- Автомобильное право

Голосование и определение результатов выборов виды избирательных систем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Голосование и определение результатов выборов виды избирательных систем». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Смешанная избирательная система — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию.

Таким образом, смешанная избирательная система – это одновременно распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных голосов избирателей и система большинства по принципу «первый получает пост»

Избирательные системы. Голосование и определение результатов выборов

Избирательным барьером называется доля голосов на пропорциональных выборах, получив которую, список участвует в распределении мест.
Израиль — 1%

Дания — 2%

Шри-Ланка — 2,5%

Аргентина — 3%

Болгария — 4%

Венгрия — 4%

Швеция — 4%

Италия — 4%

Россия — 5%

Словакия — 5%

Испания — 5%

Эстония — 5%

Египет — 8%

Турция -10%

  • Всероссийский открытый урок
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)

Урок 15. Избирательные системы и их виды

  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика

Определение результатов голосования и избирательные системы

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.

Данное определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц, в частности от назначения, производимого коллегиально путем голосования управомоченных лиц. Для назначения на каждую должность представляется обычно один кандидат, тогда как смысл выборов заключается по определению в том, чтобы выбрать одного из нескольких или даже многих кандидатов. Правда, иногда нормы конституции или закона требуют, чтобы назначение производилось из нескольких кандидатов, но это имеет место в случаях, когда назначение производится не коллегиальным, а единоличным органом, например президентом.

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках и др. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь две, три и более степеней.

В советской, да и в позднейшей, литературе иногда можно встретить несколько иную терминологию: различаются выборы прямые и непрямые. Последние же делятся на косвенные, производимые специально выбранными выборщиками (например, так избирается Президент США), и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии Федеральный совет – верхняя палата парламента избирается парламентами земель). Однако здесь возникает вопрос: как назвать выборы, которые сочетают то и другое либо вообще не подходят под данные конструкции, будучи, однако, непрямыми?

Например, французский Сенат (верхняя палата Парламента) избирается по средним единицам территориального деления – департаментам коллегией в составе избранных в департаменте депутатов Национального собрания и членов регионального совета (региона, в состав которого входит данный департамент), всех членов генерального совета департамента (представительного органа департаментского самоуправления), представителей от муниципальных советов данного департамента. Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами. Если выборы через посредство членов органов местного самоуправления можно по данной терминологии с какими-то натяжками считать многостепенными выборами, то участие в них депутатов Национального собрания – органа, стоящего на том же уровне управления, что и Сенат, под эту категорию никак не подходит. Не могут депутаты рассматриваться и как выборщики, ибо основная их функция – другая. Получается, что даже косвенными по данной терминологии эти выборы не могут быть названы.

Вообще-то «косвенные» – антоним «прямых» и синоним «непрямых».

Конечно, в научном языке слова, будучи использованы как термины, могут приобретать специфические значения и расщепляться, но излагаемое в нашей литературе разграничение между косвенными и многостепенными выборами не представляется целесообразным, поскольку, как мы видели, есть случаи, не подпадающие ни под один ни под другой термин. Пример с порядком формирования французского Сената показывает, что споры о терминах – занятие малопродуктивное. Важно лишь с самого начала всегда давать понять, что имеется в виду, когда употребляется тот или иной термин, в понимании которого встречаются расхождения.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными. Всеобщие выборы имеют место в случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже – верхней, палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов (иногда такие выборы именуются дополнительными) или ротации части депутатов, если палата обновляется по частям.

Поскольку периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов, очевидно, что речь может идти о периодичности главным образом всеобщих или региональных (местных) выборов. В тех же случаях, когда представительный орган (палата) обновляется по частям, может существовать периодичность частичных выборов. Периодичность выборов позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности своего политического курса или в своей способности должным образом скорректировать его и т. д.

Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет важное значение, и определить ее оптимальным образом не всегда легко. Срок полномочий парламентов обычно составляет 4–5 лет, президентов – 5–7 лет.

Короткий срок полномочий позволяет точнее отражать в составе выборного органа сиюминутные предпочтения и настроения избирательного корпуса, однако не дает возможности выборным лицам в полной мере проявиться, выполнить все намеченное. Например, срок полномочий Палаты представителей Конгресса (парламента) США– два года. Он самый короткий или один из самых коротких в мире. В американской юридической литературе неоднократно указывалось на его недостаточность: новым конгрессменам нужно какое-то время, чтобы освоиться, а там вскоре пора уже готовиться к очередным выборам. Правда, американская практика продемонстрировала и возможности компенсации этого недостатка. Непродолжительность срока уравновешивается значительной частотой переизбрания, превышающей 80 % от выборов к выборам. Этим фактором обеспечивается длительное постоянство состава Палаты представителей и Сената. Некоторое время тому назад Республиканская партия предлагала внести поправку в Конституцию, ограничивавшую число переизбраний. С другой стороны, Верховный суд США 21 мая 1995 г. вынес решение о неконституционности закона одного из штатов, установившего такое ограничение.

Мы уже приводили пример Филиппин, где существует ограничение переизбраний в парламент, но это все же – исключение из правила. Чаще всего ограничение переизбрания применяется к президентам (обычно запрещается занимать должность в течение более двух сроков подряд или вообще двух сроков). В США, начиная с первого Президента Джорджа Вашингтона, установился обычай избирать одно лицо Президентом не более, чем на два срока.

Однако Президент Франклин Делано Рузвельт нарушил этот обычай и избирался четыре раза подряд (в 1932, 1936, 1940 и 1944 гг.), после чего была принята XXII поправка к Конституции США, которая вступила в силу в 1951 году и запретила избирать одно лицо Президентом более двух раз.

Что касается продолжительного срока полномочий, то он может приводить к отрыву выборных от избирательного корпуса, его потребностей, желаний.

Короткие сроки полномочий предпочтительны в периоды бурных общественных преобразований, когда настроения избирателей нестабильны, политические силы находятся в процессе формирования и соотношение этих сил меняется часто. Не случайно, например, в некоторых восточноевропейских странах (Румыния, Чехо-Словакия) срок полномочий первых парламентов, избранных после падения коммунистических режимов, оказался кратким, не превысив двух лет.

По общему правилу лишь немногие парламенты могут продлевать срок своих полномочий. Так, канадская Палата общин может продлить этот срок только в случае национального кризиса и голосами 2/3 своих членов. В Финляндии, Италии, Великобритании продление срока полномочий возможно законом лишь во время войны. Что касается досрочного прекращения полномочий, влекущего внеочередные выборы, то в дуалистических и парламентарных монархиях, парламентарных и смешанных республиках допускается роспуск парламента или нижней палаты главой государства.

Возможность самороспуска обычно не предусматривается, хотя бывают и исключения. Например, согласно ч. 3 ст. 98 Конституции Республики Польша 1997 года Сейм может не менее чем 2/3 голосов законного числа своих членов сократить срок своих полномочий и тем самым срок полномочий Сената, который сам аналогичного права не имеет.

В президентских республиках парламент не может ни продлевать, ни сокращать срок своих полномочий, он не может быть распущен и президентом, и выборы проводятся регулярно. Например, в 1944 году в США были проведены всеобщие выборы несмотря на то, что страна участвовала во Второй мировой войне. Правда, трудно сказать, как бы решалась эта проблема, если бы военные действия велись на территории США. К этому вопросу мы еще вернемся ниже – в п. 1 § 3 гл. VIII.

В отношении президентов конституции обычно ничего не говорят о продлении срока полномочий, но возможности сокращения этого срока, как правило, предусматривают, в чем мы убедимся ниже при рассмотрении конституционно-правового статуса главы государства (п. 5 § 1 гл. IX).

Этот термин используется в литературе в двух значениях – широком и узком.

В широком смысле избирательная система – это упорядоченные общественные отношения, составляющие порядок выборов органов публичной власти. В основе своей эта система регулируется конституционным правом, но не сводится только к конституционным правоотношениям. Она. регулируется и неправовыми нормами – корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (прежде всего уставами и другими документами политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и др. На практике существуют также связанные с выборами общественные отношения, которые вообще никакими нормами не регулируются и складываются каждый раз по-разному, но они в избирательную систему не входят.

Чаще, однако, термин «избирательная система» употребляется в узком смысле – как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц. Избирательной системе в этом смысле посвящен § 4 настоящей главы.

Этот термин также имеет в литературе два значения – объективное и субъективное.

Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Это один из институтов конституционного права, хотя включает и отдельные нормы других отраслей права – трудового, гражданского, административного, уголовного, судебно-процессуального. Такие нормы можно назвать поливалентными, ибо они одновременно относятся к двум или более отраслям права. В качестве примера можно назвать статьи уголовного кодекса, устанавливающие составы преступлений, образуемые нарушением норм избирательного права. В зарубежном праве можно также найти случаи обратного характера, когда уголовно-правовые санкции устанавливаются нормами избирательного права. Например, во французском Избирательном кодексе содержится широкая гамма уголовно-правовых норм. Последние предусматривают весьма разнообразные составы преступлений и проступков, возможных в избирательном процессе. В Кодексе санкциям отведена целая глава (ст. L.86– L. 117), а кроме того, подобные нормы встречаются и в единичном порядке.

Объективное избирательное право регулирует, следовательно, избирательную систему в широком смысле, хотя, как только что отмечалось, и не во всем ее объеме.

Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане. Избирательно-правовые нормы бывают материальные и процессуальные; последние составляют подавляющее большинство норм данной группы.

Систему источников избирательного права составляют все источники конституционного права, в которых содержатся избирательно-правовые нормы. Особое место здесь принадлежит специальным избирательным законам, которые иногда имеют форму кодексов (например, во Франции, а фактически и в Испании).

Субъективное избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избирательное право, о чем уже шла речь выше – в п. 2 § 4 гл. III – в связи с политическими правами человека и гражданина и на чем мы еще остановимся ниже – в следующем параграфе.

Избирательные системы: российский и мировой опыт

В настоящем параграфе речь идет о субъективном избирательном праве, а принципы его – это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительным народным волеизъявлением. Напротив, нарушение этих принципов подрывает легитимность выборов, а следовательно, и выборных органов власти и самоуправления.

К числу принципов субъективного избирательного права относятся всеобщность, свобода (понимается не всегда одинаково), равенство, непосредственность (в некоторых случаях сочетаемая с определенной опосредованностью), тайное голосование. В конституциях эти характеристики обычно придаются не субъективному избирательному праву, как было сделано в советских и многих других социалистических конституциях, начиная с Конституции СССР 1936 года, а самим выборам или голосованию. Например, предложение первое ч. 1 ст. 38 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 года гласит: «Депутаты Германского бундестага избираются всеобщими, прямыми, свободными, равными и тайными выборами». Согласно ч. 1 ст. 68 Испанской конституции 1978 года «Конгресс (нижняя палата парламента. – Авт.) состоит из не менее 300 и не более 400 депутатов, избранных всеобщим, свободным, равным, прямым и тайным голосованием* на условиях, устанавливаемых законом».

В цитированном положении Конституции в испанском оригинале употреблен термин «sufragio», который в русском переводе может означать и «голосование», и «активное избирательное право», и даже «выборы». В то же время голосование как процесс подачи голосов обозначается в испанском языке термином «votacion», а «избирательное право» может переводиться и как «derecho electoral». Поэтому в цитированном положении вполне могли быть употреблены в качестве перевода выражения «на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании» или «всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными выборами».

В законах, регулирующих избирательный процесс, принципы субъективного избирательного права получают конкретизацию и необходимые гарантии.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Этот принцип означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Это, так сказать, максимум возможного и разумного, который на деле практически нигде не достигается.

Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами (квалификациями), то есть специальными условиями. При этом цензы не должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они не предусмотрены в конституции и если конституция не предусмотрела возможности установления их законом. На практике, впрочем, бывает и это, но только в странах, где не получил развития конституционный контроль.

Лицо, за которым конституцией и/или законом признано право голоса, называется избирателем. В большинстве случаев избирателями могут быть только граждане данной страны, но все чаще право голоса, а подчас и пассивное избирательное право на выборах органов местного самоуправления предоставляются и постоянно проживающим в соответствующей местности иностранным гражданам и лицам без гражданства. В конце настоящего пункта мы к этому еще вернемся.

Совокупность избирателей страны или территориальной единицы называется их избирательным корпусом (в последнее время вместо этого термина все чаще употребляется термин электорат, получающий, таким образом второе значение, что в принципе нежелательно). Различаются:

  • юридический избирательный корпус – совокупность избирателей, внесенных в списки (зарегистрированных),
  • фактический избирательный корпус – совокупность голосующих избирателей и
  • потенциальный избирательный корпус – совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и почему-либо незарегистрированных.

Среди избирательных цензов следует прежде всего указать возрастной. Он означает признание за лицом избирательных прав по достижении определенного возраста. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к снижению возрастного ценза для активного избирательного права, что обычно связано и со снижением возраста гражданского совершеннолетия. По данным Межпарламентского союза, проведшего в 1992 году исследование в мировом масштабе и получившего ответы от 150 государств (из 186), в 109 государствах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет, лишь в нескольких – за лицами старше 19–21 года, а в четырех странах – Бразилии, Иране, Никарагуа и на Кубе, – правом голоса пользуются с 16 лет.

Для пассивного избирательного права возрастные цензы нередко выше. Чтобы занять, например, президентскую должность в Италии, требуется достижение 50-летнего возраста. Смысл возрастного ценза понятен: чтобы решать вопрос о том, кому вверить управление государством или даже небольшой общиной, а тем более чтобы осуществлять такое управление, необходимы определенный уровень зрелости человека, определенное количество накопленной им информации об окружающем мире, определенный навык в решении жизненных проблем и определенная способность понимать эти проблемы. Все это дается с возрастом, хотя у различных людей с разным возрастом. У одних зрелость наступает очень рано, у других, наоборот, очень поздно, но закон ориентируется не на частные случаи, а на общие тенденции.

Обычно для получения активного избирательного права требуется достижение соответствующего возраста на день выборов. Например, согласно предложению третьему § 2 гл. 3 шведского конституционного закона Форма правления 1974 года на выборах в Риксдаг (парламент) «не имеет права голоса лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста ко дню выборов…» В Австрии же в соответствии с предложением первым ч. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона избирательное право принадлежит лицам мужского и женского пола, которым исполнилось 19 лет к началу избирательной кампании.

Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается. Опыт последних десятилетий и таких стран, как Германия, США, Индия, дает примеры занятия первых должностей в государстве (главы государства, главы правительства), притом успешного, лицами на седьмом, восьмом и даже девятом десятке лет жизни.

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или в данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам (прожить нужно в коммуне – низовой территориальной единице), в Новой Зеландии – трем месяцам, которые нужно прожить на территории избирательного округа. Смысл этого ценза заключается в том, что избиратель должен быть хотя бы минимально знаком с проблемами своей местности, где ему предстоит участвовать в выборах. Этот ценз направлен против лиц, не имеющих постоянного местожительства либо часто его меняющих, что не принадлежит к числу гражданских достоинств. Случайные люди в составе избирательного корпуса нежелательны. Тем не менее цензы оседлости обнаружили тенденцию к сокращению и исч��зновению, по крайней мере на всеобщих выборах.

Истоки выборов, как мероприятия по избранию «главного», лежат в далеком прошлом, когда человечество спустилось с деревьев на землю (если, конечно, Дарвин был прав, и мы действительно произошли от обезьян).

Человек, как один из видов млекопитающих — стадное животное. А в стаде (стае) обязательно должен быть вожак, который будет направлять и координировать действия остальных.

Первые выборы вожака выглядели как силовые поединки, в которых побеждал сильнейший. Но спустя тысячелетия сила перестала быть главным мерилом достоинств лидера. Возникла необходимость в избрании «продвинутых» людей, способных вести свой народ к процветанию.

Процедура выборов, схожая с современной, возникла в Древнем Риме. Представьте: римлянин, желающий быть выбранным на какой-либо пост, заявлял об этом властям, затем надевал белую тогу (одежда, напоминающая платье) и шел на площадь агитировать жителей голосовать за него.

В зависимости от формы голосования, принято различать несколько видов оценки большинства голосов:

  1. абсолютное — это количество голосов = (50 % + 1) и более от общего числа избирателей. Пример: общее количество избирателей = 100 человек, следовательно, абсолютным большинством является 51 голос избирателей;
  2. простое — количество голосов = (50 % + 1) и более от числа проголосовавших, т.е. = (25 % + 1) и более от общего числа избирателей. При этом выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие свыше 50 % от общего количества избирателей.

    Пример: общее число избирателей = 100 человек, на выборах проголосовал 51 человек (т.е. они считаются состоявшимися). В этом случае простое большинство голосов = (50 % + 1) от 51 человека = 26 человек или же (25 % + 1) от 100 человек, что также = 26.

    Александр

    Пустая формальность. Результаты формируются с помощью телеящика. Кого надо, того и выберут.

    Дмитрий

    В ответ на Александр. Ну, хорошо, что не с помощью Ютуба или Фейсбука, а то бы во всех странах у власти были бы марионетки Запад. ИМХО.

    Олег

    Чтоб люди ходили на выборы, к ним должно быть доверие, а чтобы было доверие, нужно, чтобы выборы были максимально прозрачны.

    Вообще, подтасовки результатов крайне важная проблема, не решив её, не будет той легитимности на какую рассчитывает власть.

    Дмитрий

    Олег: согласен. В США, например, подтасовать результаты раз плюнуть (система выборов не прямая). В странах, где запрещены экзит-полы (опросы на выходе с избирательных участков), тоже не так сложно нарисовать нужные цифры.

    Радуете, что в России очень высокая явка (есть доверие) — прогнозы и экзит-полы еще ни разу не расходились с реальными результатами. Чего не скажешь о многих странах бывшего СССР и Европы.

    Очень понравилось, что на последних выборах в ГосДуму в Единой России были проведены праймериз (предварительные голосования, для выбора будущих кандидатов в депутаты). Это дало понять партии, каких именно ее кандидатов народ хочет видеть в Думе. В результате, это первый состав Думы, за который не стыдно (люди на своем месте).

    Народные голосования (выборы, отзыв, референдум)

    Выборы — это тип политического участия граждан в управлении делами государства. Выборами называют процедуру, при которой формируется государственный орган или наделяется полномочиями должностное лицо. Процедура реализуется через голосование, при этом принять участие могут лишь те, кто обладает избирательным правом.

    Избирательная система — политический институт, который связан с организацией выборов политических деятелей. Выборы проходят и определяются результатами голосования и распределением мандатов между партиями. Другими словами, избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства.

    Избирательная система состоит из двух компонентов:

    1. Избирательное право — это принципы и условия, при которых граждане могут участвовать в формировании выборных органов.

      Избирательное право может быть двух видов: активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным).

      Избирательное право можно ограничить цензами — возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.

    2. Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

    Этапы избирательного процесса:

    1. Назначить выборы.

    2. Организовать избирательные округа.

    3. Создать избирательные комиссии.

    4. Зарегистрировать избирателей в установленном законом порядке, составить список избирателей.

    5. Выдвинуть кандидатов.

    6. Предвыборная агитация.

    7. Процесс голосования.

    8. Подвести итоги голосования.

    9. Установить результаты и распределить места в выборных органах по итогам голосования.

    Выделяют два типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. В этой статье поговорим о пропорциональной.

    Преимущества пропорциональной избирательной системы, которые отличают ее от мажоритарной:

    • система позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;

    • возможность пройти в парламент партиям, в том числе средним и мелким, которые отражают интересы населения, что повышает доверие к политической системе;

    • позволяет исключить разделение состава парламента, а также не допустить в него радикальных личностей;

    • в результате образуется множество партий, которые представляют различные слои населения;

    • низкая вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые могут использовать нелегальные способы прийти к победе на выборах.

    При этом у пропорциональной избирательной системы есть и недостатки:

    • гражданин выбирает не конкретную личность, а кандидата из списка, где все могут быть ему неизвестны;

    • не так очевидна ответственность победивших перед избирателями;

    • система распределения голосов часто непонятна плохо информированным избирателям.

    1. Какие виды избирательного права вы знаете? У всех ли граждан есть избирательное право? Чем можно ограничить избирательное право?

    2. С чего начинается избирательный процесс?

    3. Что такое избирательная система? Какие виды избирательных систем вы знаете?

    4. Почему пропорциональная система выборов так называется?

    5. Определите, какие из перечисленных признаков характеризуют пропорциональную систему:

      1. прямая ответственность победивших на выборах перед избирателями;

      2. широкий спектр политических партий, в том числе средних и мелких;

      3. избранным считается кандидат, который получил большинство голосов;

      4. каждая политическая партия получает число мест пропорционально числу голосов за нее.

    В партийном списке кандидаты располагаются так, как предпочтет сама партия. В закрытом видны только несколько первых фамилий, граждане должны голосовать за весь состав, а не отдельную личность. Каждый кандидат получает места пропорционально голосам. А также учитывается положение в списке. При открытой таблице избиратели видят все фамилии. Голосовать они могут за отдельного человека, группы, всю электоральную организацию или определять положение одного ее члена в списке. Если используется система одного республиканского округа, мандаты распределяют между кандидатами пропорционально поданным голосам. Но это происходит только после преодоления барьера, равного 7%. Округ включает в себя всю территорию государства. Хотя эту систему считают недостаточно демократической, так как места распределяет не народ, а лидеры партии. Положение определенных личностей зависит не от его заслуг перед гражданами или страной, а от количества внесенных в фонд денег.

    Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система превращается в гибридную избирательную систему.

    Основная статья: Пропорциональная избирательная система

    Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.

    • Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии
    • Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра)
    • Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.
    • Если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн. голосов делим на 100. Получается 600.000
    • После этого от каждого партийного списка мандаты получают столько человек, сколько раз квота укладывается в собранное партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн. голосов. Это делим на 600 тыс. Получается 2,5 места
    • Остаток ! Весь вопрос, как учесть остатки.
    • Плюсы

    Более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе

    • Минусы

    Обезличенность партийных списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)

    Гибридная избирательная система

    Указание в партийном списке кандидатов каждому из них мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться, делает партийные списки предельно открытыми и превращает пропорциональную избирательную систему в гибридную избирательную систему.

    • Избирательный барьер –7%, со следующих выборов(в 2016 году)- 5%
    Но он «плавающий», т.к. может понижаться, если за две партии подано 60 и менее процентов или если за 1 список подано более 60% голосов
    • Сумма голосов избирателей, поданных за списки, делится на 450 (государственная дума состоит из 450 депутатов). Полученный результат есть первое избирательное частное. Допустим, проголосовало 100 млн. Делим на 450 = 222.222
    • Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное

    Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов

    • Преодолели барьер 3 списка:
    Итого: 390 мандатов. Остались нераспределенными 60 мандатов
    • Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов
    Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения (в нашем случае – партия М, затем партия Y, затем — Х)
    В результате каждая из трех партий получит при вторичном распределении еще по 20 мандатов. Но если бы оставалось 61 мандат, то партия М получила бы 21 дополнительный мандат, а две другие – по 20
    • После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной

    Пропорциональная избирательная система

    Основная статья: Пропорциональная избирательная система

    Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в полном соответствии с числом набранных партиями голосов.

    Определяется обычно путём деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ. Пример: дано 60 млн голосов и 100 мандатов: соответственно, партия должна получить 600 тыс. голосов минимально, чтобы получить один мандат. Одной из основных проблем пропорциональной системы является подсчёт остатков голосов, в каждой стране он распределяется по-разному.

    В России такая система в своём полном виде работала при формировании Государственной Думы с 2007 по 2011 годы (ныне действует смешанная). Существует на региональных выборах.

    Кроме того, на выборах в Государственную Думу 2007 года избирательный барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в партийные блоки.

    На выборах разных уровней в России эта система работает так: сумму голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент (преодолевшие 5 % барьер) партии, делят на 450 (число мандатов по федеральному избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждый прошедший в парламент список, делят на первое избирательное частное. Целая часть полученного числа и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.

    Оставшиеся мандаты — по одному — ЦИК передаёт партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сперва дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т.д., до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовали больше всего избирателей.

    Затем мандаты распределяются внутри федерального списка партий. В первую очередь их получают кандидаты из его общефедеральной части. Оставшиеся думские места передают региональным группам. Для этого сумму голосов избирателей, полученных партией в регионах, делят на число вакантных внутри списка мандатов и получают второе избирательное частное. Затем голоса, отданные за каждую из региональных групп, делят на это частное. Целая часть полученного числа соответствует количеству мандатов для региональной группы. Оставшиеся свободные места ЦИК распределяет далее в соответствии со значениями дробных частей.

    Если все преодолевшие 5%-й барьер партии не наберут более 50%, то в Думу проходят и те, кто получил менее 5% (в порядке убывания голосов), пока сумма голосов избирателей не превысит 50%. Если только одна партия наберет более 50%, а остальные — менее пяти, то мандаты будут распределены между партией-лидером и следующей за ней по количеству набранных голосов.

    В основу системы распределения мандатов депутатов Государственной Думы на выборах 2007 и 2011 годов лёг метод Хэйра.

    Основная статья: Смешанная избирательная система

    Вся территория делится на избирательные округа, в которых выдвигаются как кандидаты по мажоритарной системе, так и списки кандидатов, выдвинутые партиями по пропорциональной системе.

    Смешанная избирательная система — это по сути совокупность двух систем: пропорциональной и мажоритарной. При этом часть мандатов распределяется по пропорциональной системе (по партийным спискам), а другая часть по мажоритарной системе (голосование за кандидата).

    В России (на думских выборах 1993, 1995, 1999, 2003 и 2016 годах) работает так:

    • К распределению мест (мандатов) допускаются все партии (списки), преодолевшие избирательный барьер 5 %. Кроме того, возможны следующие случаи:
      • Если за партии, преодолевшие барьер, в сумме подано 50 или менее процентов голосов, то к распределению мест допускается одна или более «проигравших» партий в порядке убывания результата, пока совокупное количество голосов за все партии не превысит 50 %.
      • Если избирательный барьер преодолела лишь одна партия, то занявшая второе место партия в любом случае (даже если победитель набрал более 50 % голосов) допускается к распределению мандатов.
    • Сумма голосов избирателей, поданных за все партии, допущенные к распределению мандатов, делится на 225 (количество мандатов по общефедеральным спискам — половина мест в Государственной думе). Полученный результат есть первое избирательное частное. Иногда это число называют «ценой мандата», то есть количество голосов избирателей, необходимое для получения одного места в парламенте.
    • Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком делится на первое избирательное частное.
    • Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
    • Проводится вторичное распределение оставшихся мандатов, которые передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате первичного распределения.
    • После этого места распределяются внутри каждого списка. Приоритет имеет общефедеральная часть списка перед региональной.

    В мире существуют сотни разновидностей избирательных систем. Различия между этими системами состоят в элементах, правилах, сочетании и содержательном наполнении избирательного процесса. Самыми распространёнными в мире являются следующие 3 типа избирательных систем:

    • мажоритарная (абсолютного, относительного и квалифицированного большинства);
    • пропорциональная;
    • смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

    Сущность этой системы заключается в том, что для победы кандидата на выборах нужно не только набрать большинство голосов, а набрать такое большинство, которое зафиксировано в законе (например, не менее 1/3, 2/3, 3/4 от общего числа проголосовавших избирателей). Квалифицированное большинство превышает абсолютное большинство. По этой причине эта система применяется крайне редко.

    Внутри двух всеобъемлющих типов избирательных систем (мажоритарной и пропорциональной) существует множество альтернативных вариантов избирательных систем:

    • пропорциональное большинство с закрытыми партийными списками;
    • одномандатный вариант единого сквозного голосования, то есть пропорциональное альтернативное голосование;
    • пропорциональное представительство через британскую систему пропорционального представительства, т. е. с методом сквозного голосования в многомандатных округах с индивидуальными избирательными порогами;
    • ограниченная система голосования.

    Часто цель выборов – выбрать группу из нескольких победителей. Это можно сделать, проведя разовые выборы и определив победителей по всем поданным голосам. Другая возможность – разделить избирателей по округам, которые выбирают между разными вариантами и определяют разных победителей. Первый подход на самом деле является частным случаем, когда у нас есть только один округ.

    Способ определения групп и их соответствующие мандаты могут иметь сильное влияние на результаты. Избирательные округа обычно получают места в зависимости от состава населения. Изменение количества мест или границ избирательных округов является важным вопросом, так как это может привести к разному соотношению мест и численности населения, или к манипуляциям с целью искажения результатов.

    Некоторые избирательные системы устанавливают минимальные требования к результатам, чтобы избежать частых изменений статус-кво. Примером такого требования является наличие большинства. Финальная версия этого требования – единогласие, когда все проголосовавшие должны поддержать окончательный результат.

    Ещё один механизм для поддержания статус-кво – это требование кворума, которое устанавливает минимальное количество участников голосования по отношению к общему количеству имеющих право голоса. Это может привести к использованию стратегий, направленных на то, чтобы избиратели не смогли достичь кворума.

    Избирательные системы могут благоприятствовать или ставить в невыгодное положение отдельные партии. Когда дело доходит до обсуждения вопросов избирательной системы, партии часто спорят, исходя из собственных интересов: «Право голоса – это также право на власть».

    Избирательные системы оценивается по тем объективным функциям, которые они выполняют:

    • представительство: избирательная система должна отражать волю избирателей без искажений, все голоса должны быть одинаковыми не только по подсчёту, но и по значению;
    • стабильность: избирательная система должна обеспечивать формирование стабильного правительства путём принуждения большинства к одной партии или политической силе (избиратели должны иметь возможность принимать непосредственное решение о формировании правительства);
    • простота: система, которую не понимают большинство избирателей, может привести к голосованию, не совпадающему с волей избирателей.

    Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.

    Избирательная система в широком смысле — порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система в узком смысле — система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

    Выбор той или другой избирательной системы влечёт за собой большие изменения в расстановке политических сил. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь. Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

    Название этой системы происходит от французского слова мажорете, что означает большинство. В ее основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат или несколько кандидатов, принадлежащих одному списку партии, получившей в округе большинство голосов избирателей по сравнению с другими партиями.

    При мажоритарной системе различают три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное.

    В соответствии с этим существуют три главные разновидности мажоритарной избирательной системы. При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат, чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос, но может быть иным. Процент голосов избирателей при системе квалифицированного большинства может быть. установлен не от числа проголосовавших, а от числа всех зарегестрированных избирателей.

    При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания необходимо получить не менее 50% всех поданных голосов. Этот процент ниже, чем при системе квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок, а голоса тоже распределяются между разными кандидатами так, что нередко ни один из них не получает необходимых 50%. Поэтому при данной системе также бывает второй тур. При мажоритарной системе относительного большинства кандидат, чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат.

    1. Понятие избирательного права в юриспруденции имеет два вида определения:

      • это право граждан государства избирать и быть избранными;
      • это отрасль государственного права, которая состоит из правовых норм, регулирующих порядок участия в выборах и формирование выборных органов власти.

      Иногда совокупность этих правовых норм также называют избирательной системой. Однако же для большинства исследователей понятие избирательной системы означает порядок и правила определения результатов голосования. Избирательная система как синоним избирательного права потреблялась только однажды – в Конституции СССР 1936 года.

      Существует три типа, или вида избирательных систем:

      1. Мажоритарная избирательная система. В мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей согласно разновидности этой системы:

      • абсолютного большинства (50% +1 и более голосов);
      • относительного большинства (просто большинство голосов);
      • квалифицированного большинства (заранее установленное число больше половины – две трети или три четверти).

      Плюсы:

      • возможность формирования стабильного правительства;
      • прочные связи кандидатов с избирателями.

      Минусы:

      • голоса, отданные другим кандидатам, не учитываются и пропадают;
      • значительная часть кандидатов от избирателей не представлена во власти;
      • возможна ситуация, когда партия, получившая меньше голосов, в парламенте получает больше депутатских мест;
      • две партии, набравшие почти одинаковое количество голосов, могут представить в парламенте совсем не одинаковое число депутатов.

      2. Пропорциональная избирательная система. Этот вид системы означает, что число мест (мандатов), которое получат политические партии пропорционально тому числу голосов, которое они заработают. При этом, чтобы оказаться в парламенте, обычно необходимо преодолеть порог в 5% от общего числа голосов. Обычно используется на общегосударственном уровне.

      Плюсы:

      • отражает реальную политическую картину в общественной жизни и расстановку сил;
      • способствует развитию многопартийности и плюрализма;
      • более полный учет интересов общества.

      Минусы:

      • сложности в формировании правительства (нет доминирующей партии, много мелких партий, долгий процесс создания партийных коалиций);
      • голосование не за конкретных кандидатов, а за партии ведет к менее тесным связям избирателя и кандидата, в отличие от мажоритарной системы, то есть люди голосуют за безликие кандидатуры;
      • большая зависимость депутатов от руководства своей партии, что иногда связывает им руки (опять же – из-за того, что люди голосуют за партии, а не за конкретных кандидатов);
      • партия, набравшая 5% голосов может получить место в правительстве, хотя это мизерный уровень поддержки в рамках всей страны (лично я бы сделал порог повыше).

      3. Смешанная избирательная система. Комбинирование мажоритарной и пропорциональной системы. Представляет из себя попытку оставить плюсы обоих систем и сгладить их минусы. Например, избиратели голосуют за конкретных кандидатов в местных и региональных выборах, и за политические партии в общегосударственных выборах.

      Избирательная система РФ – в основном смешанная. Однако, согласно законам отдельных субъектов, региональные и муниципальные выборы бывают и по мажоритарной, и по пропорциональной системе.

      Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Право. Понятие и признаки права.

      Марина Литвинович, кандидат по 198 округу в Москве, делится своими впечатлениями от первого дня голосования.

      Хабаровский край показал рекордно низкую явку среди регионов Дальнего Востока. К вечеру 17 сентября в крае проголосовало 11,59% избирателей. Активность граждан оказалась выше в Сахалинской области, Камчатском крае, на Чукотке (31,40%). Низкая явка в Хабаровском крае ставит под сомнение победу действующего губернатора Михаила Дегтярева.

      В своей совокупности они дают наиболее полное представление об образующих избирательную систему элементах, различное сочетание и содержательное наполнение которых обусловливают выделение различных видов избирательных систем.

      В истории развития законодательства о выборах сформировалось много подходов к конструированию избирательных систем. При этом выбор того или иного вида избирательной системы — один из ключевых вопросов политической жизни страны, на решение которого существенным образом влияет состояние демократического развития и соотношение политических сил. Не случайно именно к такому выводу пришел и Конституционный Суд РФ. В определении от 20 ноября 1995 г. об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Суд подчеркнул, что выбор того или иного варианта избирательной системы и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. В российских условиях этот выбор осуществляет Федеральное Собрание РФ в соответствии с правилами законодательной процедуры.

      Правовое значение избирательной системы состоит в надлежащем законодательном закреплении всей совокупности правил, регулирующих отношения, связанные с определением результатов выборов, и образующих юридическое оформление избирательной системы, включая закрепление различных ее видов.

      Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем:

      • мажоритарной;
      • пропорциональной;
      • смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.


        Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *