- Автомобильное право

Должностные и специальные обязанности военнослужащих ответственность военнослужащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные и специальные обязанности военнослужащих ответственность военнослужащих». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 27 г. Москва «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

Подсудность военным судам гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках

1. В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 года N 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.

Дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, прошедших военные сборы, пребывавших в мобилизационном людском резерве, подсудны военным судам, если они оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы, о взыскании невыданного денежного довольствия и иных видов обеспечения и т.п.).

Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Судьям военных судов подсудны также дела о совершенных военнослужащими административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ. В таких случаях подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы по основаниям, установленным статьями 8, 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», подсудны военным судам.

Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.

В силу части 4 статьи 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам, дислоцированным за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Обязанности и ответственность военнослужащих

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

21. Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Республики Беларусь, с учетом особенностей прохождения военной службы.

22. Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за нарушения воинской дисциплины в порядке, установленном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь.

23. Административную ответственность военнослужащие несут в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

24. Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут в установленном законодательством Республики Беларусь порядке за неисполнение, ненадлежащее исполнение ими предусмотренных гражданским законодательством обязательств, за ущерб, причиненный государству, юридическим лицам и гражданам.

25. Материальную ответственность военнослужащие несут за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

26. Уголовную ответственность военнослужащие несут за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Кроме того, к военнослужащим могут быть применены меры общественного воздействия за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины и общественного порядка, а также за аморальные проступки. Военнослужащие рядового состава могут быть подвергнуты общественному воздействию на собраниях личного состава подразделений, сержанты – на собраниях сержантов подразделения, прапорщики – на собраниях прапорщиков, офицеры – на офицерских собраниях. Проступки офицеров и прапорщиков могут рассматриваться также товарищескими судами чести.

При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащего.

  • Статья 26. Общие обязанности
  • Статья 27. Должностные и специальные обязанности
  • Статья 28. Ответственность военнослужащего
  • Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы
  • Статья 28.1. Права военнослужащего, который привлекается к дисциплинарной ответственности
  • Статья 28.2. Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности
  • Статья 28.3. Обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего
  • Статья 28.4. Дисциплинарное взыскание и его применение
  • Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания
  • Статья 28.6. Обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Доказательства и их оценка
  • Статья 28.7. Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке
  • Статья 28.8. Разбирательство
  • Статья 28.9. Рассмотрение командиром материалов о дисциплинарном проступке
  • Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий
  • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 30. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Должностные и специальные обязанности военнослужащих

Каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач.

Должностные обязанности исполняются только в интересах военной службы.

Должностные обязанности и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников) применительно к требованиям настоящего Устава.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, специальных средств, физической силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ответственность военнослужащих

Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.

К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.

В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

При привлечении военнослужащих к ответственности недопустимо ущемление их чести и достоинства.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

К военнослужащим относятся:

  • офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
  • офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации (по призыву);
  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Конспект по уставу на тему «Общие обязанности военнослужащих»

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных действующим законодательством.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Итак, разберем понятие «общие обязанности военнослужащих».

Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Еще более частным и индивидуализированным элементом обязанностей военнослужащих являются специальные обязанности, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть установлены с определением порядка их исполнения при различных служебно-боевых и чрезвычайных обстоятельствах.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, специальных средств, физической силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и могут подвергаться различным видам ответственности, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил. Например, в соответствии с УГ и КС ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется дополнительными правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе, и может нести ответственность за неправомерное его применение; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, обязанных беспрекословно их выполнять, равно как и привлекаться к ответственности за неприменение или несвоевременное применение этих требований; подчиняться строго определенным лицам — начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая в том числе своего непосредственного и других прямых начальников, либо в противном случае претерпевать негативные для себя последствия в случаях неподчинения или невыполнения отдельных требований указанных лиц.

Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга. Дисциплинарная ответственность военнослужащих является одним из важнейших средств укрепления воинской дисциплины.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих представляет собой предусмотренные военным законодательством меры дисциплинарного взыскания, применяемые к военнослужащим за совершение воинских дисциплинарных проступков. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентируются Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ).

Воинские дисциплинарные проступки выражаются в виновном, противоправном нарушении военнослужащими воинской дисциплины или общественного порядка, влекущем применение дисциплинарных взысканий.

Состав воинского дисциплинарного проступка включает традиционные для всех правонарушений элементы.

Объектом воинского дисциплинарного проступка являются военно-служебные отношения, регулирующие порядок соблюдения военнослужащими воинской дисциплины. Под воинской дисциплиной понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Особенность этих отношений заключается в регламентации ими не только служебного поведения военнослужащих, но и в ряде случаев поведения их вне службы. Так, правила воинской дисциплины распространяются и на поведение военнослужащих в общественных местах во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест). В соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ за нарушение таких правил общественного порядка военнослужащие должны привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка в самом общем виде заключается в действии или бездействии, выражающихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении военнослужащим возложенных на него обязанностей военной службы. Однако в дисциплинарном законодательстве, в отличие, например, от уголовного или административного, отсутствует исчерпывающий перечень воинских дисциплинарных проступков и, соответственно, описание их объективной стороны. В ДУ ВС РФ содержатся лишь виды (по существу названия) грубых дисциплинарных проступков военнослужащих. Например, самовольная отлучка, опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения, опоздание или самовольный уход со службы, нарушение правил несения караульной (вахтенной), внутренней службы и боевого дежурства, исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др. Таким образом, дисциплинарными проступками признаются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка независимо от того, в какой форме они совершены, каким способом и т.д.

Субъектом воинского дисциплинарного проступка являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту). Правила воинской дисциплины распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, — при ношении ими этой формы одежды. С учетом реализации принципа личной ответственности ДУ ВС РФ устанавливает, что командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными. Привлечение к дисциплинарной ответственности командиров возможно только в тех случаях, когда они скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

Субъективную сторону воинского дисциплинарного проступка составляет вина военнослужащего в форме умысла или неосторожности. Мотивы и цель могут быть любыми и не имеют значения для правовой квалификации содеянного.

При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может либо ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, либо в случае необходимости подвергнуть дисциплинарному взысканию.

На военнослужащего могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в ДУ ВС РФ и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) принимает решение о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания только после проведения разбирательства по факту совершения проступка. В ходе разбирательства должно быть обязательно установлено: а) действительно ли имел место проступок; б) где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен; в) в чем он выразился; г) наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами; д) каковы последствия проступка; е) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица; ж) причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

Мера дисциплинарного взыскания должна соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства. При определении строгости дисциплинарного взыскания необходимо также учитывать следующее: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. ДУ ВС РФ предусматривает особенности наложения дисциплинарного взыскания на военнослужащих, входящих в состав суточного наряда (несущих боевое дежурство), а также находящихся в состоянии опьянения.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях не позднее месяца со дня его наложения. По истечении месячного срока взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. Порядок приведения в исполнение отдельных видов дисциплинарных взысканий определен ДУ ВС РФ.

Бережное отношение к военному имуществу является обязанностью военнослужащих. Нарушение этой обязанности может повлечь материальную ответственность.

Материальная ответственность военнослужащих — это предусмотренные законодательством о материальной ответственности меры имущественного характера, применяемые к военнослужащим, причинившим реальный материальный ущерб воинской части.

Основания и порядок привлечения к материальной ответственности военнослужащих предусмотрены в специальном нормативном правовом акте — Федеральном законе от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих». Нормы военного законодательства, регулирующие данный вид ответственности, отличаются от норм возмещения вреда по гражданскому праву, а также от норм трудового права, регулирующих материальную ответственность работников. Особенности материальной ответственности военнослужащих обусловлены субъектом причинения ущерба, условиями и пределом ответственности, порядком возмещения ущерба.

Основанием материальной ответственности военнослужащих является проступок, именуемый в юридической литературе имущественным правонарушением, т.е. это виновное, противоправное деяние военнослужащих, причинившее реальный ущерб имуществу воинской части, за совершение которого предусмотрена материальная ответственность.

Состав имущественного правонарушения включает традиционные четыре элемента — объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом имущественного правонарушения военнослужащего является установленный порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества. Этот порядок закреплен в большом количестве нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение сохранности различных видов военного имущества путем установления правил его получения, выдачи, хранения и эксплуатации.

Предметом имущественного правонарушения выступают все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью. В данном случае под воинской частью понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу.

Объективная сторона имущественного правонарушения включает в себя противоправное действие (бездействие), последствие и причинную связь между ними.

Противоправное действие (бездействие) выражается в нарушении обязанностей военной службы по бережному отношению к военному имуществу. Конкретными формами противоправного поведения военнослужащих являются, например, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, нарушение порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества и др.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) подразделяет обязанности военнослужащих на общие (касающиеся всех) и особые, накладываемые при определенных условиях исполнения службы. Как и любой из военнослужащих Российской Армии, каждый солдат и матрос обязан:

  • уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков;
  • не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины;
  • соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия;
  • знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы.

Особые обязанности военнослужащих Уставом внутренней службы ВС РФ подразделяются на должностные и специальные. Помимо этого, к особым и дополняющим общие обязанностям относятся те из них, которые установлены иными общевоинскими Уставами ВС РФ, а также Боевыми уставами, определяющими обязанности солдата в бою, по его роду войск и штатному предназначению.

Военная служба подразумевает назначение каждого рядового, ефрейтора, матроса, старшего матроса на конкретную воинскую должность, в соответствии с которой он наделяется должностными обязанностями, определяющими его функции, полномочия, а также объем выполняемых им задач. Должностные обязанности и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников).

В армии и на флоте, приказ командира — закон для подчиненного.

На судах (корабле) и суше обязанности матроса (на судне) и солдата не имеют существенных отличий. За военнослужащими закрепляется ряд задач, которые выполняются ими перед построением или в строю.

Военнослужащий должен знать свои прямые обязанности перед тем, как приступить к непосредственному выполнению задач.

Согласно общим требованиям к солдату-военнослужащему в бою, установленным Уставом внутренней службы, Боевыми уставами ВС РФ, он должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища. Также он обязан:

  • знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием и боевой техникой на поле боя в различных условиях обстановки;
  • знать и понимать полученную задачу;
  • знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;
  • не оставлять без разрешения командира своего места в бою.

Должностные и специальные обязанности военнослужащих

Согласно статье 160 Устава внутренней службы ВС РФ, солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей, поставленных ему задач и соблюдение при этом требований безопасности военной службы, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного ему имущества.

За ненадлежащее исполнение обязанностей, в том числе должностных и специальных, солдат (матрос) может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой, а в ряде случаев — и к уголовной ответственности, в зависимости от характера и тяжести допущенного нарушения.

1) Права и обязанности лиц, проходящих службу в российской армии, в первую очередь, закреплены в Конституции РФ. Главным здесь является то, что военнослужащие имеют те же права, а также несут на себе те же основные обязанности, что и прочие граждане.

Применительно к рассматриваемому вопросу Конституция указывает, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина, а осуществлять военную службу необходимо в соответствии с федеральным законодательством.

2) Форма и порядок исполнения воинского долга декларируются двумя федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». В первом говорится о том, что гражданин обязан состоять на воинском учете, определяется порядок призыва в армию и т.д.

Во втором сказано об общих правах и обязанностях военнослужащих, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят на военной службе. Также в нем упоминается о правах и обязанностях военнослужащих-иностранцев.

Каждая социальная группа имеет свои права и обязанности, а также свою ответственность. Это и определяет ее статус, т.е. положение, занимаемое в обществе и государстве. Своим особым статусом обладают и военнослужащие.

Такой статус в РФ имеют рядовые и офицеры всех званий – войсковых и корабельных, курсанты военных вузов, призывники и контрактники, а в особых случаях его могут получить и подданные других государств. Он устанавливает границы реализации военными своих прав и свобод.

Утверждая права военнослужащих, законодатели руководствовались той основной функцией, которую исполняет данная социальная группа – защита государства и общества. Поэтому не все конституционные права, установленные для граждан России, в полной мере доступны лицам со статусом военнослужащего.

Например, имеет место быть ограничение права свободного передвижения, в целях того, чтобы военнослужащий и каждая воинская часть могли поддерживать свою боевую готовность.

Проживать военнослужащий должен в непосредственной близости от места службы – для того, чтобы всегда была возможность оперативно к нему прибыть. По этой причине местом проживания рядового состава армии являются казармы. Офицерам разрешено проживать в военных городках и прочих подобных местах рядом с воинскими частями. Поездка за границу может быть осуществима только по согласованию с командованием.

Право на свободу слова в отношении военных тоже подвергнуто ограничениям. Военнослужащему запрещается публичное обсуждение отданных ему приказов. Строго запрещено разглашение секретных сведений.

Согласно ст. 9 ФЗ «О статусе военнослужащих», лица со статусом военнослужащих не вправе состоять в политических партиях и иных организациях политического толка, а также участвовать в каких-либо забастовках в период несения военной службы. Запрещено и занятие коммерческой деятельностью.

Несмотря на имеющиеся ограничения, военнослужащие обладают достаточно широким спектром прав. Их можно разделить на несколько категорий:

1) Личные права и свободы. Они позволяют военнослужащим защищать свои честь и достоинство, отстаивать законные интересы, обжаловать совершенные в их отношении неправомерные действия, требовать возместить причиненный в ходе службы ущерб. К личным правам относятся, например, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.

Однако в отношении последнего нужно знать, что военные не должны требовать от государства обеспечения условий для совершения религиозных обрядов. Хотя на территории воинской части могут воздвигнуть храм и проводить богослужения, но только за счет личных средств военнослужащих и с разрешения командования.

2) Социально-экономические права. Военнослужащие получают бесплатное питание и необходимое для жизни и несения службы имущество. Проходящие службу по призыву имеют не менее 8 часов в день на сон и два часа личного времени, обладают правом на отпуск по личным обстоятельствам. То время, что лицо состоит на военной службе, идет в общий трудовой стаж. Причем у тех, кто служит по призыву, один месяц службы засчитывается за два месяца работы.

3) Политические права. Военнослужащие имеют право выражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не связанную с государственной или военной тайной. Они могут участвовать в выборах через процедуру голосования. Более того, военным разрешено занимать выборные должности в государственных или же муниципальных органах власти.

Не воспрещается участие в общественных организациях и объединениях неполитического характера. В свободное от службы время разрешается присоединяться без оружия к мирным демонстрациям, митингам или шествиям за территорией военной части.

В случае неисполнения своих обязанностей или нарушения прав других военнослужащих, военные привлекаются к ответственности. В делах, связанных с нарушением законов, воинских уставов и приказов командиров, предполагаются следующие категории ответственности:

  1. Дисциплинарная (определяется дисциплинарным уставом) – за нарушение дисциплины и проступки, не согласующиеся с воинской честью.
  1. Административная – та же, что распространяется на всех граждан страны. С поправкой на то, что к военным не могут быть применимы все меры Кодекса об административных правонарушениях (например, на них не распространяется арест на общих основаниях).
  1. Гражданско-правовая – за ущерб, нанесенный как отдельным гражданам и организациям, так и государству. Распространяется на военных так же, как и на других граждан. Сюда же можно отнести материальную ответственность – за порчу или утрату вооружения, техники и других видов воинского имущества. Возмещение подобного ущерба может быть как полным, так и частичным.
  1. Уголовная – на общих основаниях, но со своей спецификой.

Уголовная ответственность распространяется на военных наравне с другими гражданами. Но среди преступлений, которые совершают лица со статусом военнослужащего, есть те, что связаны конкретно с армейской службой. На них и нужно остановиться подробнее.

Такого рода преступления перечислены в 11 разделе (Преступления против военной службы) и 33 главе Уголовного Кодекса РФ. Среди них:

  • Невыполнение приказа (в случае, если это нанесло существенный вред службе или повлекло другие последствия тяжкого характера);
  • Сопротивление вышестоящему по чину;
  • Насильственные действия в отношении начальства;
  • Оскорбление, унижение, насилие в отношении других военнослужащих;
  • Самовольное оставление части, а также неявка на службу из увольнения или отпуска;
  • Имитация болезни или иные способы уклонения от исполнения воинских обязанностей;
  • Дезертирство;
  • Неисполнение правил несения дежурства, караула или пограничной службы;
  • Самовольное оставление погибающего военного корабля.

Наказания за преступления уголовного характера бывают различными – от всякого рода ограничений по службе, помещения в дисциплинарную часть или штрафов до лишения свободы.

Каждый военнослужащий наделён должностными обязанностями. Эти функции определяют объемы и пределы выполнения порученных ему задач, согласно его профессии и должности. Используются эти обязанности только в интересах службы.

Круг обязательств по службе определяется воинскими уставами. Но наряду с высшими армейскими нормативами обязанности регулируются приказами руководства, различными письменными наставлениями, разработанными положениями, инструкциями прямых начальников, но применительно к требованиям настоящего Устава.

Военнослужащие, которые находятся на боевом дежурстве (службе), а также в суточном и гарнизонном нарядах могут выполнять спецзадания. К этим особенностям также относится привлечение для ликвидации последствий стихийных бедствий и других ЧП. В этих случаях обязанности и алгоритм их реализации устанавливаются определёнными законодательными актами и носят временный характер.

160. Солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей, поставленных ему задач и соблюдение при этом требований безопасности военной службы, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного ему имущества. Он подчиняется командиру отделения.

Обязанности солдата (матроса), подробный обзор

Причиной для обособленности свобод и привилегий служащих в армии выступает то, что специфика военной службы и характер взаимоотношений в армии уже сами по себе предопределяют фактическое ограничение прав военнослужащих.

Призывая граждан отдать долг Родине, государство пусть временно, но ограничивает основные права гражданина, такие как выбор места жительства, свободу перемещения. Также наряду с неизбежным регламентом в ряде личных, социальных и экономических прерогатив деятельность военнослужащих, выполняющих обязанность по защите Отечества, часто связана с риском для их жизни и с угрозой здоровью.

Важно знать! Все случаи, которые могут повлиять на исполнение обязанностей военнослужащего, в том числе срочной службы, а также сделанные замечания в сторону армейца должны быть доложены непосредственному начальнику.

За свою службу каждый армеец получает денежное довольствие. На ДД может рассчитывать и военнослужащий-призывник. Оплата устанавливается по тарифным разрядам в соответствии с занимаемой должностью. Оклады пересматриваются ежегодно в сторону увеличения и корректируются в зависимости от индекса инфляции.

Для ряда категорий военных законодательством предопределены денежные поощрения. Также существует особый порядок обеспечения денежным довольствием.

21.Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения возложенных на него согласно занимаемой должности функций и задач. Должностные обязанности выполняются только в интересах службы.

Эти обязанности определяются общевоинскими уставами, соответствующими руководствами, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников.

22.Военнослужащие при нахождении на боевом дежурстве, боевой службе, в суточном и гарнизонном нарядах, привлекаемые для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательством.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами.

Безопасность воинской службы

23.Безопасность воинской службы есть состояние защищенности военнослужащего, обеспеченное комплексом мероприятий, исключающих вредное и опасное воздействие на военнослужащих в процессе прохождения воинской службы.

24. Командиры (начальники) осуществляют контроль и отвечают за обеспечение безопасности воинской службы.

25.К основным направлениям обеспечения безопасности воинской службы относятся:

разработка и принятие нормативных правовых актов, правил, норм в области обеспечения безопасности воинской службы;

установление единого порядка учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов, приказов в области безопасности воинской службы.

26.Основными принципами в области безопасности воинской службы являются:

приоритет жизни и здоровья военнослужащего по отношению к результатам служебной деятельности;

установление единых требований в области безопасности воинской службы посредством разработки и принятия нормативных правовых актов;

гласность, полнота и достоверность представляемой информации о состоянии безопасности воинской службы.

27.Требования по безопасности воинской службы обязательны для исполнения всеми военнослужащими в период прохождения ими воинской службы.

соблюдать требования норм, правил и инструкций, приказов по безопасности воинской службы, а также требования командиров (начальников) по соблюдению мер безопасности при исполнении служебных обязанностей;

немедленно сообщать своему непосредственному начальнику о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;

проходить обязательные периодические медицинские осмотры и освидетельствование в случаях, предусмотренных нормативными актами;

использовать по назначению специальную одежду, индивидуальные и коллективные средства защиты.

29.Командир имеет право:

издавать в пределах своих полномочий приказы, инструкции, правила по вопросам обеспечения безопасности воинской службы;

требовать от военнослужащих соблюдения мер безопасности при эксплуатации вооружения, военной и другой техники;

поощрять военнослужащих за рационализаторские предложения по созданию безопасных условий службы;

принимать меры к военнослужащим, нарушающим требования безопасности воинской службы.

Вопросы для обсуждения

• законодательные основы социальной защиты военнослужащих;

• права и обязанности военнослужащих;

• виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим.

1. В каком документе закреплён юридический статус военнослужащих?

2. Чем различаются социальные права и обязанности военнослужащих и обычных граждан России?

3. Что означает выражение «выполнить воинский долг»?

4. Что такое воинская дисциплина и в каком документе раскрывается её сущность?

5. Что такое единоначалие и как этот принцип реализуется в Вооружённых Силах Российской Федерации?

6. Расскажите об истории воинского приветствия.

7. Расскажите о видах дисциплинарных взысканий в дореволюционной армии.

1. Права и свободы военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.

2. Служба по контракту и её перспективы.

3. Морально-психологические качества военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.

Глава 1. УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каждому военнослужащему присваивается соответствующее воинское звание. Воинские звания подразделяются на войсковые и корабельные.

Из ст. 6 устава Внутренней службы ВС РФ

утвержденного указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

1. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах устанавливаются следующие составы военнослужащих и воинские звания:

Перечень воинских званий
военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

Состав
военнослужащих

Воинские звания

войсковые

корабельные

Солдаты, матросы, сержанты, старшины

Рядовой (курсант)

Ефрейтор

Младший сержант

Сержант

Старший сержант

Старшина

Матрос (курсант)

Старший матрос

Старшина 2 статьи

Старшина 1 статьи

Главный старшина

Главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы

Прапорщик

Старший прапорщик

Мичман

Старший мичман

Младшие офицеры

Младший лейтенант

Лейтенант

Старший лейтенант

Капитан

Младший лейтенант

Лейтенант

Старший лейтенант

Капитан — лейтенант

Старшие офицеры

Майор

Подполковник

Полковник

Капитан 3 ранга

Капитан 2 ранга

Капитан 1 ранга

Высшие офицеры

Генерал- майор

Генерал- лейтенант

Генерал — полковник

Генерал армии

Контр – адмирал

Вице-адмирал

Адмирал

Адмирал флота

Маршал Российской Федерации

2. Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово «гвардии».

3. К воинскому званию военнослужащего или гражданина, пребывающего в запасе, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова «юстиции» или «медицинской службы».

(в ред. Федерального закона от 06.01.2007 N 3-ФЗ)

4. К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова «запаса» или «в отставке».

5. Для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям.

Ст. 46 Федерального закона
«О воинской обязанности и военной службе»
от 28.03.1998 N 53-ФЗ

24. Каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач.

Должностные обязанности исполняются только в интересах военной службы.

Должностные обязанности и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников) применительно к требованиям настоящего Устава.

25. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в объектовом карауле, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.

Для исполнения должностных и специальных обязанностей, в том числе в военной полиции, военнослужащие могут наделяться дополнительными правами на применение оружия, физической силы, специальных средств, предъявление требований, обязательных для исполнения, на подчинение строго определенным лицам и другими правами, которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Устав Внутренней службы ВС РФ

утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

3.1. Единоначалие

33. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

3.2. Командиры (начальники) и подчиненные. Старшие и младшие

34. По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

35. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

36. По своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

генералы, адмиралы, полковники и капитаны 1 ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана 2 ранга, майора, капитана 3 ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;

прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части.

37. Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию (статьи 35 и 36 настоящего Устава) не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками или подчиненными, могут быть старшими или младшими.

Старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих.

Старшие по воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины (правил поведения, ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и др.) должны требовать от них устранения этого нарушения. Младшие по воинскому званию обязаны беспрекословно выполнять эти требования старших.

38. При совместном исполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по воинской должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником.

Каждый военный должен оставаться честным, храбрым и дисциплинированным. Одобряется проявление разумной инициативы в ходе исполнения долга. Но беспрекословное повиновение начальникам и командирам обязательно. Также все военные должны оберегать Боевое Знамя. И, конечно, дорожить товарищами, уважать каждого из них и соблюдать все правила воинской вежливости и чести – хранить государственные и прочие тайны.

Выше были перечислены основные обязанности военнослужащих. Но это – лишь их малый перечень.

Помимо этого, каждый военный должен знать – если возникают какие-либо служебные вопросы, то обращаться нужно только к начальнику, напрямую. В случае необходимости для разрешения ситуации его направят к вышестоящим личностям.

То же самое касается личных вопросов. Если имеются какие-либо предложения, жалоба, хочется сделать заявление или обращение, то, в первую очередь, нужно руководствоваться положениями Конституции и Уставом. Ведь основные права и обязанности военнослужащих определены именно этими документами.

Её несет абсолютно каждый военный – вне зависимости от должности и звания. Все равны перед законом.

Военный обязан нести дисциплинарную ответственность. Если он совершил проступок, нарушил Устав, честь или мораль, то должен понести наказание.

Административную ответственность военные несут на общих основаниях. Но такие взыскания, как штрафы и исправительные работы, к ним применены быть не могут.

Гражданско-правовую ответственность они несут за неисполнение своего долга. Или за ущерб, причиненный государству. Также военные могут нести материальную ответственность. И уголовную. Но, обычно, за правонарушения их привлекают лишь к одному виду ответственности. В наказание военных подвергают дисциплинарным взысканиям. Если был нанесен материальный ущерб, то виновный возмещает его. От уголовной ответственности военный не освобождается, невзирая на его положение и звание.

Как уже говорилось в самом начале, не только ответственность и обязанности имеются у военных. У них есть ещё и права.

Каждый из них находится под защитой своего государства. Основные права и обязанности военнослужащих определены конституционными и федеральными законами. И никто не имеет права ограничивать их в свободах, которые им гарантированы властью. Также никому не позволено вмешиваться в служебную деятельность военных. За исключением, конечно, уполномоченных для этого лиц.

Рассказывая о том, какие существуют основные обязанности военнослужащего, а также о его правах, нельзя не затронуть тему оружия. У людей, защищающих государство, есть право на его хранение, ношение, применение и использование. Причем как во время исполнения обязанностей, так и вне службы. Только при этом владелец оружия должен обеспечить его сохранность.

В особых случаях оно может быть применено. Военный имеет право прибегнуть к оружию, чтобы отразить вооруженное или групповое нападение на военные и государственные объекты, воинские части, подразделения, эшелоны, караулы и т.д. А ещё — если кто-то насильственно пытается завладеть техникой и вооружением.

Бо́льшая часть людей в ВС РФ – это рядовые. В нашей стране каждый парень должен пройти срочную службу. Что большинство из них и делает. И поначалу они все – рядовые (низшее звание). Некоторым удается заслужить за год звание ефрейтора или младшего сержанта. Но рядовых, по статистике, всё равно большинство. И об их обязанностях также необходимо рассказать, так как это – самая многочисленная категория в ВС РФ.

Все рядовые (солдаты и матросы) подчиняются командиру отделения. Они обязаны сохранить целостность имущества, которое им было выдано. Когда солдату вверяется оружие, он должен вернуть его исправным.

Всё, чему рядовых обучают командиры, они обязаны запоминать. Естественно, в основные, общие обязанности военнослужащих (рядовых) входит повседневная закалка и самоподготовка. Каждый солдат должен знать ФИО всех прямых начальников, их должности и звания, а также оказывать им должное уважение.

Рядовой обязан всегда быть одет по форме. За её состоянием надо бережно следить, как и за обувью. Оружие всегда должно быть исправным, вычищенным и готовым к бою. Требования безопасности, естественно, тоже надо соблюдать. А, если есть необходимость отлучиться, солдат должен подойти к командиру отделения, чтобы спросить разрешения. После – доложить о прибытии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *