- Автомобильное право

Светское государство понятие и признаки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Светское государство понятие и признаки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:

  1. государство теократического вида;
  2. государство клерикального вида;
  3. государство светского вида.

Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.

Пример 1

К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.

Светское государство: характеристика, признаки

Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

  • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
    • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
    • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
    • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
  • Абсолютно категорическая недопустимость полного смешения и подмены государственной компетенции, а также религиозных сообществ, которые направлены на распространение идеологии, деятельность которой предполагает следующие моменты:
    • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
    • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
    • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
    • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
    • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
  • Недопустимость внедрения религиозных или идеологических норм в качестве правовых источников в государстве предполагает следующие моменты:
    • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
    • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
    • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.

Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, – это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.

Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.

В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:

  • 1 модель «светское государство» – государство отделено от церкви;
  • 2 модель «теократическое государство» – государственная и церковная власть едины, глава государства выступает и как глава религиозной конфессии;
  • 3 модель «клерикальное государство» – в государстве имеется, как правило, одна религия, имеющая государственный статус, которая наделяется огромными привилегиями, становясь влиятельной политической силой.

Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.

Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.

Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.

В русском языке слово «светский» означает нецерковный, мирской, гражданский. Синонимом «светского государства» является «секулярное государство».

В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.

Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.

Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.

Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.

Светское государство: понятие, признаки, типы и примеры

Леонид

Малое число прихожан вовсе не свидетельствует о том, что государство светское, здесь важнее взаимоотношения церкви с государством.

Мы видим, что религиозные деятели всё чаще присутствуют на официальных государственных мероприятиях, например, на послании президента федеральному собранию, сидели главы религиозных конфессий, так же есть такой телевизионный канал Спас, который занимается открытой пропагандой православия.

Ева

Институты власти должны быть свободны от любых предрассудков и руководствоваться логикой и здравым смыслом при принятии решений. В свою очередь, лучше чтоб религиозные учреждения занимались духовным развитием своих прихожан и были свободны от политики.

Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

В статье 14 Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Следовательно, в РФ никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или же государственной, а религиозные объединения отделены от самого государства и равны перед российским законом.

Следует сделать оговорку, что светскость державы не означает становление его как правового и демократического государства. Подтверждением тому служит светскость Советской России, на деле вылившаяся в репрессии против духовенства и преследования верующих.

Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

  • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
  • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

Таким образом, светская держава — это особый, отличный от других тип общественного устройства. Именно такое устройство позволяет отделить церковь от гос. власти.

УДК 341.211 © Н. В. Филина, 2012

Н. В. Филина

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

Автором исследу’ются теоретические и практические проблемы реализации светской модели государства, проанализированы различные классификации типов светской модели государства. Проведен сравнительный анализ конституционных признаков светского государства с реалиями

демократии.

В последнее десятилетне XX века развитие российского государства и общества обусловлено полнтикотрансформационными процессами. которые затронули все сферы общественной жизни, в том числе сферу взаимоотношений государства и религиозных организаций. На смену политике государственного атеизма пришло демократическое решение религиозного вопроса, открывшее гражданам России возможность свободного мировоззренческого и конфессионального самоопределения Религия вновь стала одним из важнейших факторов общественной и политической жизни.

Новое законодательное закрепление статуса религиозных организаций стало показателем изменения отношения современного многонационального государства к религиозному вопросу. С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 г. закрепление светского характера государства в последнее время часто подвергается критике н сомнению, а также обсуждается в средствах массовой информации.

В настоящее время, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства. с другой — происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными организациями. В связи с этим возникает вопрос: светское ли российское государство.

Обращаясь к ст. 14 Конституции Российской Федерации, в которой закреплен «светский характер государства, который определяет, что в России нет н не может быть обязательной религии. Вместе с тем гарантируется свобода совести, вероисповедания, свобода религиозных организаций» [1. с. 3].

В Юридическом энциклопедическом словаре под общ. ред. В. Е. Крутскнх дается следующее определение: «Светское государство — консгитуци-онноправовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует емуг оказывать религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета. Конституция Российской Федерации (ст. 14), провозглашая светский характер государства. запрещает устанавливать какую бы то ни было религию в качестве государственной или обязательной» [8. с. 8].

По мнению А. Ш. Будаговой, «светское государство — это конституционная характеристика го-

сударства. означающая отсутствие официальной, обязательной для всех религии, отрицание признания религиозных установлений и правил в качестве источников права и их влияния на деятельность государственных органов, отделение церкви от государства, школы от церкви, отсутствие распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан религиозных судов…» [8, с.10]. Основным критерием светского государства А. Ш. Будагова считает отсутствие обязательной для всех религии.

В последнее время средства массовой информации часто на всю страну ведут трансляцию из храма, где крупным планом показывают представителей власти, которые еще в недавнем прошлом вели активную антирелигиозную пропаганду. Вера человека

— это таинство, которое не рекламируется С трудом верится, что все государственные .ища одновременно стали верующими. Особую активность религиозные объединения стали проявлять в сфере культурнообразовательных учреждений н вооруженных сил Российской Федерации, в которых нередко возникают противоречия между’ законодательством и практикой, происходит нарушение признаков светского государства. Все чаше с экранов телевизора мы наблюдаем, что при решении важнейших государственных проблем присутствуют священнослужители, раввины, муфтии, так мы дойдем до того, что на думских заседаниях в прениях по принятию законов мы увидим священнослужителей в церковных облачениях.

По мнению священника Александра Добродеева, заведу тощ его синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, структуры власти должны иметь углублённое представление о религиях своей страны и непременно учитывать это знание в своей деятельности.

«.Я бы хотел видеть взаимодействие между государством и религиозными организациями в сфере правоохранительной деятельности. Все государственные структуры, которые задействованы в наведении правопорядка в стране, должны иметь сущностное представление о религии. На данный момент они не имеют никаких представлений о религиозных основах жнзни людей своей страны» [12, с. 4]. — заметил он.

Какое государство считается светским

Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

В форме списка приведем краткий перечень признаков светского государства, характерных для такого устройства политической жизни общества. К ним относятся:

  • равенство сект, конфессий, деноминаций перед законом;
  • отсутствие государственной религии и недопустимость ее установления;
  • отсутствие финансирования религиозных объединений и организаций за счет средств гос. бюджета;
  • провозглашение свободы совести и вероисповедания;
  • секуляризация образования;
  • отделение государства от церкви.

В статье 14 Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Следовательно, в РФ никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или же государственной, а религиозные объединения отделены от самого государства и равны перед российским законом.

Следует сделать оговорку, что светскость державы не означает становление его как правового и демократического государства. Подтверждением тому служит светскость Советской России, на деле вылившаяся в репрессии против духовенства и преследования верующих.

Определение 1. Светское государство – это государство, где отношения социума регулируются с помощью гражданских норм. Без вмешательства религиозных, при этом решения органов представленного государства не имеют обоснования в религиозном плане.

В современном мире в научных источниках фигурирует понятие светского государства, где полностью отсутствует официальная религия и никакие вероучения не признаются доминирующими или обязательными. Итак, становиться понятно, что светская сторона государства разделяет само государство и церковь, дабы они не могли проводить вмешательство в дела один другого.

Согласно закону светского государства соответствие религиозным нормам может быть, как полное, так и частичное. Так называемая «светскость» не вступает в противоречие с нормами религии, она просто освобождается от них. Вот небольшой пример, запрет делать аборты можно назвать светским решением, если в его основе лежит гуманистический принцип. А если быть точным, то медицинская и биологическая целесообразность. Религия к подобным мерам не имеет никакого отношения и не является решающим фактором в принятии решения.

По большей мере к несветским стоит отнести многие страны мусульманских порядков. Например, Саудовская Аравия и Иран имеют официальный статус теократических стран, а в конституциях многих арабских стран указано, что законодательная база основана на шариате и Коране, а брак может заключаться только религиозными представителями, в противном случае он не будет считаться действительным.

Не так давно Малайзия также решила отойти от светскости, в последнее время там начала появляться такая структура, как религиозная полиция, которая занимается разбирательством дел мусульман.

Если говорить о странах, где больше проживает мусульманского населения, то светскими являются, например, Турция и Азейбаржан.

Также бывают прецеденты, когда государство имеет собственную религию, но одновременно провозглашает принадлежность к светским. Это такие страны:

  • Англия;
  • Дания;
  • Египет;
  • Тунис;
  • Бангладеш и некоторых других странах.

В Израиле религия также не в полной мере отделена от самого государства.

Замечание 1. Принцип светскости имеет ввиду отстранение государственных дел от религиозных норм, однако, никто не будет удалять религию из общественной жизни. Также такой принцип поможет разделить сферы влияния государственных учреждений и религиозных формирований, в котором сохраниться главенствующая роль государства, как органа общественной политической власти.

В социологии светские и несветские государства разделяются согласно разным критериям. Для первой категории определяющими параметрами являются:

  • наличие партнерских взаимоотношений с религиозными формированиями;
  • уровень воздействия религии на правовую систему государства.

Представленные параметры позволяют определить четыре основных типа государств светского направления:

  • эквипотенциальный тип – это, когда государство желает максимально изолироваться от воздействия религиозных организаций в государственной жизни;
  • преференциальный тип;
  • идентификационный тип – это когда имеется сотрудничество между государственными формированиями и религиозными;
  • контаминационный тип.

В нынешних условиях существуют разные модели светских государств, все они – итог общественного развития. Создание определенного типа светского государства основывается на некоторых политических, культурных, исторических и других особенностях социальной динамики.

Замечание 2. Светским называется государство, в котором религия, а правильнее будет сказать, религиозные организации и само государство существуют раздельно друг от друга и никак не касаются дел один другого.

В части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации указано, что Россия провозглашена светским государством, и к тому же, раскрыла подлинную сущность представленной характеристики. Исходя из этого, никакая религия не имеет статуса обязательной или государственной. Дальше в части 2 этой же статьи указано, что религиозные формирования отделены от государственных учреждений и получают равные законные права.

Представленные положения из Конституции находят новое развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях».

Сложно разобраться самому?

Светское государство: понятие и характеристика. Религиозные объединения

В подобной державе отсутствуют разработанные официальные институты, опираясь на которые религиозные организации могли бы оказывать влияние на политические дела. В правительстве не предусмотрены должности, которые могли бы занять представители духовенства.

Так как религиозные организации существуют секуляторно, никакие государственные функции на них не возлагаются. Соотношения между державой и церковью строятся на принципах разделения их деятельности. Но это возможно только в случае, если представители духовенства будут соблюдать законы Российской Федерации.

В основе взаимоотношений между церковью и страной – взаимоуважение к их независимости, самостоятельности. Еще один важный момент – секты, деноминации практически не принимают участия в политической жизни. Это можно отследить, если обратить внимание на факт, что политические партии не могут строиться на религиозных убеждениях, принципах.

Для данной модели характерны следующие признаки:

  • все религиозные организации равны перед собой и перед законом;
  • секуляризация образования;
  • нет установленной государственной религии и быть не может;
  • религиозные секты, церковь, деноминации не финансируются из государственной казны;
  • свобода вероисповедания. Каждый гражданин может сам выбрать, в какого Бога ему верить, принципов какой религии придерживаться;
  • держава и церковь строго разделены между собой, не вмешиваются в дела друг друга.

О том, что Российская Федерация – светское государство, указано в статье 14 КРФ. Это говорит о том, что в России нельзя установить любую религию в качестве официальной, заставить граждан слепо ей следовать.

Представители духовенства не вмешиваются в политику и не имеют голоса в принятии каких-либо важных решений, касающихся управления страной.

Но есть один важный момент – статус «светское государство» не приравнивается к правовой или демократической модели. Подтвердить это можно на примере России. В стране светскость стала причиной преследования верующих людей, а также неких репрессий духовенства.

Для гражданина Российской Федерации существенной чертой светского государства является гарантия права на выбор вероисповедания. Потому ему предоставляется:

  • свобода в выражении собственных мыслей, убеждений, касательно вопросов религии. Свое мнение можно высказывать свободно;
  • право на государственную защиту, если кто-то пытается дискриминировать его по мировоззрению, вероисповеданию;
  • право на сохранение своей культуры (относится к лицам других национальностей). Это говорит о том, что лица, которые придерживаются собственных мировоззрений и вероисповедания, не обязаны забывать о них и выбирать религию, существующую на территории Российской федерации.

Светское государство — характеристика, признаки и черты

Комментариев: 2

  1. Андрей

    А я рад, что у нас именно светская держава. Вы представьте, если бы все было под контролем церкви! Это ж кошмар, мракобесие и почти Средневековье. Ну его. Хорошо, что сейчас у нас все именно так, и страной управляют адекватные люди.

    Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.

    Большая часть мусульманских государств не отвечают критериям «светскости». Так, Саудовская Аравия и Иран официальным образом объявлены теократическими государствами, в конституциях большей части арабских государств отмечено, что их законодательство основывается на шариате и Коране, религиозная форма брака представляется единственной возможной.

    В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.

    Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.

    В эти же годы происходит и зарождение общественно-политической мысли в России. Так, идеолог Петра I Феофан Прокопович, опираясь на ценности православия, высказал идею о необходимости подчинения церкви светскому самодержавному монарху, а отделение её от государства считал пороком католицизма. Кроме того, он положительно отзывался об учреждении Синода, считая коллективное управление церковными делами наилучшим. В его сочинениях нашло своё отражение не только стремление оправдать реформы царя, но и ещё раз обличить действия патриарха Никона, который считал, что «священство выше царства»[2][3].

    В дальнейшем многие русские мыслители укреплялись во мнении об одновременной необходимости веры для русского человека и о подчинённом положении церкви по отношению к светской самодержавной власти. Так, Владимир Соловьёв писал о том, что церковь просто не может конкурировать в борьбе со светской властью. Бердяев же писал о том, что ввиду различия происхождения религии и государства, а также разницы в их назначении, церковь не должна стремиться заменить собой государство, а то, в свою очередь, не должно вмешиваться в духовную жизнь граждан, выполняя лишь свои прямые светские функции[2].

    Светское государство. Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.

    [3]

    В отличие от этого, государство может находиться и в иных отно­шениях с религией и церковью. Истории известны, особенно в древнос­ти, случаи, когда государственная власть непосредственно находилась в руках духовенства, церкви, а вся деятельность ее органов основыва­лась прежде всего на догматах соответствующей веры. Такое государ­ство, выступающее прямой противоположностью светского, называет­ся теократическим (от греч. theos — Бог и kratos — власть). В новейшей истории такими государствами были, например, Монголия до 1921 г . и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г . Сегодня это — редчайшее исключение, представленное государством Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский. От теократического государства следует отличать государство клерикальное, в рамках которого религия, церковь не слиты с государством, но и при этом оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной и государственной жизни, включая полити­ку, судебную систему, систему образования и т.д. Ярким примером такого государства сегодня является Иран.

    Обществознание. Право. Вопрос -ответ. Что такое светское государство?

    Статья 14 Конституции РФ: РФ — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Религиозные организации отделены от государства, и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;

    Государство не вправе контролировать отношения своих граждан к религии;

    Светский характер образования — отделение школы от церкви;

    Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

    Религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;

    Государство не оказывает ни одной из конфессий, ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

    Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны;

    Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом.

    Статус светского государства конституционно закрепили РФ, Германия, Франция, все государства СНГ и другие.

    ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):

    Религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

    Религиозные объединения могут создаваться в форме:

    1. религиозных групп — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

    2. религиозных организаций (РО) — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).

    Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

    Форма государственного правления — это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

    За формами правления все государства разделяют на две больших группы: — монархии; — республики.

    Монархия — это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

    Они иначе еще называются формами непосредственной демократии и позволяют жителям реализовывать свое право на местное самоуправление, решать вопросы местного значения напрямую, без посредничества органов и должностных лиц местного самоуправления (конечно, многие организационные вопросы, связанные с проведением референдумов, решаются с их участием). Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделяет формы непосредственной демократии на две категории:

    а) те, посредством которых население принимает окончательное решение (референдум, выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или предопределяет его принятие (в определенных случаях голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования). В науке конституционного и муниципального права зачастую все подобные возможности иногда называют императивными формами непосредственной демократии;

    б) которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по тому или иному вопросу муниципальной жизни, чтобы учесть такое мнение при выработке (доработке) своих решений — эти возможности называют консультативными формами непосредственной демократии (к их числу относятся публичные слушания, собрания и конференции, опросы граждан).

    Федеральный закон 2003 г. значительно увеличил перечень форм непосредственной демократии и конкретизировал положения норм существовавших в Законе 1995 г. Ниже характеризуется суть каждой формы непосредственной демократии, а подробно эти вопросы рассмотрены в следующей главе учебника.

    Референдум как форма осуществления местного самоуправления представляет собой голосование населения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности муниципального образования. Референдум проводится с целью принятия решения по конкретному вопросу в пределах полномочий муниципального образования или принятия муниципального правового акта. Решение, принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми участниками правовых отношений на территории муниципального образования.

    Муниципальные выборы — форма непосредственной демократии, которая через голосование жителей позволяет сформировать представительный орган муниципального образования, иные выборные органы, избрать кого-то на должности выборных лиц местного самоуправления. На муниципальном уровне выборы могут проводиться по одномандатным, многомандатным округам и по спискам. Федеральный закон 2003 г. допускает формирование представительного органа муниципального района посредством двухстепенных выборов. В этом случае главы городских и сельских поселений, а также отдельные депутаты представительных органов этих поселений делегируются в состав представительного органа района.

    Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как элемент императивного мандата позволяет поставить выборных лиц контроль избирателей. Отозванным выборное лицо считается в том случае, если за отзыв проголосовало не менее 50% избирателей, внесенных в списки для голосования в соответствующем избирательном округе или в муниципальном образовании.

    Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится с целью выявления мнения населения в связи с предстоящими реформами. Голосование по указанным вопросам похоже на референдум, да и проводится по соответствующим правилам. Но в отличие от собственно референдума голосование в данном случае не всегда влечет принятие императивного решения.

    Сход граждан проводится в муниципальном образовании, где не формируется представительный орган. Это сельские поселения с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Следовательно, сход в таких муниципальных образованиях наделяется полномочиями представительного органа.

    Правотворческая инициатива граждан в рамках муниципального образования может иметь место в случае, если, по мнению организаторов этого мероприятия, в системе муниципальных правовых актов существует пробел или есть необходимость изменить действующие нормы. В отличие от референдума, где правовой акт может быть принят жителями непосредственно и окончательно, суть правотворческой инициативы состоит в том, что орган или должностное лицо, в чьем ведении находится принятие инициированного населением правового акта, обязано рассмотреть его проект и решить его судьбу по своему усмотрению.

    Публичные слушания — это обсуждение проектов муниципальных актов по самым важным вопросам муниципального образования.

    Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц и осуществления территориального общественного самоуправления. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

    Конференция граждан (собрание делегатов) проводятся в тех случаях, когда в силу многочисленности жителей на территории, которой касается обсуждаемый вопрос, нет организационных возможностей для проведения собрания. По сути, конференция представляет собой вторую степень опосредования в непосредственной демократии, поскольку делегаты конференции избираются на собраниях из числа их участников.

    Опрос граждан есть инструмент выявления мнения населения с последующим его учетом при вынесении решений органами и должностным лицами местного самоуправления и государственной власти.

    Обращения гражда�� предполагают их право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления индивидуально и коллегиально по любым вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, лиц и затрагивающим права и законные интересы населения в рамках муниципального образования. Этому праву жителей корреспондирует обязанность должностных лиц в течение месяца ответить заявителю в письменном виде по существу обращения.

    1. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.
    2. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
    3. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
    4. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
    5. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.

    Понятие «светское государство» означает, что государство свободно от влияния какой-либо религии, ее обрядов и догматики. При таком строе на власть не могут влиять представители всевозможных клерикальных организаций. Светское государство означает, что система государственного образования, правовые и политические институты развиваются отдельно от церкви.

    Все вышеперечисленные нормы закреплены в Конституции Российской Федерации. РФ – светское государство. Этот принцип констатируется в части 1 статьи 14 Конституции. Светскость – одна из основ современного политического строя России. Она закрепляет баланс интересов религиозных объединений и государства. Кроме того, светскость – одно из последствий запрета официальной идеологии в России.

    Отзывы студентов о нашей работе

    В ч. 1 ст. 14 Конституции РФ написано:

    «Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной».

    В ч. 2 ст. 14 Конституции РФ сказано, что все религиозные объединения и церкви отделены от государства и перед законом они все равны.

    В светском государстве каждый гражданин может жить так, чтобы не обращаться к религиозным институтам. К примеру, заключение браков и проведение правосудия является в такой стране преимущественным правом государства. Также последователи всех религий равны перед законом, и никто не запретит человеку посещать ту церковь,…

    В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.
    Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.).
    В современном мире…

    Какие законы вышли в 2016 году?

    • политика
    • закон

    Есть ответы Кто тот кот , которого выбрали стеречь сметану? ВН+?

    • политика
    • налоги
    • коррупция

    Есть ответы Какие вопросы задали про сельское хозяйство?

    • сельское хозяйство
    • президент
    • политика

    Есть ответы В каких бедах Россия не виновата?

    • рф
    • россия
    • политика
    • коалиция

    Есть ответы Сколько лет будут длиться санкции против России?

    • политика
    • сша
    • экономика
    • путин
    • война
    • турция
    • президент
    • государство
    • мир
    • люди
    • страна

    Современные модели государства складывались на протяжении многих веков. Все это время по-разному строились отношения властей светских и религиозных. В прежние времена церковь (в широком смысле этого слова, а не только христианская) играла большую роль в любом обществе. Вплоть до конца Средневековья религия была не просто важным фактором человеческой жизни, она являлась обязательным догматом. Главы конфессий (папы римские, патриархи, правители халифатов и т. д.) пользовались огромной властью.

    За долгую человеческую историю государство и религия прошли огромный эволюционный путь. Большое влияние на их развитие оказала наука. С появлением этого фактора в Новое время влияние религии на общество стало сходить на нет. Одновременно с этим государство принялось отыгрывать свои позиции. Важной развилкой на этом пути оказалась Тридцатилетняя война 1618–1648 гг. Этот конфликт между европейскими государствами начался как традиционный средневековый религиозный, а закончился триумфом национальных и государственных интересов над конфессиональными. Страны Старого Света менялись. Постепенно во все большем количестве обществ все ярче проявлялись признаки светского государства. Этот процесс закончился отделением церкви.

    В Российской Федерации светское государство означает еще и то, что гражданам гарантируется свобода вероисповедания и совести. Жители страны могут относить себя к любой конфессии или не относить ни к какой. Каждый гражданин имеет право выбирать, менять и распространять свою веру. Точно такими же возможностями могут пользоваться подданные других государств, легально находящиеся на территории РФ.

    Никто не обязан декларировать свое отношение к религиозным учениям. Никого нельзя принудить определить вероисповедание и отказываться от убеждений. Строго запрещается принудительное вовлечение детей в религиозные организации без разрешения их родителей. Согласно этому же принципу построена образовательная программа в государственных школах.

    Важные признаки светского государства заключаются во внешних атрибутах власти. Органы власти и местного самоуправления не могут сопровождать свою деятельность публичными религиозными церемониями или обрядами.

    Данное правило распространяется на всех чиновников. Никто на государственной службе не может использовать свою должность для того, чтобы заставлять подчиненных выполнять те или иные конфессиональные обряды. То же самое касается военнослужащих. Уважение властью вероисповедания граждан – вот что значит светское государство.

    Сегодня в мире, несмотря ни на что, продолжают сохраняться государства, в которых есть своя официальная религия. Например, это Израиль (иудаизм), Англия (англиканская церковь) и т. д. В большинстве же стран установлено равенство всех конфессий (Германия, Япония, Италия и т. д.). Также отдельно стоит отметить теократические государства, верховная власть в которых принадлежит церкви. Ярким примером такой системы остается Ватикан.

    Светскость на своем нынешнем этапе развития полна противоречий. Это явление развивается в разных, порой оппозиционных друг другу направлениях. В современном мире сложилось невиданное прежде многообразие светских государств. Оно объясняется уникальным правовым, культурным и социально-политическим развитием каждой конкретной страны.

    Сегодня институт светскости становится повсеместным благодаря глобализации мира. Это, помимо всего прочего, поддерживает тенденцию конвергенции (сближения) законодательств разных стран. К примеру, эту тенденцию испытала на себе Российская Федерация. Светское государство в нашей стране было построено по западной модели. Другим, еще более ярким, примером конвергенции является Европейский Союз. Страны Старого Света, вошедшие в эту организацию, испытывают на себе результаты политики интеграции. Их национальные законодательства сближаются и унифицируются.

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

    Помимо тенденции конвергенции в развитии светскости наблюдаются и другие закономерности. Одна из важнейших – диверсификация. Она заключается в стремлении вести собственную уникальную политику по отношению к церкви. Иначе говоря, диверсификация противоположна конвергенции. Сохранить самобытное светское государство, несмотря на членство в ЕС, сегодня пытаются власти Франции и Германии. Подобная политика прослеживается и в других странах.

    Светское государство — это государство, в котором нет официальной государственной религии, ни одно из вероучений не признается единственно верным или обязательным к исповеданию.

    В условиях светского государства догматы и каноны религии, любые религиозные объединения не могут оказывать влияние на государственный строй, на систему государственных объединений и образований, на функционирование государственных органов и должностных лиц, на иные сферы деятельности государства.

    Основные черты светского государства:

    Любому светскому государству характерны определенные признаки:

    Дополнительные признаки проистекают из перечисленных. К ним относятся: сохранение светского характера образования; запрет возлагать на религиозные объединения функции органов государственной власти; невмешательство государства в религиозное самоопределение граждан; отказ в приеме на работу по религиозным мотивам; запрет государственным служащим использовать свое должностное и служебное положение в интересах каких-либо религиозных объединений; гарантии прав на замену военной службы альтернативной службой по религиозным мотивам.

    Религиозные объединения не принимают участия в выборах в государственные органы власти, не принимают участия в деятельности политических партий и объединений. Представители религиозных объединений сохраняют все свои общегражданские права. Они могут участвовать в выборах, выдвигаться, но не как представители религиозных объединений.

    Светское государство является государством общественные отношения в котором регулируются на базе гражданских, а не религиозных норм; причем решения всех органов такого государства не могут обладать религиозным обоснованием.

    В настоящий момент в науке доминирует представление светского государства как государства, в котором не имеется какой-то официальной государственной религии, и никакое вероучение не признано предпочтительным и обязательным. Соответственным образом, светский характер государства предположил, что церковь и государство разделены друг от друга, не вмешиваются в дела друг друга».

    Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *