- КОАП

Дознаватели это кто такие? Определение, функции и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознаватели это кто такие? Определение, функции и обязанности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для того чтобы стать дознавателем, необходимо иметь специальное образование и соответствовать определенным требованиям. В первую очередь, кандидат должен иметь высшее юридическое образование. Обучение может быть как очным, так и дистанционным, в зависимости от выбора кандидата.

Начало профессионального пути: образование и требования

Кроме того, для работы в правоохранительных органах необходимо иметь безупречную репутацию и хорошее здоровье. Для подтверждения этого, кандидат должен предоставить справку о несудимости и пройти медицинское обследование.

Важным требованием является также наличие гражданства Российской Федерации и возраст не моложе 21 года.

Окончив образовательное учреждение, будущий дознаватель должен пройти предварительное обучение, связанное с изучением уголовно-процессуального законодательства, правил дознания и других нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.

Для усовершенствования своих профессиональных навыков и саморазвития, дознаватель может проходить различные курсы и программы повышения квалификации. Такие программы могут быть как бесплатными, предоставляемыми в рамках бюджета, так и платными.

Дознаватель должен обладать хорошим знанием законодательства, умением вести допросы, собирать и анализировать информацию. Также важно иметь чувство справедливости и быть готовым работать с разными категориями лиц, включая подозреваемых и обвиняемых.

Обязанности дознавателя включают в себя проведение дознания по уголовным делам, возбуждение уголовных дел, сбор и анализ информации, действия по предотвращению и пресечению незаконных действий, связанных с причинением вреда государственным и личным интересам.

Таким образом, начало профессионального пути дознавателя связано с получением юридического образования, прохождением предварительного обучения и саморазвитием, а также освоением всех необходимых навыков и знаний для качественного выполнения своих обязанностей.

Роль дознавателя в правоохранительной системе

Дознаватель имеет следующие основные функции и задачи:

1. Проведение допросов свидетелей, потерпевших и подозреваемых. Дознаватель задает вопросы, собирает показания и фиксирует их в протоколе допроса.
2. Осуществление осмотра места происшествия. Дознаватель следует инструкциям и правилам, определенным законодательством, и осматривает место преступления для обнаружения и фиксации следов.
3. Работа с документами и материалами, связанными с делом. Дознаватель анализирует и изучает имеющуюся информацию, проводит расследование и выявляет причину преступления.
4. Обеспечение прав и интересов участников уголовного процесса. Дознаватель должен соблюдать принципы законности, справедливости и защиты прав человека.
5. Возмещение причиненного вреда. Дознаватель в случаях, предусмотренных законодательством, может требовать возмещения причиненного ущерба от подозреваемого или обвиняемого.

Дознаватель имеет высокую востребованность в правоохранительной системе. Его работа является важным звеном в цепи расследования преступлений.

Следователь наделен правом давать распоряжения не только органу дознания. Он может адресовать поручения прочим структурам и правоохранительным подразделениям в рамках своей компетенции. Дознаватель же выполняет все мероприятия самостоятельно. Он сам получает заявление, рассматривает и проверяет его, проводит необходимые действия, направляет дело в суд. Вместе с этим многие мероприятия требуют согласования с начальником отдела или прокурором. Следователь вправе самостоятельно принимать решения о возбуждении производства. Служащий также уполномочен составлять обвинительное постановление без согласования этого действия с прокурором. При этом его решение примет соответствующую юридическую силу. Следователь может возобновить либо приостановить предварительное расследование. Он вправе оспорить решение прокуратуры (к примеру, об отмене решения о возбуждении производства). Дознаватель может оспаривать только поручения и указания вышестоящих органов, адресованные ему.

В каких учреждениях можно встретить данных сотрудников?

Структура далеко не каждого органа власти включает должность дознавателя. Процессуальный закон говорит, что это должностное лицо органа дознания. Но где они все-таки работают? Приведем перечень учреждений, в которых сотрудник есть и охарактеризуем кратко его деятельность:

  1. Органы внутренних дел. Пожалуй, самая распространенная структура, в которой встречается дознаватель. Во многих подразделениях существуют отделы дознания, в которых активно работают сотрудники проводя следственные действия, составляя процессуальные документы и отправляя готовые материалы раскрытого дела прокурору.
  2. Пограничная служба ФСБ России. Одним из направлений деятельности является оперативно-розыскная. В число должностных лиц, ее осуществляющих входят дознаватели. Они выявляют, а также расследуют преступления в более узкой сфере, нежели ОВД, – защита границы государства, экономической зоны, обеспечение пропускного режима.
  3. Служба судебных приставов. Дознаватель-пристав осуществляет процессуальные действия и принимают значимые решения, касающихся процесса проверки заявлений о подготовке или совершении преступлений. Эти полномочия новы для приставов, но, несмотря на это, направление развивается. Конечно, в подследственности приставов-дознавателей меньше дел, чем у дознавателей ОВД, но это только начало.
  4. Государственная противопожарная служба, которая входит в МЧС РФ. В ее составе так же имеется отдел дознания, а дознаватель в нем принимает и расследует дела, связанные с нарушением противопожарных правил. Деятельность регламентируется также процессуальным законом. В случае необходимости дело может быть передано в орган дознания другой структуры.

Как мы видим, дознаватели – это важная и распространенная профессия, которая существует в совершенно различных учреждениях. Сущность работы остается единой, меняется лишь направленность дел и подследственность.

Следователь и дознаватель – это одно и то же?

И то, и другое должностное лицо является сотрудником предварительного расследования. Есть две формы – следствие и дознание. Первую форму проводят следователи, в их подследственности находится более широкий круг преступлений, они имеют полномочия расследовать все преступления. Дознаватели могут расследовать преступления в форме дознания – круг их ограничен. Существуют некоторые существенные различия между этими формами, которые накладывают отпечаток на статусе должностных лиц. Единственное, что нужно запомнить – различие в формах деятельности.

Список организаций, которые могут производить процессы дознания, прописаны в Уголовно-процессуальном Кодексе Российской Федерации. Так к таким организациям можно отнести, по статье 40 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации органами дознания могут быть подразделения МВД Российской Федерации, другие органы исполнительной ветви власти, у которых есть права, согласно ФЗ РФ, производить оперативно-розыскные мероприятия; подразделения Федеральной службы судебных приставов; начальники военных подразделений, формирований, главы воинских организаций; подразделения федерального пожарного контроля федеральной противопожарной службы.

Процессы дознания также могут быть совершены сотрудниками дознания из пограничных органов ФСБ. Они могут производить эти действия в отношении уголовных дел, которые прописаны в статьях 253\256, а также в статьях 322\323 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Возмещение причиненного вреда: основы и процедура

Кто может возбудить дело о возмещении причиненного вреда? Возможность возбуждения такого дела есть у дознавателя МВД, который является должностным лицом Министерства внутренних дел РФ. В отличие от следователя, занимающегося расследованием уголовных дел, дознаватель проводит предварительное расследование и собирает необходимые доказательства для осуществления возмещения причиненного вреда.

Процесс возмещения причиненного вреда включает в себя такие шаги, как определение вида и размера причиненного ущерба, составление протокола о причиненном вреде, предоставление доказательств о его размере и обстоятельствах совершения незаконных действий, а также возбуждение уголовного дела.

Основным целью возмещения причиненного вреда является восстановление справедливости и защита прав пострадавшего. Ответственность за незаконные действия несет лицо, нанесшее вред, и оно обязуется возместить материальный ущерб, который был причинен.

Форма предварительного расследования и ее значение

В министерстве обороны РФ как и в других органах правопорядка существуют свои правила и порядок установленные для предварительного расследования уголовных дел. У министерства обороны есть свои собственные дознаватели, которые занимаются разбирательством таких дел.

Дознаватель – это специально обученный и уполномоченный сотрудник, который занимается сбором доказательств и установлением обстоятельств в уголовном деле. Он проводит допросы свидетелей и подозреваемых, проверяет факты, собирает документы и прочие материалы, необходимые для расследования дела.

Форма предварительного расследования – это особая стадия уголовного процесса, которая предшествует передаче дела в суд. В ходе предварительного расследования дознаватель собирает все необходимые доказательства, чтобы выяснить наличие или отсутствие преступления, его степень тяжести и лицо, которое его совершило. Защищаются права граждан и заинтересованных лиц, проводятся услиленные меры по обеспечению общественной безопасности и предотвращению противоправных действий.

Правоохранительные органы имеют полное право возбудить уголовное дело, собрав достаточное количество доказательств и установив все обстоятельства преступления. Это осуществляется на основании решения дознавателя. Причинение вреда гражданину или обществу в целом является первопричиной возбуждения уголовного дела. Причиненный вред может быть как физическим, так и материальным. Кроме того, возможны случаи незаконных действий, которые также могут стать основанием для возбуждения дела.

Главные отличия дознавателя от следователя

Помимо уже упомянутого выше различия (заключающегося в сложности расследуемых ими дел), между дознавателем и следователем существует еще целый ряд важных отличий. Их краткий перечень выглядит следующим образом:

  • следователь имеет право забрать дело у дознавателя, а вот обратное — невозможно;
  • в отличие от следователя, вся деятельность которого заключается исключительно в проведении следственных действий по расследуемому делу, у дознавателя гораздо больше работы — он также должен участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях, осуществлять профилактику правонарушений и т. д.;
  • сроки ведения дознания и предварительного следствия (по делам, которые требуют такого следствия) также отличаются между собой — на предварительное следствие (а его могут проводить только следователи) дается максимум 10 дней, и оно не может быть продлено, на дознание отводится 30 суток, причем при необходимости его сроки могут быть пролонгированы.

В заключение данного раздела статьи, чтобы еще раз проиллюстрировать тот факт, что деятельность дознавателей отличается от работы следователей, можно упомянуть о том, что в системе органов внутренних дел России установлен даже отдельный праздник — День дознания МВД.

Дознаватель должен исполнять все свои обязанности, предусмотренные законодательством, без ограничений. Некоторые мероприятия он может проводить самостоятельно, руководствуясь собственными убеждениями. Если для каких-то действий предусматривается ведомственное положение, предъявляющее к дознавателю требование о получении согласования с начальником или прокурором, он должен его исполнить. При этом отсутствие на постановлении подписи вышестоящего лица не рассматривается как нарушение законности вынесения акта прокурором или в качестве основания для признания доказательств, полученных впоследствии судом, недопустимыми. Тот сотрудник, которому обязанности дознавателя были делегированы, не имеет таких широких полномочий.

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.

Форма предварительного расследования

Форма предварительного расследования может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и требований дела. Однако, существуют определенные общие шаги и этапы, которые обязан пройти дознаватель в ходе своей деятельности.

Важнейшей обязанностью дознавателя является сбор и проверка доказательств, которые позволяют установить обстоятельства совершенного преступления. Для этого дознаватель вправе применять различные методы и средства, предусмотренные законом.

Еще одним важным аспектом работы дознавателя является выявление и установление лиц, причастных к совершению преступления. Для этого дознаватель проводит допросы свидетелей и потерпевших, а также осуществляет оперативно-розыскную деятельность.

Дознаватель также обязан принять меры к возмещению вреда, причиненного преступлением. Он должен оценить размер причиненного вреда, собрать необходимую информацию о существующих имущественных правах потерпевшего и принять решение о возмещении.

Кроме указанных обязанностей, дознаватель также осуществляет организационно-распорядительные действия, например, утверждает планы предварительного расследования, решает вопросы, связанные с его проведением, контролирует выполнение поручений.

Таким образом, форма предварительного расследования может быть разнообразной, но ее основные задачи включают сбор и проверку доказательств, выявление лиц, причастных к совершению преступления, а также принятие мер по возмещению причиненного вреда.

Компетенция и полномочия дознавателя в уголовном процессе

Дознаватель является статусным правовым органом, осуществляющим дознание в уголовном процессе. Его полномочия и компетенция определены законом и позволяют ему проводить расследование по уголовным делам.

Основной задачей дознавателя является сбор и проверка доказательств по уголовному делу. Он имеет право:

  • Получать информацию от свидетелей, потерпевших, обвиняемых и других лиц, имеющих отношение к делу;
  • Проводить допросы свидетелей и потерпевших;
  • Осуществлять обыск и изъятие документов, предметов и др. материалов, которые могут служить доказательством;
  • Принимать процессуальные решения по делу, в том числе о возбуждении уголовного дела, прекращении дознания или передаче дела в суд;
  • Составлять протоколы, акты, заключения и другие документы, отражающие процесс дознания;
  • Сотрудничать с другими правоохранительными органами, судебными приставами и другими участниками уголовного процесса.

Кто такой дознаватель, что он делает?

Мало кто знает, в чём разница между следователем и дознавателем, ведь оба проводят расследования по уголовному делу, оба уполномочены проводить следственные действия. Так есть ли между ними разница? Иногда даже люди связанные с юриспруденцией могут неверно ответить на этот вопрос.

Умение разбираться в функциях и работе органов в будущем может существенно помочь при подаче заявления, а также ускорить сам процесс.

Также в некоторых вопросах он полностью зависит от решения прокурора, дознаватель не может ослушаться или оспорить указ начальства, обязан выполнять любые приказы. Дознаватель не может самостоятельно возбудить дело. Зато всё это может делать следователь, из чего следует, что он имеет больше прав и полномочий.

Как правило, дознавателем является штатный сотрудник, полностью отвечающий определённым требованиям: наличие богатого опыта в этой сфере и высшего юридического образования.

Возможные перспективы развития карьеры дознавателя в полиции

Работать в полиции в качестве дознавателя может быть интересным и перспективным выбором для тех, кто стремится заниматься расследованием преступлений и обеспечивать справедливость в обществе. Дознаватель в полиции имеет важную роль в устанавливании истинных обстоятельств совершенных преступлений и привлечении преступников к ответственности.

Обязанности дознавателя включают проведение дознания, собирание и анализ доказательств, допрос свидетелей и подозреваемых, осуществление оперативно-розыскных мероприятий. Дознаватели также имеют права и полномочия, оговоренные в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (ст. 41 УПК РФ).

Развитие карьеры дознавателя в полиции может быть связано с прогрессией по служебной лестнице. За успешное выполнение своих обязанностей, дознаватель может получить повышение по рангу и перейти на должность старшего дознавателя. Работа в отделе с большим количеством сложных дел и криминальных разоблачений может помочь дознавателю накопить опыт и стать экспертом в своей области.

Кроме того, дознаватель может претендовать на должность инспектора или руководителя отдела. Имея хорошие навыки руководства и управления, опыт работы и успешные результаты в расследованиях, дознаватель может продвигаться по служебной лестнице и занимать более высокие должности в полиции.

Также, дознаватель может развивать свои навыки и узкую специализацию в определенной области. Например, становиться экспертом в расследовании организованной преступности, наркотрафика или экономической преступности. Такие специализации могут быть ценными и востребованными в полиции и открывать дополнительные карьерные возможности.

Требования к профессии дознавателя

Дознаватель — это специалист, занимающийся предварительным расследованием уголовных дел в Российской Федерации. Работа дознавателя имеет свои особенности и требует определенных качеств и навыков.

Основные требования к дознавателю:

  • Знание законодательства: дознаватель должен обладать глубокими знаниями в области уголовного права, процессуального права и других нормативных актов, регулирующих деятельность следователей и дознавателей.
  • Аналитические способности: дознаватель должен уметь анализировать факты, собранные в ходе расследования, и на их основе принимать решения.
  • Организационные навыки: дознаватель должен уметь планировать свою работу, определять приоритеты и действовать систематически.
  • Коммуникабельность: дознаватель должен уметь вести беседы с свидетелями, потерпевшими и другими участниками дела, а также правильно оформлять протоколы.

Комментарии к ст. 41 УПК РФ

1. Применительно к органам дознания системы МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы судебных приставов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

2. Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

3. По общему правилу под понятиями «орган внутренних дел», «орган Федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д. как орган дознания (см. об этом также комментарий к ст. 40 УПК) законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего — частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетенции органа, в котором он занимает должность» . Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.

———————————

Алексеев С.С. Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 120.

4. Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники милиции, органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т.п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положение прямо закреплено в законе.

5. Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего составов органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего составов органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации ).

———————————

См.: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

6. Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции», в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью. А п. 5 ст. 10 того же Закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия. Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 5 ст. 10 и ст. 18 Закона РФ «О милиции» обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.

7. Начальник органа дознания или его заместитель возложил на него уголовно-процессуальные полномочия одновременно с назначением на должность (определением круга его должностных прав и обязанностей).

8. В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания, его заместителем или должностным лицом, являющимся согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Институт делегирования начальником (его заместителем) учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях) .

———————————

См.: Уголовно-процессуальные основы деятельности органов внутренних дел / Под ред. Б.Т. Безлепкина. М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 43; и др.

9. Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником (его заместителем) и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

10. В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о дознании нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

11. Налицо два вида отношений:

1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности входит осуществление функций этого учреждения ;

———————————

В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, обязанным осуществлять функцию органа дознания.

2) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим, ему подчиненным, сотрудником органа государственной власти (в должностные обязанности которого не включено осуществление функций учреждения , перечисленного в ст. 40 УПК).

———————————

В дальнейшем такой работник именуется сотрудником, которому права органа дознания делегированы.

12. Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Различия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

13. Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания (его заместителя) не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

14. Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания), круг следственных и иных действий.

15. То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых процессуальных постановлений . В приведенной ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных впоследствии доказательств недопустимыми.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *