- Деньги и банки

Производство в суде второй апелляционной инстанции кас

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производство в суде второй апелляционной инстанции кас». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Важно отметить, что обжаловать возможно только решение, которое еще не вступило в законную силу, т.е. со дня принятия решения суда первой инстанции не прошел один месяц. В противном случае стороне следует уже обращаться в кассационную инстанцию.

Обжаловать решение можно как полностью, так и в части (например, в части распределения судебных расходов между сторонами). В период апелляционного обжалования (вне зависимости от того, обжалуется решение суда целиком или в части) решение суда не вступает в законную силу согласно абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Глава 34. Производство в суде апелляционной инстанции (ст. 295 — 317)

В статье 295 КАС РФ закреплен перечень лиц, которые могут обращаться с апелляционной жалобой. К ним относятся:

— лица, которые участвовали в деле;

— лица, которые в деле не участвовали, но решением суда были разрешен вопрос об их правах и обязанностях;

— прокурор.

В силу сложившейся системы судоустройства судов общей юрисдикции с апелляционной жалобой или представлением можно обратиться в разные суды в зависимости от того, решение какого суда обжалуется. Например, если решение вынесено районным судом, то апелляционная жалоба рассматривается верховным судом субъекта (статья 296 КАС РФ).

Чтобы апелляционная жалоба была рассмотрена судом апелляционной инстанции, она должна подаваться через суд, решение которого обжалуется.

В статье 298 КАС РФ закреплены сроки направления апелляционной жалобы. Общий срок подачи, как было указано ранее, один месяц, однако законом закреплены и специальные сроки. Так, жалоба на решение суда по делу об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования подаются в течение 10 дней со дня принятия такого решения; жалоба на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, подается в течение 5 дней со дня принятия решения.

Срок на подачу апелляционной жалобы можно восстановить в случае наличия уважительной причины (часть 2 статьи 302 КАС РФ). Так, при подаче апелляционной жалобы можно в тексте заявить ходатайство о восстановлении срока и указать причины пропуска, а также приложить доказательства пропуска (например, лицо находилось на лечении в больнице, в качестве доказательства будет соответствующая справка из медицинского учреждения).

Апелляционное производство в соответствии с КАС РФ

  • Судебные разбирательства и разрешение споров
  • Сопровождение коммерческой деятельности
  • Международное торговое право и иностранные инвестиции
  • Недвижимость
  • Государственные и корпоративные закупки
  • Антимонопольное право
  • Здравоохранение и фармацевтика
  • Торговля
  • Транспорт и логистика
  • Банки и финансовые институты
  • Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
  • Энергетика
  • Строительство
  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 303-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 28.05.2017 N 101-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 28.05.2017 N 102-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

  • Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

    «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 01.05.2017 N 87-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 19.07.2018 N 213-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)

  • Федеральный закон от 28.03.2017 N 39-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2017 N 380-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

    В эти суды можно будет подавать жалобы на акты областных и равных им судов, которые они приняли в первой инстанции. Это правило для ГПК РФ и КАС РФ будет одинаковым.

    Апелляционные СОЮ по общему правилу будут рассматривать частные жалобы на определения областных и равных им судов.

    Срок на рассмотрение спора в апелляционных СОЮ будет таким же, как и для нынешней апелляции, — не больше двух месяцев со дня поступления дела в суд данной инстанции.

    В кассационный СОЮ в гражданском процессе можно будет обжаловать вступившие в силу:

    • судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
    • решения и определения областных и равных им судов, принятые ими по первой инстанции;
    • апелляционные и иные определения районных судов, областных и равных им судов, апелляционных СОЮ, принятые ими в качестве суда второй инстанции.

    Чтобы подать жалобу в кассационный СОЮ, потребуется уложиться в три месяца со дня вступления в силу оспариваемого судебного акта. Сейчас подать кассационную жалобу можно в течение шести месяцев с того же дня.

    Жалобу нужно будет подавать в кассационный СОЮ через суд первой инстанции. Сейчас жалобу подают непосредственно в кассацию.

    Принимать ли жалобу к производству кассационного суда, будет решать судья единолично. На это отведено пять дней с даты поступления жалобы вместе с делом в суд. Он примет к производству любую жалобу, которая формально соответствует требованиям. Сейчас же судья изучает жалобу и, если не находит оснований для кассационного пересмотра судебных актов, отказывает в ее передаче для рассмотрения по существу. Таким образом, новый закон устанавливает принцип так называемой сплошной кассации.

    Срок на рассмотрение спора в кассационном СОЮ составит максимум два месяца со дня поступления жалобы в этот суд. Этот срок смогут продлить до 4 месяцев в связи с особой сложностью дела.

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    Глава 34 КАС РФ. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

    Пленум ВС напоминает об очевидном – обратиться с кассационной жалобой можно только после рассмотрения дела в апелляции.

    Но в некоторых случаях именно кассация станет второй инстанцией. Например, при обжаловании определения об утверждении мирового соглашения или при оспаривании судебного приказа.

    Сразу в кассации нужно обжаловать и определения по делам об оспаривании решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в его выдаче.

    Правом кассационного обжалования обладают не только непосредственные участники спора. Пленум подчеркивает: у прокуроров и уполномоченного по правам человека есть возможность обжаловать решения даже в том случае, если они не принимали участия в рассмотрении дела.

    Кассационную жалобу нужно подавать в суд первой инстанции. Но если подать документы сразу в кассационный суд, то он не вернет их, а самостоятельно исправит ошибку заявителя и отправит документы в первую инстанцию.

    Если кассационный суд уже принял жалобу к производству, то остальные участники процесса могут не подавать документы в первую инстанцию, а сразу отправлять их в кассацию.

    Кассационную жалобу можно подать не только на решение в целом, но и на его часть. Например, можно обжаловать вопросы распределения судебных расходов, порядок и сроки исполнения решения и другие вопросы, разрешенные нижестоящим судом.

    Трехмесячный срок на подачу кассационной жалобы нужно считать со дня, следующего за днем принятия последнего апелляционного определения по делу.

    Например, если постановление апелляционной инстанции принято 2 июня 2021 года, то последним днем подачи кассационной жалобы, представления будет считаться 2 сентября 2021 года, поясняет Пленум.

    Срок обжалования считается с момента объявления резолютивной части решения. Дата изготовления мотивировки на срок не влияет.

    Срок на подачу кассации не будет считаться пропущенным, если заявитель успел отнести жалобу на почту до 23:59 последнего дня срока. В таком случае дата подачи жалобы определяется по штемпелю на конверте или квитанции о приеме заказной корреспонденции.

    А если заявитель загрузил жалобу через сайт суда, то время ее подачи будет считаться с момента «поступления в соответствующую информационную систему».

    Заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу кассации нужно подавать одновременно с жалобой. Такое заявление судья кассационного суда рассмотрит один, без проведения судебного заседания.

    Просьба о восстановлении процессуального срока может содержаться также непосредственно в кассационной жалобе, подсказывает Пленум.

    Судья может удовлетворить заявление о восстановлении срока только в том случае, если обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи кассационной жалобы, «имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу».

    К уважительным причинам для пропуска срока Пленум относит как «объективные обстоятельства» вроде чрезвычайных ситуаций и происшествий, так и обстоятельства, связанные с личностью заявителя: болезнь, смерть родственника и «иные ситуации, требующие личного участия заявителя».

    Нахождение директора организации в командировке или в отпуске не признают уважительной причиной для опоздания с обжалованием. Отсутствие в штате организации юриста и ссылка на отсутствие денег для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины тоже не поможет восстановить срок.

    Кассационный суд вправе оставить жалобу без движения, если она подана с нарушением правил ст. 378 ГПК. При этом суду следует учитывать время, необходимое для устранения недостатков жалобы, а также время на отправку и доставку почтовой корреспонденции, исходя из территориальной удаленности лиц, участвующих в деле.

    Пленум в своих разъяснениях закрепил, что суд не вправе оставить жалобу без движения из-за недостатков и ошибок в оформлении жалобы. Так что грамматические или технические ошибки или описки не помешают рассмотрению апелляции.

    Не обязательно и прикладывать к жалобе доверенность или копию диплома о высшем образовании. Если такие документы уже попали в материалы дела при рассмотрении в нижестоящих инстанциях, то кассация использует их вместо того, чтобы оставлять жалобу без движения.

    Если участник спора обжалует в кассации какое-либо промежуточное определение суда, например, об отказе в обеспечении иска, то первоначальный процесс не поставят на паузу. Первая инстанция должна выделить только необходимые материалы и направить их в кассацию вместо того, чтобы направлять дело целиком.

    Пленум напоминает: суд кассационной инстанции проверяет законность только тех судебных постановлений, которые обжалуются, и только в той части, в которой они обжалуются.

    Но из этого правила есть исключение. Если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке кассационным судом общей юрисдикции. В таком случае суд должен объяснить, почему он вышел за пределы доводов жалобы.

    Полностью исключить погрешности в работе суда первой инстанции практически невозможно, поэтому административное судопроизводство и регулирующее его процессуальное право не могут обойтись без специального способа устранения судебных ошибок. В качестве такого способа законодатель закрепил апелляционное производство, направленное на проверку не вступивших в законную силу судебных актов суда первой инстанции (гл. 34, ст. 295 — 317 КАС).

    Производство в суде апелляционной инстанции в административном судопроизводстве — это правоприменительный цикл административного судебного процесса, предназначенный для проверки не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции и заключающийся в новом рассмотрении дела по существу.

    1. Право на апелляционное обжалование в административном судопроизводстве. Право на апелляционное обжалование в административном судопроизводстве — это предусмотренная законом возможность лиц, участвующих в деле, обратиться в суд вышестоящей инстанции с апелляционными жалобой, представлением на не вступивший в законную силу судебный акт суда первой инстанции.

    Для реализации права на апелляционное обжалование и возбуждения апелляционного производства необходимо соблюдение предусмотренных КАС требований, предъявляемых к:

    1. субъектам апелляционного обжалования;
    2. объекту апелляционного обжалования;
    3. срокам апелляционного обжалования;
    4. порядку подачи апелляционных жалобы, представления.

    После поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции судопроизводство включает в себя три этапа:

    1. подготовку апелляционных жалобы, представления к рассмотрению;
    2. рассмотрение апелляционных жалобы, представления по существу;
    3. принятие и оглашение апелляционного определения.

    А. Подготовка апелляционных жалобы, представления к рассмотрению. В соответствии со ст. 306 КАС суд апелляционной инстанции как по своей инициативе, так и по инициативе лиц, участвующих в деле, вправе совершить на данном этапе следующие процессуальные действия:

    1. истребовать необходимые доказательства;
    2. разрешить вопрос о применении мер предварительной защиты;
    3. разрешить вопрос о приостановлении исполнения судебного решения (если оно было обращено к немедленному исполнению).

    После того, как административное дело подготовлено для рассмотрения апелляционных жалобы, представления по существу, суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.

    При назначении даты рассмотрения апелляционных жалобы, представления учитываются сроки рассмотрения дел в судах апелляционной инстанции, предусмотренные ст. 305 КАС. По общему правилу дело, поступившее по апелляционным жалобе, представлению, рассматривается в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции. ВС РФ рассматривает поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления.

    Для отдельных категорий административных дел законодателем установлены сокращенные сроки рассмотрения по апелляционным жалобе, представлению (ч. 3 — 10 ст. 305 КАС):

    — об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, другого публичного мероприятия), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого мероприятия и формы его проведения, если апелляционные жалоба, представление поступили до дня проведения публичного мероприятия, — не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия;

    — об оспаривании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования — в течение 10 дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;

    — о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если апелляционные жалоба, представление поступили на рассмотрение в суд апелляционной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, — в течение пяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;

    — о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), если апелляционные жалоба, представление поступили в период избирательной кампании до дня голосования, — не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования;

    — о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении — в течение пяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;

    — об административном надзоре — в течение одного месяца со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции;

    — о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке — в течение одного месяца со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции.

    Процессуальная реформа: как судиться по КАС с 1 октября 2019 года

    Действующее законодательство об административном судопроизводстве предусматривает возможность самостоятельного обжалования определений суда первой инстанции. В соответствии со ст. 313 КАС определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения, если такая возможность предусмотрена данным Кодексом или когда определение исключает возможность дальнейшего движения дела.

    Во всех остальных случаях определения суда первой инстанции не могут быть обжалованы отдельно от решения суда, и возражения относительно таких определений могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.

    Определения суда первой инстанции обжалуются путем подачи частной жалобы или принесения представления прокурором.

    Частная жалоба, представление прокурора рассматриваются:

    1) на определения районного суда, гарнизонного военного суда — верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом;

    2) на определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда — апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

    3) на определения ВС РФ по административным делам, рассмотренным им в качестве суда первой инстанции, — Апелляционной коллегией ВС РФ.

    По общему правилу частная жалоба, представление должны быть поданы в течение 15 дней. Для некоторых категорий административных дел законодатель установил сокращенные сроки (ч. 2 — 6 ст. 314 КАС).

    Рассмотрение частной жалобы, представления производится по правилам, предусмотренным для упрощенного производства (гл. 33 КАС). Так, по общему правилу рассмотрение частной жалобы осуществляется в неявочном порядке. Исключение из этого правила может быть сделано с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, а также доводов частной жалобы, представления прокурора (ч. 3 ст. 315 КАС).

    Общим правилом для рассмотрения частной жалобы будет отсутствие необходимости ведения аудиопротоколирования. Исключения из этого правила предусмотрены для рассмотрения частной жалобы на следующие определения суда первой инстанции:

    а) о приостановлении производства по административному делу; б) о прекращении производства по административному делу; в) об оставлении административного искового заявления без рассмотрения; г) об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

    По итогам рассмотрения частной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

    1. оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения;
    2. отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.

    Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по частной жалобе, представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 01.07.2021 N 250-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 01.07.2021)

      «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 30.04.2021 N 115-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 N 2424-р

      «Об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 — 2025 годы»

    • Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2019 N 931-р (ред. от 15.09.2020)

      «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 239 и 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статью 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»»

    • Распоряжение Правительства РФ от 18.04.2020 N 1068-р (ред. от 15.09.2020)

      «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 208 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»»

    Все документы >>>

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

    УДК 342.9

    Э. Г. Гамидова

    Рассмотрение административных дел в порядке апелляции по кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

    Важным этапом в развитии процессуального права стало принятие Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), который в 2015 г. исключил декларативный характер положения Конституции Российской Федерации об административном судопроизводстве. Актуальность регламентации норм апелляционного производства определяется его обязательностью, поскольку дальнейший пересмотр дела возможен только при условии, что дело рассматривалось в суде апелляционной инстанции. Административное процессуальное законодательство в силу своей специфики закрепило ряд новелл, которые нуждаются в особой регламентации (в частности, это касается положений о возврате дела на новое рассмотрение по КАСу РФ, полномочий суда при пересмотре дела в порядке апелляции в административном производстве стали шире, КАС иначе рассматривает категорию пределов рассмотрения дела). Обособленность характера административного процессуального законодательства можно объяснить спецификой административных процессуальных отношений, это в первую очередь властеотношения. Однако процессуальные нормы пересмотра дел должны быть максимально унифицированы, что будет способствовать эффективному отправлению правосудия.

    Adoption of the Code of administrative legal proceedings (further KAS Russian Federation) which in 2015 excluded declarative nature of a regulations of the Constitution of the Russian Federation on administrative legal proceedings became an important stage in development of a procedural law. Importance of a regulation of regulations of appeal production is determined by its obligation, further reconsideration of the case is possible only provided that case was considered in court of appellate instance. The administrative procedural legislation, owing to the specifics, fixed a number of short stories which need a special regulation (in particular, it concerns regulations on return of business on new trial on KASU Russian Federation, is wider than powers of court in case of reconsideration of the case as the appeal in administrative steel production, KAS differently considers category of limits of consideration of the case). Isolation of nature of the administrative procedural legislation can be explained with specifics of the administrative procedural relations, it is first

    © Гамидова Э. Г., 2016

    of all a vlasteotnosheniye. However procedural rules of review of affairs shall be most unified, it will promote effective administration of law, otherwise we will get not single system of a procedural law.

    Ключевые слова: апелляционное производство, пересмотр судебных актов, суд второй инстанции, Кодекс административного судопроизводства.

    Key words: appeal production, review of judicial acts, court of the second instance, Code of administrative legal proceedings.

    Институт обжалования судебных решений известен со времен Римской империи, где можно было подать жалобу на решения нижестоящих судов вышестоящим. В России развитие данного института имеет длинную историю. Институт пересмотра решения суда был предусмотрен еще в Судебнике Ивана III. Позже подход к апелляционному производству изменялся. Во времена Петра I в апелляционную жалобу запрещалось включать требования, которые не были рассмотрены судом первой инстанции, жалоба рассматривалась по существу. В дальнейшем сущность апелляционного пересмотра менялась, производство стало ревизионным, апелляционный суд направлял дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции [15]. Тем не менее, назначение института апелляции не меняется: проверка обоснованности решений первой инстанции и устранение допущенных ошибок при принятии решения.

    Новый этап в развитии апелляционного производства датирован 2012 г., когда в Гражданский процессуальный кодекс были внесены изменения, коснувшиеся порядка апелляционного производства.

    Как справедливо отмечают ученые, бесспорным является тот факт, что для пересмотра решений в порядке апелляционного производства для КАСа РФ необходим существующий опыт гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В этой связи рассмотрение норм пересмотра дел в порядке апелляции по КАСу РФ без обращения к нормам АПК и ГПК РФ не представляется возможным. Еще одной проблемой является возможная кодификация гражданского законодательства, т. е. введение Единого ГПК РФ. Подобная унификация уменьшит раздробленность норм пересмотра, но даже в таком случае основным направлением будет гражданское процессуальное законодательство. «Гражданское судопроизводство среди этих форм судебной защиты в отличие от иных носит общий и универсальный характер. Такое место и значение гражданской процессуальной формы изначально определяются тем, что из-за неограниченности конституционного права на

    судебную защиту нельзя исчерпывающим образом определить предмет судебной защиты (деятельности)» [14].

    Правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают не только участвующие в деле лица, но и лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, а также их представители и правопреемники. При этом правопреемники могут подать жалобу независимо от предварительного разрешения вопроса о замене стороны ее правопреемником (то есть, в суде первой инстанции). Данный вопрос может быть рассмотрен судьей суда апелляционной инстанции.

    Не является безусловным основанием к отмене судебного акта нарушение правил территориальной подсудности. Суд апелляционной инстанции, установив такое нарушение, может отменить судебный акт суда первой инстанции на основании ч. 4 ст. 310 КАС РФ ввиду неправильного применения норм процессуального права и передать административное дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение, в том числе если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении или если об этом было заявлено в суде первой инстанции либо если участники дела не имели возможности заявить такое ходатайство (например, вследствие неизвещения, непривлечения их к участию в деле). Решение не может быть отменено по мотиву нарушения правил подсудности, если дело рассмотрено судом, которому оно не подсудно, при условии, что другие суды, к компетенции которых может быть отнесено рассмотрение дела, возвратили административное исковое заявление или оставили его без рассмотрения со ссылкой на неподсудность данного дела.

    По поводу течения процессуальных сроков ВС РФ пояснил, что начало течения срока на подачу апелляционной, частной жалобы, представления определяется со дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта, если иное не предусмотрено КАС РФ. Сокращенные сроки на подачу апелляционных, частных жалоб, представления по административным делам, не указанным в ч. 2 ст. 92 КАС РФ, начинают течь с рабочего дня, следующего за днем составления мотивированного судебного акта, поскольку в данные сроки не включаются выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 2 ст. 92, разделы IV – V Трудового кодекса).

    Также не будет считаться пропущенным срок апелляционного обжалования, если жалоба была сдана в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока (ч. 4 ст. 93 КАС РФ). В этом случае дата подачи жалобы должна определяться по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием жалобы.

    Разъяснены вопросы восстановления пропущенного процессуального срока для апелляционного обжалования. Лицо, подавшее заявление о восстановлении процессуального срока и не приложившее к нему сам текст жалобы, после установления судьей срока для ее представления должно принять все зависящие от него меры для поступления в суд соответствующих документов (например, в электронном виде) либо информации об их направлении (например, телеграммы, телефонограммы и т. п.) до окончания установленного судьей срока. В противном случае заявление о восстановлении срока подлежит возвращению (ч. 3 ст. 95, ст. 301, ч. 2 ст. 302 КАС РФ).

    ВС РФ относит к уважительным причинам пропуска указанного срока, в том числе обстоятельства тяжелой болезни, беспомощного состояния заявителя, осуществление ухода за членом семьи и другие независящие от заявителя обстоятельства, в силу которых он был лишен возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ или ее части).

    При решении вопроса о восстановлении срока подачи жалобы, представления лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле, суд учитывает своевременность обращения таких лиц с заявлением о восстановлении указанного срока, которая определяется исходя из сроков, установленных ст. 298, ст. 314 КАС РФ и исчисляемых со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав и (или) возложении на них обязанностей обжалуемым судебным актом. Если срок пропущен прокурором, или лицом, указанным в ч. 1–ч. 2 ст. 40 КАС РФ, гражданин, в интересах которого выступали данные лица, вправе самостоятельно обратиться с заявлением о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.

    Неуказание в жалобе, представлении номера административного дела при наличии сведений об обжалуемом решении суда и соответствии жалобы, представления иным требованиям КАС РФ, неуказание адреса электронной почты или номера телефона при наличии иных данных, позволяющих известить лицо, в материалах дела, а также другие недостатки, которые сами по себе не являются препятствием для рассмотрения жалобы, представления, не влекут оставление жалобы, представления без движения. При этом срок для исправления недостатков жалобы, представления суду первой инстанции следует назначать с учетом реальной возможности их устранения, времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции, а также с учетом иных обстоятельств. Однако если копия определения об оставлении жалобы, представления без движения направлена заявителю в электронном виде, время на отправку и доставку, которое могло бы потребоваться суду при отправке копии иными способами, не учитывается.

    Предусматривается возможность ознакомления с апелляционной, частной жалобой и приложенными к ним документами в электронном виде, если они поданы лицом, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в электронном виде, и копии этих документов не были направлены другим участникам дела. При наличии технической возможности суд может разместить такие документы в режиме ограниченного доступа на официальном сайте суда и сообщить указанным лицам о поступлении жалобы. О получении копий указанных документов в электронном виде участники дела также могут ходатайствовать перед судом.

    Вместе с тем ВС РФ подчеркнул, что данная ситуация неприменима, если заявителем апелляционной, частной жалобы, представления является лицо, обладающее государственными или иными публичными полномочиями, которое обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии соответствующих жалобы, представления и приложенных к ним документов. Невыполнение такого требования лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, повлечет оставление жалобы, представления без движения (ст. 299–300 КАС РФ).

    Кассация в гражданском процессе: разъяснения Пленума ВС

    После поступления административного дела с жалобой, представлением судья суда апелляционной инстанции помимо необходимых действий вправе решить вопросы об участии лица в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи, о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, с их согласия и совершить иные процессуальные действия, предусмотренные гл. 13 КАС РФ, если иное не установлено положениями гл. 34 КАС РФ.

    Разъяснены вопросы замены судьи. В частности, если будет установлено, что дело подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, судья или коллегия судей выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, что может быть основанием для замены судьи или нескольких судей, в том числе всех судей в составе суда по делу (ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ).

    По общему правилу об обязательности непрерывного ведения аудиопротокола судебного заседания (ст. 204 КАС РФ) решение суда первой инстанции подлежит отмене, если суд апелляционной инстанции установит, что аудиопротоколирование начато после начала судебного заседания (за исключением случаев, когда лица, участвующие в деле, не явились в судебное заседание к его началу), или если в течение судебного заседания аудиопротоколирование прерывалось судом при отсутствии оснований для этого. ВС РФ отметил, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, если причины неполноты или отсутствия записи судебного заседания стали следствием технических сбоев, о которых не было известно до начала проведения судебного заседания и в ходе его проведения. Соответствующие причины могут быть указаны в протоколе судебного заседания или в приложенных документах (например, в справке об отключении электроэнергии, акте об отсутствии аудиозаписи, содержащем сведения о времени начала записи, времени перерыва, причинах возникшего перерыва, подписанном председательствующим, секретарем судебного заседания и техническим специалистом, осуществляющим аудиопротоколирование).

    В случаях, когда о технических сбоях стало известно до или в ходе судебного заседания, суд должен принять зависящие от него меры по устранению данных причин (например, объявить перерыв), а также по восполнению в протоколе и в аудиозаписи судебного заседания сведений, имеющих значение для дела. Подчеркивается, что протокол судебного заседания, составленный в письменной форме, не может заменить аудиопротоколирование, ведение которого обязательно, поэтому при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

    ВС РФ также разъяснил, что неуплата лицом, участвующим в деле, госпошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст. 300 КАС РФ. Вопрос о взыскании госпошлины может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил, предусмотренных гл. 10 КАС РФ. Если решение будет изменено в апелляционной инстанции судебные расходы подлежат распределению с учетом правил, установленных ст. 111 КАС РФ. Если же суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении. Эта норма применима, в том числе к расходам, понесенным судом апелляционной инстанции в связи с рассмотрением административного дела, расходам, возникшим на стадии производства в суде апелляционной инстанции по инициативе суда апелляционной инстанции (например, в связи с назначением экспертизы, затратами на участие адвоката), а также к расходам по уплате госпошлины.

    • К вопросу о применении ст. 16.2 КоАП РФ в борьбе с правонарушениями в области таможенного дела
    • К вопросу проверки ненормативных актов, обладающих нормативными свойствами

    Для всех исковых заявлений законодательством предусматривается строгий перечень обязательных пунктов, без которых иск не может быть принят к рассмотрению изначально. Именно поэтому на них стоит обращать особое внимание.

    Чтобы не допустить ошибок, можно изначально найти типовой образец подобного обращения и затем просто внести в него свои основные данные, характерные для конкретного дела. Но при заполнении необходимых разделов важно также обращать внимание и на некоторые нюансы данных вопросов.

    Производство в суде апелляционной инстанции в административном судопроизводстве

    Если подается апелляция по делу об административном правонарушении, то к ней предъявляются стандартные требования, характерные для написания любого искового заявления. Кроме основных пунктов, важно также соблюдать такие требования:

    • Текст должен быть написан исключительно в деловом стиле. Следует избегать не только грубостей, из-за которых и вовсе могут отказать в принятии заявления к рассмотрению, но и тех высказываний, которые используются только в разговорной речи.
    • Следует излагать суть вопроса максимально сжато. При этом не нужно заново расписывать все подробности дела – эта информация и так есть уже в деле, которое легко можно получить в архиве. Вместо этого, следует сделать акцент на том, какие именно решения принял суд, и на что он при этом ссылался (можно акцентировать внимание как на конкретных фактах, принятых во внимание со слов свидетелей, так и на документах и предоставленных доказательствах). Следует сделать упор на том, по какой именно причине дело должно предусматриваться, что именно следует в первую очередь принять во внимание, и в каком ракурсе рассмотреть. При этом недопустимо делать какие-то отступления, излагать собственные рассуждения по данному вопросу, описывать эмоции – все излагается строго по сути.
    • При необходимости допускается выделить некоторые моменты жирным шрифтом или подчеркнуть их. Это допускается для того, чтобы визуально разграничить текст искового заявления, разделив его на своеобразные подразделы, а также акцентировать дополнительное внимание на важных обстоятельствах дела. Каких-то строгих правил не предъявляется к оформлению исков, но считается недопустимым использовать какой-либо цвет текста кроме черного. Также не приветствуется использование одновременно нескольких стилей и размеров шрифта в одном документе.
    • Если по делу об административном правонарушении апелляция подается на нескольких листах, то в обязательном порядке их следует пронумеровать, а затем прошить.
    • Подаваться документ должен с таким количеством копий, сколько участников заявлено в данном процессе.
    • Иски всегда набираются на компьютере. Хотя прямого запрета на законодательном уровне и нет в отношении рукописных исковых заявлений, но все же это значительно усложняет вопрос их составления. Также, если почерк истца будет неразборчивым, то ему легко могут отказать в рассмотрении заявления, вернув его на доработку, что искусственно затягивает процесс.
    • В тексте искового заявления всегда необходимо делать акцент на точных данных, подтверждающих правоту истца. При направлении апелляции следует указать нормативные документы, которые подтверждают право направить данное обращение, а также на которые ссылается истец при прошении пересмотреть дело. Если акцент делается на какие-то подтверждающие документы, то также важно указать все их основные реквизиты (номера, даты их составления и выдачи, прочие существенные реквизиты). Любой важный момент в деле должен быть не просто указан, а подтвержден важными фактами, имеющими непосредственное отношение к сути вопроса.

    По общему правилу, когда подается апелляционная жалоба по административному делу к ней необходимо в обязательном порядке приложить квитанцию об уплате судебного сбора. Без этого финансового документа исковое заявление принято не будет.

    При этом важно также указать в перечне приложений, что квитанция (а точнее, ее оригинал) прилагается к судебному обращению.

    Слово «дело», применяемое к рассматриваемым в судебных инстанциях правоотношениям, прочно закрепилось в сознании людей и терминологии. На самом же деле суды рассматривают:

    1. в рамках гражданского судопроизводства — исковые заявления, заявления в порядке особого производства, заявления в порядке административного производства, иные процессуальные заявления и т.д.;
    2. в рамках КоАП — административные материалы, переданные в суд по компетенции;
    3. в рамках УК — уголовные дела, возбужденные по факту совершения преступления и иные процессуальные заявления, к примеру, о досрочном снятии судимости.

    Как мы видим из списка, в рамках КоАП суды рассматривают не дела, а материалы об административном правонарушении и выносят по ним постановления, а не решения или приговоры.

    Поэтому называть апелляционную жалобу жалобой по административному делу будет хотя и не критической, но все же ошибкой. Потому что обжалуется не дело, а принимаемый судом акт, в данном случае постановление. Правильным следует считать название «Апелляционная жалоба на постановление суда о привлечении к административной ответственности».

    В случае если постановление о привлечении к административной ответственности выносилось не судом, а иной компетентной инстанцией, например, налоговой инспекцией, то опять-таки обжалуется постановление налоговой инспекции, а не административное дело.

    Мы не зря отметили, что ошибка будет не критической, особенно, если жалоба составляется не юристом. Апелляционная инстанция примет жалобу с ошибочным названием, при условии, что она подана в установленный срок и надлежащим лицом, то есть либо самим контравениентом (лицом, совершившим правонарушение), либо его представителем.

    Если же речь идет об апелляционной жалобе на решение суда по иску в порядке административного судопроизводства (КАС РФ), то правильным следует считать название «Апелляционная жалоба на решение суда по административному иску».

    Особых отличий в структуре апелляционных жалоб по гражданским, административным или уголовным делам не существует, поскольку структурные элементы всегда одинаковы.

    Поэтому, составляя жалобу, к примеру, по административному материалу, можно смело брать за образец структурные элементы жалобы на приговор суда. То есть различия проявляются не в форме апелляционной жалобы, а в иных условиях, к которым относятся:

    1. инстанция, в которую направляется жалоба;
    2. сроки обжалования;
    3. необходимость или отсутствие необходимости в оплате государственной пошлины;
    4. в статусе апеллянта, которыми могут быть либо правонарушитель по административному материалу, либо истец по иску в порядке административного производства.

    В рамках данной статьи мы приводим типовой шаблон жалобы на постановление суда о привлечении к административной ответственности и образец ее заполнения.

    В случае если вас интересует, как оформить апелляционную жалобу по иску в порядке административного судопроизводства, рекомендуем руководствоваться образцом апелляционной жалобы на решение суда.

    Третий вопрос обычно связан с тем, в какие сроки может иметь место обжалование. Продолжительность срока обжалования также связана с видом обжалуемого акта. Так:

    • срок обжалования постановления о привлечении к административной ответственности составляет 10 дней;
    • срок обжалования решения суда по иску в порядке административного судопроизводства составляет стандартные 30 дней, как для обжалования решений по гражданским делам.

    В случае пропуска срока на обжалование одновременно с подачей жалобы потребуется подать также и заявление о продлении срока с указанием причин, по которым срок был пропущен. Если причины были уважительными, инстанция примет жалобу и направит ее в апелляционную инстанцию.

    Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

    • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
    • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
    • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
    • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
    • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

    Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

    • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
    • прекращении деятельности СМИ;
    • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
    • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
    • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
    • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
    • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
    • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

    1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд рассматривают поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий двух месяцев со дня его поступления в суд апелляционной инстанции.

    2. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает поступившее по апелляционным жалобе, представлению дело в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления.

    3. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, другого публичного мероприятия), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого мероприятия и формы его проведения, поступившие до дня проведения публичного мероприятия, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню проведения публичного мероприятия.

    4. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления апелляционных жалобы, представления в суд апелляционной инстанции.

    5. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие на рассмотрение в суд апелляционной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение пяти дней со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

    6. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования.

    7. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об итогах голосования, о результатах выборов, референдума рассматриваются судом апелляционной инстанции не позднее чем в двухмесячный срок со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

    8. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение пяти дней со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

    9. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

    10. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

    Подать частную жалобу можно на судебное определение в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ.

    Статья 299 данного кодекса содержит указания того, какие сведения должна содержать частная жалоба:

    • наименование суда;
    • наименование юридического лица и место его нахождения, либо фамилия, имя, отчество гражданина и его место регистрации;
    • реквизиты и общая суть определения суда, ставшего предметом обжалования;
    • ссылки на факты и обстоятельства, по которым определение может не соответствовать закону;
    • требование в частной жалобе отменить судебный документ;
    • установленный законом пакет документов (включая саму частную жалобу);
    • подпись жалобщика.

    В гражданском процессе судебная экспертиза назначается в случаях, когда в процессе рассмотрения дела возникают вопросы, требующие специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.

    Экспертиза назначается определением суда, в котором должно быть указано:

    • наименование суда;
    • дата назначения экспертизы и дата, не позднее которой заключение должно быть составлено и направлено экспертом в суд, назначивший экспертизу;
    • наименования сторон по рассматриваемому делу;
    • наименование экспертизы;
    • факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза;
    • вопросы, поставленные перед экспертом;
    • фамилия, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается проведение экспертизы;
    • представленные эксперту материалы и документы для сравнительного исследования;
    • особые условия обращения с материалами и документами при исследовании, если они необходимы;
    • наименование стороны, которая производит оплату экспертизы;
    • предупреждение эксперта судом или указание на соответствующее предупреждение руководителем экспертного учреждения за дачу заведомо ложного заключения (ст. 80 ГПК).

    Поскольку определение суда о назначении экспертизы является обычным процессуальным документом, исходящим от суда, регулирующим конкретные процессуальные вопросы, к обжалованию такого акта относятся нормы, определяющие условия и порядок обжалования определений суда в целом.

    Так, согласно ст. 331 ГПК РФ, определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в случае, если соблюдено одно из двух условий:

    1) это предусмотрено ГПК;

    2) определение суда исключает возможность дальнейшего движения дела.

    В этом случае частная жалоба на определение рассматривается в следующем порядке:

    1) на определения мирового судьи – районным судом;

    2) на определения районного суда, гарнизонного военного суда – верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом;

    3) на определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда – апелляционным судом общей юрисдикции;

    4) на определения Верховного Суда Российской Федерации – Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

    На остальные определения суда первой инстанции частные жалобы, представления прокурора не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *