- Деньги и банки

Что дает повышение квалификации госслужащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что дает повышение квалификации госслужащих». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
5. Повышение квалификации государственных служащих

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

  • Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

  • Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

  • Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.

Что такое повышение квалификации

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, — диплом.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:

  • медицинские работники и фармацевты;

  • сотрудники органов внутренних дел;

  • госслужащие;

  • адвокаты и судьи;

  • аудиторы;

  • бухгалтеры;

  • педагоги;

  • водители городского и железнодорожного транспорта;

  • пилоты.

Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.

Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

  • Краткосрочные — длятся 72 часа, после чего слушатель получает удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

  • Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов, выдается свидетельство о долгосрочном повышении квалификации.

  • Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме. Слушателю также выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела.

Повышение квалификации (госслужащие)

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее также — гражданские служащие).

2. Условия для профессионального развития гражданского служащего, участвующего в мероприятиях по профессиональному развитию, обеспечивают:

а) руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя);

б) организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее — образовательная организация);

в) государственный орган, организация, привлекаемые к реализации мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего.

3. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется на системной основе и заключается в приобретении им новых знаний и умений, развитии его профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

4. Профессиональное развитие гражданских служащих включает в себя:

а) дополнительное профессиональное образование;

б) семинары, тренинги, мастер-классы, иные мероприятия, направленные преимущественно на ускоренное приобретение гражданскими служащими новых знаний и умений;

в) конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий государственного управления, обмен опытом;

г) самостоятельное изучение гражданскими служащими образовательных материалов, тематика которых соответствует направлению их профессиональной служебной деятельности и которые размещены на предназначенном для профессионального развития гражданских служащих едином специализированном информационном ресурсе, созданном на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы (далее — единый специализированный информационный ресурс), а также в иных информационных системах;

д) образовательные курсы, доступ к которым предоставляется гражданским служащим в дистанционной форме, в том числе с использованием единого специализированного информационного ресурса и иных информационных систем.

5. В целях формирования у молодых гражданских служащих профессиональных знаний и умений, надлежащего исполнения ими должностных обязанностей, ознакомления с особенностями прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствующем государственном органе осуществляется наставничество.

6. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им государственной гражданской службы Российской Федерации. Результаты участия гражданского служащего в мероприятиях по профессиональному развитию могут учитываться при рассмотрении вопросов о его аттестации, направлении для участия в других мероприятиях по профессиональному развитию, назначении на иную должность государственной гражданской службы Российской Федерации в порядке должностного роста, в том числе о назначении на должность государственной гражданской службы Российской Федерации гражданского служащего, включенного в кадровый резерв государственного органа, а также о его премировании.

7. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:

а) решение представителя нанимателя;

б) результаты аттестации гражданского служащего;

в) назначение гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

г) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность государственной гражданской службы Российской Федерации категории «руководители» высшей или главной группы должностей либо на должность государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты» высшей группы должностей впервые;

д) поступление гражданина на государственную гражданскую службу Российской Федерации впервые.

8. Решение представителя нанимателя о направлении гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию, предусмотренное подпунктом «а» пункта 7 настоящего Положения, может быть принято им по собственной инициативе, по представлению кадровой службы государственного органа или по представлению непосредственного руководителя гражданского служащего исходя из необходимости профессионального развития гражданского служащего в соответствии с задачами и функциями государственного органа.

9. Руководитель структурного подразделения государственного органа обязан содействовать профессиональному развитию гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в этом структурном подразделении.

10. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется посредством реализации образовательными организациями дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в порядке и в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании.


Глава государства урегулировал вопросы профессионального развития федеральных и региональных гражданских служащих. Оно включает в себя:

— дополнительное профобразование;

— семинары, тренинги, мастер-классы и иные мероприятия, направленные преимущественно на ускоренное приобретение госслужащими новых знаний и умений;

— конференции, круглые столы, служебные стажировки и иные мероприятия, направленные на изучение передового опыта, технологий госуправления, обмен опытом;

— самостоятельное изучение образовательных материалов;

— дистанционные образовательные курсы.

Срок обучения по программе повышения квалификации госслужащих составляет не менее 16 часов, по программе профессиональной переподготовки — не менее 500 часов.

Предусмотрено создание единого специализированного информресурса, предназначенного для профессионального развития госслужащих.

Прежний указ о дополнительном профобразовании госслужащих утратил силу.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Написать комментарий

      Специализированные образовательные программы для управленцев высшего уровня региона (программы повышения квалификации и дополнительного образования госслужащих) включают личностно-профессиональную диагностику и оценку профессионального потенциала. После выявления различных компетенций для каждого слушателя формируется индивидуальный план профессионального развития – так называемая профессиональная траектория.

      Сотрудники, задействованные в государственном, а также муниципальном управлении, имеют общие, особенные и специальные права, которые необходимы для обеспечения выполнения ими своей работы. Среди прав служащих можно отметить:

      • ознакомление с материалами и документами, необходимыми для работы;
      • прохождение курсов переподготовки и повышения квалификации в течении определенного периода с оплатой из соответствующего бюджета;
      • внесение конструктивных предложений по развитию работы государственного или муниципального управления;
      • специфические, особенные права, которые предоставляются определенным категориям служащих и закреплены федеральными законами, другими правовыми актами.

      Перечень обязанностей у государственных и муниципальных служащих – также идентичный. В них входит обеспечение поддержания законности и практической реализации законодательства, соблюдения прав граждан, рассмотрение их заявлений, сохранение государственной тайны и выполнение распоряжений от должностных лиц и органов более высокого ранга. Среди обязанностей государственного и муниципального служащего – необходимость поддерживать соответствующий должности уровень квалификации, позволяющий выполнять порученную работу.


      Показателем профессионализма специалиста на государственной службе являются определенные знания, навыки и умения, демонстрирующие уровень его компетентности. Система повышения квалификации государственных служащих направлена на их постоянное обновление и усовершенствование.

      В число необходимых знаний входят сведения в области политологии, менеджмента, экономики, социологии, а также понимание конкретных целей и обязанностей в рамках замещаемой должности.

      Владея профессиональными знаниями, служащий должен быть готов применить их на практике, например проанализировать административную ситуацию и предложить пути ее разрешения.

      Навыки приобретаются в ходе регулярного выполнения служебных обязанностей, в типичных ситуациях. Автоматизм некоторых действий значительно экономит время и минимизирует ошибки.

      Переподготовка представляет собой более масштабное мероприятие, и требования к ее проведению заметно отличаются от механизмов повышения квалификации государственных служащих.

      Сотрудник оказывается перед необходимостью пройти такое обучение в случае, если ему предстоит выполнение принципиально новых профессиональных задач.

      Продолжительность обучения по программам переподготовки должна быть не менее 250 часов. По итогам слушатель курсов получает диплом о профессиональном дополнительном образовании с указанием полученной квалификации.

      Это позволяет ему претендовать на занятие должностей, для которых установлены специальные квалификационные требования.

      Решение о переподготовке служащих, находящихся на должностях «высшей» и «главной» группы, а также относящихся к категории руководителей, принимается непосредственно главой государственного органа.

      В структуре президентской академии действует несколько подразделений, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих. Одним из них является Высшая школа госуправления (ВШГУ), созданная в 2013 году. Среди ключевых направлений ее деятельности:

      • оценка компетенций претендентов на должности госслужбы;
      • внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс;
      • усовершенствование компетенций гражданских служащих;
      • внедрение инновационных кадровых технологий, систем диагностики и оценки управленческого потенциала;
      • проведение аттестации государственных служащих;
      • экспертно-аналитическая работа по сопровождению органов управления;
      • международное сотрудничество и обмен опытом в сфере государственного управления.

      При разработке программ дополнительного образования необходимо учитывать требования к повышению квалификации государственных служащих, установленные законодательством, а также тематические направления, определенные в качестве приоритетных. В Институте права и национальной безопасности РАНХиГС представлено более 30 программ повышения квалификации госслужащих разной продолжительности и формата учебного процесса (очно, очно/заочно, дистанционно). Продолжительность – от 16 до 72 часов.

      Крупные центры повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих расположены не только в Москве, но и в Северной столице. Одно из таких учреждений – Санкт-Петербургский ресурсный межрегиональный центр. Это учебный центр администрации губернатора для госслужащих различных управленческих структур. Каждый год здесь проходят обучение более 2,5 тысячи специалистов разного уровня.

      Центр реализует более 40 обучающих программ по 11 темам, являющихся приоритетными как для Санкт-Петербурга, так и для других регионов. Среди них:

      • государственные услуги и контроль;
      • деловая культура;
      • закупки и бюджетная политика;
      • экология;
      • национальная безопасность;
      • социальная сфера;
      • управление проектами;
      • делопроизводство и кадровая политика;
      • информационно-коммуникационные технологии;
      • городское хозяйство;
      • противодействие коррупции.

      Продолжительность курсов – от 16 до 120 часов.

      Ваш успех начинается здесь!

      ☎ Очное обучение:

      +7 (831) 437-08-51

      ☎ Онлайн-обучение:

      +7 (831) 467-22-99

      ☎ Общежитие:

      +7 (831) 468-05-68

      ✉ Интернет-приемная:

      Написать нам

      В отличие от большинства работников негосударственных компаний и структур (для которых дополнительное образование — это инициатива работодателя или самого специалиста), гражданские служащие обязаны проходить переподготовку или курсы повышения квалификации в обязательном порядке. Точнее, наниматель обязан обеспечить их возможность переучиться или обновить знания в профессии в ряде случаев.

      На повышение квалификации служащий направляется в трех случаях. Во-первых, по окончании стажировки или испытательного срока. Во-вторых, в плановом порядке (по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года). В-третьих, в рамках должностного роста.

      Основаниями для профессиональной переподготовки являются:

      • победа служащего в конкурсе на смежную должность;
      • включение специалиста в кадровый резерв (также на конкурсной основе);
      • результаты аттестации;
      • изменение вида профессиональной деятельности.

      Таким образом, дополнительное образование по обоим направлениям (расширение квалификационных знаний и переподготовка) доступно всем, кто подпадает под 3 условия. Первое — наличие официальных оснований, предписанных 79-ФЗ. Второе — соответствующая должность (помощник или советник, руководитель, специалист, согласно таблице классификации должностей государственной гражданской службы).

      Третье условие — официальное трудоустройство в аппарате госслужбы. Для него требуется высшее образование, потому отдельно выносить наличие диплома в условия допуска к доп. программам не будем.

      Суть профессиональной переподготовки гражданских служащих сводится к получению ими дополнительных новых знаний (к уже имеющимся компетенциям, подтвержденным дипломом о высшем образовании). При условии, что эти знания необходимы и достаточны для замещения сотрудником соответствующей должности или исполнения новых функций.

      Программа занимает от 4−6 месяцев и по завершении может предполагать получение новой квалификации. Учиться сотрудник может как очно (с отрывом от основной деятельности), так и дистанционно или заочно (с частичным или совсем без отрыва от работы). Последний вариант — предпочтительный.

      Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:

      • с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
      • с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
      • без отрыва от государственной службы (вечерние группы).

      Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:

      • до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
      • до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.

      Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:

      • помощники (советники);
      • специалисты;
      • обеспечивающие специалисты.

      Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.

      Целью стажировки, которая проходит в государственных органах или иных организациях, является: а) изучение передового, в том числе зарубежного, опыта; б) закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим в период профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей. Стажировка может являться как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и составной частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

      Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей группе должностей, а также должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной и ведущей группам должностей, осуществляются с отрывом или с частичным отрывом от государственной гражданской службы. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы, осуществляются с отрывом от государственной гражданской службы.

      Именно по этим причинам повышение квалификации органически «встроено» в систему прохождения государственной службы. Обязательно повышение квалификации, в частности, предусмотрено для государственных служащих — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (Федеральный закон № 79-ФЗ).
      Основанием для направления гражданского служащего на повышение квалификации являются: — назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; — включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; — результаты аттестации гражданского служащего, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».

      Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (Объединенный текст) Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего 1.

      Государственная и муниципальная служба

      Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы. 7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

      8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития. 9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
      10.

      Профессиональное развитие государственных гражданских служащих

      Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. 6. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. 7. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. 8. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации. 9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от гражданской службы.
      10.
      Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются: 1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; 2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; 3) результаты аттестации гражданского служащего. 5. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. 6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями. 7.
      Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года. Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется в случаях, предусмотренных основаниями для направления гражданского служащего на обучение, по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя.

      Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется не реже

      Российской Федерации».Необходимо учитывать, что в ряде случаев направление гражданского служащего на повышение квалификации позволяет продлить имевшие с ним служебные отношения, в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены при ликвидации (реорганизации) государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. служащий карьера социальный управа Отказ гражданского служащего от предложенного повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, влечет за собой расторжение заключенного с ним служебного договора по подпункту 6 пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

      Каких специалистов сейчас не хватает в сфере госуправления и в бизнесе?

      Если говорить о системе госуправления, прежде всего, нам не хватает хороших специалистов в области проектного управления, причем в самых разных сферах — и в здравоохранении, и в образовании, и в строительстве, и в транспорте. В бизнесе их называют менеджерами проектов. На рынке труда вообще не так много хороших менеджеров подобного уровня, руководителей, которые могут вести проекты, и они никогда не сидят без работы.

      Если говорить про нашу систему госуправления — в частности, московскую, — то в ней хотелось бы видеть хороших специалистов по работе с населением и тех, кто знает, как предоставлять правильный клиентоориентированный сервис. Основная задача чиновников и органов власти Москвы — обеспечивать качественный, профессиональный сервис населению — тем конечным потребителям, для которых мы работаем. Качественный сервис — это и система, которую мы выстраиваем, и, конечно, сами госслужащие, к которым люди приходят со своими вопросами и проблемами.

      Также есть недостаток в профильных специалистах для префектур, департаментов строительства, транспорта. Они есть, но хорошие специалисты всегда будут в цене и всегда будут востребованы.

      Людям с какими чертами характера стоит идти учиться на госслужащего?

      Прежде всего, будущими госслужащими должны быть ответственные люди с высоким уровнем правосознания. Если человек хочет связать свою жизнь с государственной службой, он должен понимать уровень ответственности и то, как он должен работать, чтобы достичь максимального результата. Еще одно важное качество — клиентоориентированность — понимание того, для кого мы работаем и как вообще должна работать вся система госуправления.

      Сейчас в Москве и в целом по России клиентоориентированность — это тренд.

      Если у работников есть четкое и правильное понимание, то, соответственно, на каждом уровне процессы будут выстроены качественно и эффективно.

      Качества, которые нужны не только на госслужбе, но и в бизнесе, — честность и порядочность. Чем выше человек поднимается по служебной лестнице, тем больше получает возможностей для принятия решений — и в этот момент честность и порядочность начинают играть все большее значение. Чаще всего чиновников ругают именно за то, что им не хватает ответственности и элементарной порядочности. Конечно, соблазнов на высоком уровне бывает много, и именно поэтому такие качества нужны в первую очередь.

      Ваша миссия — подготовка специалистов-новаторов или специалистов, которые будут работать с тем, что уже есть?

      Для того, чтобы система была сбалансированной, нужны и те, и другие. Если все, кто приходит на работу в органы власти, будут новаторами, то, наверное, система не будет правильно функционировать.

      Сейчас в Москве, по сути, происходит реформа госуправления. Поэтому важно, чтобы на ключевых позициях были люди со свежими идеями, которые помогут эту систему выстроить. Но, начиная с того момента, как появляется определенный четкий план и понимание, как система должна работать в новых условиях, нужны профессионалы и руководители, которые будут реализовывать эти инновационные идеи. Естественно, хороший уровень исполнительского мастерства также очень важен. По моим оценкам, пяти-десяти процентов людей с инновационным складом ума вполне достаточно для того, чтобы система сбалансировано работала. Если их будет больше, баланс может нарушиться.

      Какие проблемы есть в современном госуправлении?

      Мы можем вернуться к вашему первому вопросу: в первую очередь, я бы назвал проблемы качественного проектного управления. Оно само по себе — целая отдельная наука. Проектный руководитель должен уметь все держать в голове одновременно и правильно управлять и узкопрофессиональными аспектами, и финансовыми, и экономическими, и социальными. Он должен работать одновременно с большим количеством параметров, отслеживать и добиваться намеченных целей, обеспечивая реализацию проекта с максимальной эффективностью. Это, наверное, одна из самых сложных задач в управлении.

      Реализовать поставленную задачу возможно практически всегда, однако необходимо, чтобы она была выполнена в нужный срок, без существенного превышения заложенного бюджета, а также позитивно оценена нашим основным заказчиком — населением. Когда мы ставим на весы все эти критерии, понимаем, что совершенно недостаточно просто решить поставленную задачу: важно выполнить при этом ряд определенных условий. Это и является самым сложным. Эта проблема есть в системе госуправления как у нас, так и в других странах. Необходимо научиться решать такие задачи оптимальным способом с минимальными рисками, следуя всем заданным параметрам.

      Есть ли у российского госуправления собственные проблемы, которые не свойственны госуправлению других стран?

      Это очень непростой вопрос. Есть темы, которые можно развивать бесконечно, но одна из них особенно важна — умение правильно контактировать с населением, с жителями, слышать их потребности, принимать соответствующие решения и реализовывать проекты. Госслужащий должен делать свою работу так, чтобы, с одной стороны, решались важные государственные задачи, с другой, — чтобы при этом не ущемлялись интересы нашего основного заказчика. Это — одна из главных проблем. Она не уникальна для России, но здесь она стоит особенно остро.

      Вторая вещь, которой, как мне кажется, нам надо учиться, — экономика реализации проектов. К сожалению, часто бывает так, что о правильной, четкой экономике того или иного проекта мы думаем в последний момент. Опять же, как показывает опыт других стран, довольно типичным случаем является увеличение первоначального бюджета проекта.

      Например, мы собираемся построить дорогу, мост или какой-то иной объект и планируем определенный бюджет, а потом он вырастает в разы.

      Как показывает наш опыт международных стажировок и общение с зарубежными коллегами, такая проблема есть во всех странах. При этом вопрос заключается в масштабах этих изменений бюджета. Мне кажется, очень важно уметь управлять им так, чтобы первоначальный прогноз, несмотря на все форс-мажорные ситуации, не отклонялся в 5-7 раз от первоначального. Это вопрос эффективной экономики реализации госпроектов.

      В настоящее время в соответствии с федеральным законом № 79-ФЗ система профессионального образования и развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:

      1. профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
      2. профессиональная переподготовка государственных служащих;
      3. повышение квалификации государственных служащих;
      4. стажировка государственных служащих.

      Организация подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих подчинена оптимальной реализации указанных принципов и включает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшению существующих специальных учебных заведений и их подразделений по разработке и реализации учебных планов и программ.

      Недостаточная профессиональная и компетентная степень подготовки госслужащих современного госаппарата признана на официальном уровне.

      Это доказывает и практика госуправления.

      Все еще очень многим служащим еще не хватает ни опыта госслужбы, ни необходимых познаний и навыков.

      Часто у них нет юридически-правовой, социальной и экономической подготовки, которая необходима для эффективной служебной работы.

      В ФЗ № 79 от 27. 06 2004 года (с изменениями от 25. 12. 2008 года), который регулирует правовые основы гражданской госслужбы России, определен принцип компетентности и профессионализма в виде единого базового принципа организации и работы госслужбы.

      А соответствующие гостребования к профпереподготовке, росту квалификационного уровня и стажировании госслужащих России установлены постановлением российского Правительства от 6.05. 2008 г. под номером 362.

      Основное место в системе профобразования российских чиновников отводится Российской академии госслужбы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, а также Финансовой академии при Правительстве РФ.

      Также профподготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих регулируются президентскими указами и правительственными постановлениями, главными из которых считаются:

      Образовательные организации, которые реализуют программы дополнительного профобразования для госслужащих, самостоятельным образом устанавливают, что в них содержится и технологию занятий.

      Профессиональная переподготовка и повышение квалификации госслужащих реализуются с отрывом, с отрывом частично (до трех дней работы в неделю) либо без отрыва (обучение вечером) от госслужбы России и с применением возможностей обучающих технологий дистанционно исходя из категорий должностей госслужбы.

      Стажирование госслужащих на территории России и за ее пределами производится с отрывом от госслужбы.

      Недельный объем аудиторно-учебной нагрузки госслужащих составляет:

      • при занятиях с отрывом от госслужбы — не больше 41-го часа с учитыванием количества обучающей нагрузки не больше 54-х часов;
      • при занятиях без отрыва либо с отрывом частично от госслужбы — не меньше 12-ти часов.

      Повышением квалификационного уровня госслужащих считается обновление знаний и усовершенствование навыков госслужащих, обладающих профобразованием, в связи с увеличением требований к их квалификационному уровню и надобностью осваивать ими новейшие методы решения профзадач.

      Повышение квалификационного уровня реализуется в целях:

      1. осваивать жизненно важные изменения в определенных вопросах профдеятельности госслужащих (тематические и актуальные конференции и семинарные занятия) — объемом 18-72 аудиторно-учебных часов (кратковременное повышение квалификационного уровня);
      2. комплексно обновлять познания госслужащих по ряду проблем в определенной области профдеятельности для того, чтобы эффективно решать необходимые профзадачи — объемом от 73-144 аудиторно-учебных часов.

      Если осваиваются программы повышения квалификационного уровня количеством больше 72-х часов госслужащему в виде ее разделов могут зачитываться программы кратковременного повышения квалификационного уровня, изучение которых засвидетельствовано документами гособразца, которые получены не позднее трех лет до начала учебы по конкретной программе повышения квалификационного уровня.

      Дополнительное профобразование госслужащих за рубежом проводится для того, чтобы приобретать ими знания об иностранном опыте госуправления и овладевать новыми профумениями и навыками.

      Необходимость в учебе за рубежом устанавливается представителем нанимателя исходя из:

      1. ведущих направлений деятельности госоргана и его структурных подразделений;
      2. должностных обязанностей, которые выполняются кандидатом, что направляется на учебу за границу.

      Новая программа ДПО «Государственное и муниципальное управление»

      Переподготовка представляет собой более масштабное мероприятие, и требования к ее проведению заметно отличаются от механизмов повышения квалификации государственных служащих.

      Сотрудник оказывается перед необходимостью пройти такое обучение в случае, если ему предстоит выполнение принципиально новых профессиональных задач.

      Продолжительность обучения по программам переподготовки должна быть не менее 250 часов. По итогам слушатель курсов получает диплом о профессиональном дополнительном образовании с указанием полученной квалификации.

      Это позволяет ему претендовать на занятие должностей, для которых установлены специальные квалификационные требования.

      Решение о переподготовке служащих, находящихся на должностях «высшей» и «главной» группы, а также относящихся к категории руководителей, принимается непосредственно главой государственного органа.

      В структуре президентской академии действует несколько подразделений, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих. Одним из них является Высшая школа госуправления (ВШГУ), созданная в 2013 году. Среди ключевых направлений ее деятельности:

      • оценка компетенций претендентов на должности госслужбы;
      • внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс;
      • усовершенствование компетенций гражданских служащих;
      • внедрение инновационных кадровых технологий, систем диагностики и оценки управленческого потенциала;
      • проведение аттестации государственных служащих;
      • экспертно-аналитическая работа по сопровождению органов управления;
      • международное сотрудничество и обмен опытом в сфере государственного управления.

      При разработке программ дополнительного образования необходимо учитывать требования к повышению квалификации государственных служащих, установленные законодательством, а также тематические направления, определенные в качестве приоритетных. В Институте права и национальной безопасности РАНХиГС представлено более 30 программ повышения квалификации госслужащих разной продолжительности и формата учебного процесса (очно, очно/заочно, дистанционно). Продолжительность – от 16 до 72 часов.

      Крупные центры повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих расположены не только в Москве, но и в Северной столице. Одно из таких учреждений – Санкт-Петербургский ресурсный межрегиональный центр. Это учебный центр администрации губернатора для госслужащих различных управленческих структур. Каждый год здесь проходят обучение более 2,5 тысячи специалистов разного уровня.

      Центр реализует более 40 обучающих программ по 11 темам, являющихся приоритетными как для Санкт-Петербурга, так и для других регионов. Среди них:

      • государственные услуги и контроль;
      • деловая культура;
      • закупки и бюджетная политика;
      • экология;
      • национальная безопасность;
      • социальная сфера;
      • управление проектами;
      • делопроизводство и кадровая политика;
      • информационно-коммуникационные технологии;
      • городское хозяйство;
      • противодействие коррупции.

      Продолжительность курсов – от 16 до 120 часов.

      Повышение квалификации государственных служащих

      Указом создается Агентство развития государственной службы при президенте (АРГОС), ответственное за реализацию единой государственной политики во сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов в государственных органах и организациях.

      АРГОС в своей деятельности подчиняется непосредственно президенту Узбекистана и подотчетно ему. Директором АРГОС является советник президента по вопросам государственной службы и взаимодействия с представительными органами власти.

      Основными задачами АРГОС определены:

      • разработка идеологической платформы трансформации государственной гражданской службы, программ и проектов по ее развитию, а также обеспечение практической реализации единой политики в сфере государственной гражданской службы;
      • координацию деятельности государственных органов и организаций в сфере государственной кадровой политики;
      • осуществление мониторинга и анализ тенденций и перспектив развития государственной гражданской службы с выработкой предложений по устранению проблем и вызовов в данной сфере;
      • внедрение инновационных методов управления персоналом и развития человеческих ресурсов, основанных на принципах открытости, профессионализма и подотчетности;
      • управление Национальным кадровым резервом, ведение Государственного реестра должностей государственной гражданской службы, а также создание и ведение единого открытого портала вакантных должностей госслужащих;
      • внедрение системы измеримых индикаторов (ключевых показателей) оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих и анализ их результатов, изучение общественного мнения и формирование открытого рейтинга руководителей государственных органов и организаций;
      • проведение системной работы по выявлению и привлечению квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, в том числе среди соотечественников, проживающих за рубежом, а также по широкому привлечению на государственную гражданскую службу одаренной молодёжи и женщин;
      • организацию открытого независимого конкурсного отбора наиболее перспективных кадров на государственную гражданскую службу;
      • формирование у государственных гражданских служащих высокой профессиональной этики, антикоррупционной культуры и нетерпимого отношения к коррупции;
      • внедрение и последовательное совершенствование информационно-коммуникационных технологий в сфере государственной гражданской службы, формирование базы данных о государственных гражданских служащих с обеспечением безопасности их персональных данных;
      • оказание содействия в защите прав и законных интересов государственных гражданских служащих в их взаимоотношениях с работодателями, а также создании достойных условий для их трудовой деятельности и социальной защиты.

      Прием на государственную гражданскую службу в госорганах и организациях, за исключением избираемых и назначаемых в особом порядке должностей, отныне будет осуществляться на основе открытого независимого конкурсного отбора в следующем порядке:

      • с 1 января 2020 года — в пилотном режиме, по всей вертикали — в органах государственного управления и во всех государственных организациях на определенных территориях;
      • с 1 января 2021 года — во всех государственных органах и организациях республики, в которых предусмотрена государственная гражданская служба.

      Лица, прошедшие конкурсный отбор, не могут быть освобождены от должности без согласования с АРГОС и его филиалами.

      Проекты нормативно-правовых актов по вопросам регулирования государственной гражданской службы, в том числе оплаты труда и материального стимулирования работников госорганов и организаций, а также изменений их организационно-штатной структуры, утвержденных президентом или Кабинетом Министров, будут подлежать в обязательном порядке согласованию с АРГОС.

      Подразделения советника президента по вопросам госслужбы и взаимодействия с представительными органами власти будет координировать деятельность Академии госуправления при президенте.

      Методическое руководство и координация деятельности кадровых подразделений государственных органов и организаций также будет осуществляться АРГОС.

      Руководители кадровых подразделений госорганов и организаций назначаются и освобождаются от должности по согласованию с АРГОС и его филиалами, соответственно, а также проходят аттестацию в АРГОС каждые три года.

      Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями на 25.12.2008), (ст. 61 — 63);

      Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 года № 1474 » О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 06.12.2007);

      Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих » (с изменениями от 27.11.2008).

      Указанные акты предусматривают организационно-правовые формы профессиональной подготовки государственных служащих, порядок, периодичность, сроки и условия профессионального обучения и затрагивают некоторые другие вопросы.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *