем моменте.

В правительстве выпустили проект приказа об установлении коэффициентов на следующий год. В 2021 году используйте такие дефляторы:

  • НДФЛ — 1,864 (гл. 23 НК РФ);
  • УСН — 1,032 (гл. 26.2 НК РФ);
  • ЕНВД — 2,065 (гл. 26.3 НК РФ);
  • ПСН — 1,637 (гл. 26.5 НК РФ);
  • торговый сбор — 1,420 (гл. 33 НК РФ).

Дефляторы влияют на конечную цену товаров, работ и услуг. Используйте новые индексы и их отраслевые значения при подготовке прогнозов и планировании закупок на 2021 год.

Индексы Минстроя РФ на 1 квартал 2021 года к ФЕР/ ТЕР

Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. В ст. 11 НК РФ указано, что такое коэффициент-дефлятор, — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.

Коэффициент устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед. Исчисленный дефлятор в экономике — это база для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, дефляция 2021 года прогнозно рассчитана еще в 2018 году. Показатель используют при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.

Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом цен на товары, работы и услуги, зафиксированных в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, коэффициент-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития еще не утвержден, но опубликован в проекте приказа от 14.10.2020.

Порядок и методология расчета коэффициента регулируются нормативными актами правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в постановлении правительства №1234 от 14.11.2015. Приказ Минэкономразвития №190 от 01.04.2020 закрепляет порядок применения индексов цен и дефляторов при осуществлении гособоронзаказа.

Используйте бесплатно готовое решение от экспертов КонсультантПлюс, чтобы узнать текущее значение дефляторов или разобраться, как правильно их использовать.

Чтобы рассчитать коэффициент-дефлятор на 2021 год по приказу Минэкономразвития, используйте формулу: отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.

В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.

Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.

Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.

При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.

При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.

При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.

При планировании закупок на 2021 год и последующие периоды и при обосновании НМЦК применяется отраслевой дефлятор в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года. В этом документе содержатся прогнозные показатели индекса по видам экономической деятельности как на следующий, 2021 год, так и на плановый период 2022–2024 года.

Индексы применяются заказчиками и при определении начальной (максимальной) цены на основании проектно-сметного метода (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ) при осуществлении закупок по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (письмо Минфина №24-01-10/72553 от 03.11.2017). Индекс-дефлятор на 2020 год для смет указан в социально-экономическом прогнозе. По расчетам, индекс-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития для смет — 104,1 (из таблицы прогнозных значений).

При заключении контракта на строительство с единственным поставщиком организация-заказчик должна рассчитать стоимость контракта на основании ч. 9 ст. 22 44-ФЗ — проектно-сметным методом. Независимо от того, заключает ли заказчик контракт с единственным поставщиком или проводит торги, НМЦК рассчитывается с учетом Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития №567 от 02.10.2013.

Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности регламентируется положениями ГрК РФ — статьей 8.3. Дефляторы используются при расчете сметной стоимости объекта по годам реализации (в рамках реализации федерального инвестиционного проекта). НМЦК определяется в соответствии с рассчитанной сметой строительных работ (ст. 22), в исчислении учитывается базовый вариант индекса из социально-экономического прогноза.

Минстрой рекомендует использовать индекс дефляции для пересчета сметной стоимости работ по госконтрактам на строительство для приведения в соответствие с уровнем цен на момент определения НМЦК. Если проект сметы разработан по сметно-нормативной базе, которую применяли на дату формирования НМЦК, используйте индексы изменения сметной стоимости, которые действовали на дату определения начальной цены (письмо Минстроя №9333-ИФ/0 от 16.03.2020). Если ПСД разработан по нормативам, не применяемым на дату формирования НМЦК, используйте индексы Росстата:

  • индексы фактической инфляции (официальный сайт Росстата);
  • индексы прогнозной инфляции (официальный сайт Минэкономразвития).

Дефлятор применяют и при расчете стоимости проектных работ для корректного планирования будущих капитальных вложений.

Таблица дефляторов до 2024 года

Дефляторы в рамках 223-ФЗ применяют для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. Организация-заказчик обязана предусмотреть такую возможность в положении о закупках.

Порядок применения индексов-дефляторов на 2021-й и последующие годы разработан Министерством экономического развития по каждому направлению и утвержден соответствующим приказом.

В вопросах государственных и муниципальных закупок учитываются нормы Федерального закона о закупочной деятельности. В статье 22 указанного закона оговорено, что начальная максимальная цена контракта определяется с учетом годового коэффициента-дефлятора.

Соответственно, заказчик и подрядчик по государственному контракту обязаны учитывать динамику цен, руководствуясь отраслевым показателем. Это делается для того, чтобы стартовая цена закупки соответствовала реалиям, не завышалась и не занижалась искусственно. Правильность расчетов перед заключением контракта позволит в дальнейшем избежать необоснованных трат бюджетных средств и претензий со стороны контролирующих ведомств.

Первоначальная цена контракта на государственные закупки может корректироваться в случае инфляции и обусловленного ею роста стоимости товаров. Для корректировок и определения новых цен обязательно применяются индексы.

Закупки в этой отрасли экономики отличаются от стандартной схемы приобретения товаров и услуг. Заказчик строительства обязан определять стоимость работ посредством проектно-сметной документации. Это требование распространяется на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию.

Проектно-сметный метод основан на сметном нормировании. Нормативы, используемые для составления сметы, обязательно следует просчитывать по годам и определять цены с учетом индекса-дефлятора. Расчеты охватывают текущий и последующие годы строительства.

Ежегодные прогнозные коэффициенты Минэкономразвития в оборонной сфере необходимы для планирования цен на проектирование, производство, сервисное обслуживание и ремонт продукции оборонного значения. Расчетные коэффициенты также применяются для определения стоимости государственных заказов, связанных с утилизацией и предоставлением других услуг из перечня закупок.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *