Бухбизнес: аналитика работы сотрудников, калькулятор тарифов, учет доверенностей и многое другое!
1,3 тыс. 4
Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.
Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.
Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.
Заявление подайте в налоговую по месту нахождения налогоплательщика или объекта. Направить его можно лично, по почте или через оператора ТКС. Через личный кабинет налогоплательщика подать заявление не получится.
С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.
Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):
при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.
Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).
Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.
Транспортный и земельный налоги: льготы, декларации и другие изменения
Эта, пожалуй, самая важная дата для белорусов, которые получили в прошлом году крупные денежные суммы и теперь должны заплатить налоги. До 31 марта вы должны подать декларацию о доходах и имуществе. В каких случаях это актуально? Например, если вы:
Продали за год 2 или больше автомобилей с технически допустимой массой до 3500 кг и до 8 сидячих мест, кроме водительского;
Продали автомобиль с технически допустимой массой более 3500 кг (микроавтобус, грузовик);
Продали любой автомобиль, где больше 8 сидячих мест (автобус).
Кроме того, подать декларацию и заплатить подоходный налог обязаны те граждане, которые в течение последних 5 лет продали больше одного здания, квартиры, дачи, садового домика, гаража или земельного участка (платить налог придется в случае, если второй объект был продан дороже, чем приобретен). Если в течение 2020 вы продали один или более объект недвижимости, которые относятся к торговым, офисным или административным помещениям, то также нужно подавать налоговую декларацию. Продолжая тему бизнеса – продажа части или доли в уставном фонде организации иному физическому лицу также является основанием для уплаты подоходного налога.
Следующий пункт – дарение. Здесь каждому из нас стоит проверить, не получили ли вы в течение 2020 года от других физических лиц подарков на сумму, превышающую 7003 белорусских рубля. Попросту говоря, получили ли вы из всех источников дохода, не связанных с предпринимательской деятельностью, сумму, превышающую названную? Подарки на праздники? Переводы на банковскую карту?
Если да, то с суммы превышения также нужно будет заплатить налог.
Исключением являются доходы, полученные физическим лицом от близких родственников и лиц, состоящих с ним в отношениях опекуна, попечителя и подопечного. Такие доходы не признаются объектом налогообложения и не облагаются подоходным налогом независимо от полученного размера.
Важный момент: если вы находились на территории Республики Беларусь в течение более 183 дней, то являетесь налоговым резидентом страны. А это значит, что вам также нужно платить подоходных налог вне зависимости от гражданства и со всех доходов, приходящих из-за границы:
работы по контракту;
от продажи акций или иных ценных бумаг;
от продажи долей в уставных фондах иностранных организаций;
в виде процентов по счетам (вкладам) в иностранных банках;
полученные в дар от иностранных граждан.
Для того, чтобы избежать двойного налогообложения, гражданин Беларуси или иностранец должен предоставить подтверждающие документы, что с доходов уже уплачены налоги в другой стране.
В последние годы в Беларуси растет число ремесленников, то есть физических лиц, которые создают товары своими руками и с помощью специальных инструментов. Эти люди не уплачивают подоходный налог, единый налог и не ведут отчетности, но имеют право реализовывать свои товары как на специальных ярмарках, так и в интернете.
Для ремесленников в 2021 остается актуальной специальная пошлина в размере 2 базовых величин в год, то есть 58 белорусских рублей. Заплатить ее нужно не позднее 28 числа месяца, предшествующего началу творческой деятельности. То есть, если вы хотите в марте начать создавать своими руками украшения или посуду, то необходимо оплатить ремесленный сбор до 28 февраля 2021 года – и потом ежегодно повторять платеж.
Аналогичная ситуация с налогом для людей в экотуризме – 2 базовые величины за календарный год.
Отталкиваться от даты начала работы нужно будет также и физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые являются плательщиками единого налога – это очень широкий круг специалистов от мастеров маникюра до репетиторов, работающих «на себя». Сумма единого налога является фиксированной, исполнительная власть устанавливают ставки в зависимости от вида деятельности, населенного пункта, места осуществления деятельности и других факторов. Каждый плательщик может узнать свою ставку ЕН в приложении 25 Налогового кодекса РБ. В отличие от двух предыдущих пошлин, единый налог платится ежемесячно или в некоторых случаях – поквартально.
VIDEO
Белорусы, которые сдают в аренду жилые или нежилые помещения, а также машино-места, обязаны каждый месяц платить налоги со своего дохода. Перед этим нужно заключить письменный договор с арендатором и зарегистрировать его соответствующем госоргане: исполкоме или ЖЭУ. После этого не позднее 1 числа месяца, в котором вы получаете доход от аренды, нужно оплатить налоги. Какова будет эта сумма – определяется государством и зависит от населенного пункта и типа сдаваемого помещения. Например, налог с одной сдаваемой комнаты в Минске составляет сейчас 34 рубля 30 копеек, а с гаража в любом областном центре – 12 рублей 20 копеек.
Начиная с 2021 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.
Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/337@. В них будут указываться:
Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].
Обратите внимание
Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/337@ в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).
По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2021 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).
Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).
В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.
К сведению
В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.
Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.
Налоговый календарь-2021: все важные дедлайны для физлиц
Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/377@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.
К сведению
Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@.
Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:
Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].
Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/1599@).
Обратите внимание
Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.
Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.
Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).
Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):
по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/19518@);
по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.
Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:
на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;
в электронном виде – по каналам ТКС[5].
Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.
При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.
Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).
Обратите внимание
Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.
Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).
ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).
По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).
Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/566@. Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).
Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».
При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.
В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).
На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).
В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.
Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.
Обратите внимание
Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).
Please wait while your request is being verified…
С 2021 г. организации отменяется обязанность по подаче декларации по земельному налогу 2020 для юридических лиц. То есть сдавать годовую декларацию по земельному налогу 2020 не надо. Организации самостоятельно рассчитывают земельный налог за 2020 г. и перечисляют его в бюджет. Вместе с тем, сохраняется возможность подачи уточненных деклараций по земельному налогу за налоговые периоды ранее 2020 года.
В соответствии с предписаниями подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 512, а также исходя из периодов и сроков, указанных в названном подпункте, местные органы власти в 2021 году вправе предоставить только рассрочку:
уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты,
арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — арендная плата за земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.
Такая рассрочка предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень, утвержденный Указом № 143 с учетом дополнений, внесенных Указом № 512, а также арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном пунктом 6 Указа № 143.
Инспекциям МНС по районам, городам, районам в городах необходимо обеспечить взаимодействие с местными органами власти по оперативному предоставлению им сведений о суммах платежей, в отношении которых субъекты хозяйствования могут претендовать на получение рассрочки , в 2 том числе по уплаченным (частично уплаченным) платежам.
При этом информация должна представляться об исчисленной сумме платежей по срокам уплаты, приходящимся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен срок, в течение которого возможно уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки на основании решений местных областных Советов депутатов или по их поручению местных Советов депутатов базового территориального уровня, Минского городского Совета депутатов, местных исполнительных комитетов (далее — местные органы власти), администраций свободных экономических зон.
При этом, уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 в редакции Указа № 512 производится на основании принятых в течение II-IV кварталов 2020 года решений местных органов власти, администраций свободных экономических зон.
Применение преференций по налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате за земельные участки на основании подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 до внесения изменений Указом № 512 ограничивалось III кварталом 2020 года.
Важно!
С учетом того, что решения местных органов власти, администраций свободных экономических зон в IV квартале 2020 года не принимались, преференции, установленные подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143, в IV квартале 2020 года не применяются.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен по 31 марта 2021 г. срок отчетных периодов, за которые плательщикам, перечисленным в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282 «Об определении перечня плательщиков» (с дополнениями), осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом в установленном порядке решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы.
Подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 512 предусмотрено, что срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом (далее – арендная плата) пролонгирован по 31 марта 2022 года.
Действие указанного подпункта распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г. При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем на основании статьи 129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в текущем периоде, т.е. в 2021 году на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), подписанного арендатором электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП), в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором.
Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном пунктом 4 статьи 129 НК.
Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором на основании пункта 18 статьи 133 НК в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы).
В целях исчисления налога на прибыль в случае уменьшения (увеличения) арендной платы у арендодателя подлежат корректировке внереализационные доходы и (или) внереализационные расходы в том отчетном периоде, в котором имело место уменьшение (увеличение) арендной платы, а у арендатора в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении.
Исключения из этого правила предусмотрены частью третьей пункта 13 статьи 168 НК .
К таким исключениям относятся, случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные требованием (уведомлением, инициативой) третьих лиц, а не соглашением сторон, и не относятся случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные вступлением в силу нормативно-правого акта, изменяющего размер арендной платы.
При пересчете арендной платы за IV квартал 2020 г. на основании норм подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 512 налоговая база для целей исчисления налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в том отчетном периоде, в котором произведен перерасчет арендной платы, т.е. в 2021 году .
Арендодатели, применявшие в 2020 году УСН и применяющие в 2021 году этот режим налогообложения, в 2021 году при пересчете в сторону уменьшения арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года уменьшают сумму налога при УСН в порядке, установленном подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 331 НК.
Плательщиками, перешедшими с общей системы налогообложения на особые режимы налогообложения с 2021 года и наоборот, уменьшение арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года учитывается при формировании налоговой базы того налога, при исчислении которого была учтена арендная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.
Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?
Подпунктом 1.7 пункта 1 Указа № 512 предоставлена преференция в виде смещения момента фактической реализации для целей исчисления НДС при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за предусмотренное Указом № 512 недвижимое имущество арендатору.
Так, при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за недвижимое имущество, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., днем сдачи арендодателем в аренду такого недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2021 г.
Следует отметить, что применение вышеуказанной нормы в части смещения момента фактической реализации является не правом плательщика, а следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у плательщика момент фактической реализации для целей исчисления НДС будет определяться в порядке, установленном Указом № 512.
Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 512 нанимателю предоставлено право:
• предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем, с сохранением работнику за период отпуска заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512);
• освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации , за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (абзац шестой подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512).
С учетом положений пункта 1, подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК (с учетом изменений НК с 2021 г.) вышеназванные выплаты работникам, занятым в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, с соблюдением порядка, установленного абзацем третьим и шестым подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512, с 2021 г. подлежат при исчислении налога на прибыль включению в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг ), имущественных прав. Указанные выплаты работникам, занятым в социальной сфере, с 2021 г. подлежат включению в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.28 пункта 3 статьи 175 НК.
С уважением, консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»
Плательщиками земельного налога являются как физлица, так и компании. Однако обязанность представлять декларацию по земельному налогу возложена только на юрлиц.
Физические лица (к ним относятся и предприниматели) производят уплату налога на основании уведомления налогового органа (подробности — в статье «Земельный налог за год — как рассчитать и когда платить?») .
Бланк налоговой декларации по земельному налогу начал действовать 02.08.2017 и применяется с отчетности за 2017 год. Его вы можете скачать по ссылке .
В обновленной декларации больше не нужно указывать ОКВЭД и ставить печать – все изменения, внесенные в форму декларации, смотрите по ссылке .
В 2018 году формуляр будет обновлен. О планах налоговиков по очередному изменению декларации по земельному налогу узнайте здесь .
Декларация по земельному налогу представляет собой небольшой отчет, в состав которого, помимо титульного листа, входят 2 раздела:
На титульном листе указываются ИНН, КПП, наименование компании, период, за который представляется декларация, и информация о руководителе (представителе). При этом советуем вам обратить внимание на особенность указания в отчете КПП. О ней рассказывается в статье «ФНС разъяснила, какие КПП указывать в декларациях по имущественным налогам» .
Какой КПП указать крупнейшему налогоплательщику в декларации по земельному налогу, читайте в публикации .
В разделе II приводится кадастровый номер земельного участка, КБК, ОКТМО, категория земель, срок строительства, доля в собственности, а также показатели для расчета налоговой базы, льготы и коэффициенты.
В раздел I декларации по земельному налогу переносятся значения из раздела II: КБК, ОКТМО и сумма налога к уменьшению или уплате, а также указывается наименование СРП (при наличии).
Правильно заполнить декларацию вам поможет образец, который вы найдете в этой статье .
Декларацию по земельному налогу можно заполнить посредством специализированных программных средств или онлайн-сервисов.
Перед отправкой декларации налоговикам проведите самопроверку и исправьте ошибки (при их выявлении). Обновленные контрольные соотношения смотрите здесь .
Главное изменение заключается в том, что предприниматели и юридические лица освобождены от подачи деклараций. Земельный налог в 2021 году для бизнеса должен оплачиваться в сроки, которые утверждены НК РФ. Размер оплаты должен совпадать с размером начислений, информацию о которых предоставляет районная ИФНС. Данные изменения можно охарактеризовать как условно положительные.
Отрицательным изменением для бизнеса является уменьшение числа исключений, когда корректировка кадастровой стоимости должна учитываться при перерасчете начислений текущего и прошлых периодов. Таких исключений осталось всего 2.
Декларация по земельному налогу за 2020
В условиях, когда обязанность по подаче декларации отменена, у налогоплательщика возникает вопрос: как узнать суммы, которые он обязан начислить и перечислить в бюджет?
В соответствии с данными Росреестра специалисты ИФНС произведут расчет и направят соответствующее уведомление налогоплательщику. Форма такого уведомления утверждена внутренним приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/337 от 05 июля 2019 года.
Однако в данной процедуре имеются определенные подводные камни.
В частности, сохранилась обязанность налогоплательщика перечислять в бюджет авансовые платежи. Следовательно, за компаниями сохраняется обязанность:
Самостоятельно рассчитать налог.
Перечислить авансовые платежи.
Отразить данную операцию в регламентированном учете.
И только потом, после получения уведомления – сверить свои расчеты с данными налоговиков, и при необходимости доплатить налог (или оформить возмещение). Для отражения в регламентированном учете сверки самостоятельно рассчитанного налога с данными ИФНС следует использовать бухгалтерскую справку.
Внимание! Основной алгоритм расчета земельного налога в 2021 году не изменился.
С начала текущего года установлены единые по всей России даты, когда налогоплательщик перечисляет в бюджет суммы налога. Если раньше сроки устанавливались на местном уровне, каждый муниципалитет мог определять свои даты, то теперь единый срок установлен на федеральном уровне.
За муниципальными органами власти сохранилась только установка налоговых ставок в соответствии со ст. 397 НК РФ и п. 63 ст. 2, п. 72 ст. 2 Закона от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ.
Порядок направления уведомлений утвержден внутренним приказом ФНС РФ № ЕД-7-2/448 от 16 июля 2020 года.
Бухгалтер сможет сопоставить размер налога, который он рассчитал самостоятельно с расчетами ИФНС только после получения соответствующего сообщения.
Для инспекторов установлены следующие сроки направления уведомлений:
В течение полугода с даты, когда налогоплательщик обязан был перечислить налог за прошлый год (в 2021 году – это 1 марта, следовательно, налоговики обязаны прислать сообщение не позднее 1 сентября).
В течение 2 месяцев с момента получения оснований для перерасчета налога.
В течение 1 месяца с момента получения сведений из ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации ИП или юридического лица.
Таким образом, у ИФНС есть полное право прислать сообщение с суммами начисленного налога позже срока его уплаты. Так, сверить собственный расчет по итогам 2020 года с данными налоговой инспекции налогоплательщик сможет только в сентябре 2021 года. При этом за нарушение сроков оплаты компанию оштрафуют в соответствии с НК РФ.
Сообщение будет направляться либо почтой, либо в рамках ЭДО (если с компанией задействован такой канал связи), либо лично в руки руководителю или представителю предприятия (при наличии доверенности).
Поскольку обязанность подачи декларации отменена с текущего года, то за 2020 год сдавать отчетность по земельному налогу не нужно. ИФНС выполнит необходимые расчеты самостоятельно. Вместе с тем, произвести расчеты суммы к уплате бухгалтеру все равно придется, чтобы не нарушать сроки перечисления (1 марта 2021 года).
Положительным фактом является сохранение возможности подачи уточненных декларация за 2020 год и более ранние периоды. Об этом сказано в письме ФНС № БС-4-21/22311 от 31 октября 2019 года.
Внимание! При подаче уточненки расчет сумм налога следует проводить в соответствии с правилами, которые действовали в том периоде, за который подаются корректировки.
Налог на землю в 2021 году для юридических лиц
При наступлении сроков получения уведомления из ИФНС и его неполучении, руководителю или бухгалтеру придется в соответствии с п. 2.2 ст. 23 НК РФ самостоятельно проинформировать об этом факте налоговую инспекцию.
Другими словами, налогоплательщик обязан следить не только за собой, но и за налоговой. При отсутствии сообщения с суммами начисленного налога рекомендуется направить в ИФНС сообщение о том, что в собственности юрлица имеется земельный участок с приложением копий документов, подтверждающих права на него. Возможно, в инспекции просто пропустили данный участок и не произвели расчет.
Бланк сообщения утвержден приказом ФНС РФ№ ЕД-7-21/124@ от 25 февраля 2020 года. Уведомление следует направить один раз, не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Ответ на уведомление ждать не обязательно, поскольку у ИФНС отсутствует обязанность отвечать на такие сообщения.
При несоблюдении описанного порядка возникает риск получить штраф в размере 20 % от суммы налога в соответствии с п. 3 ст. 129.1 НК РФ (нарушение сроков уведомления о наличии объекта налогообложения). Однако, если сроки платежей не нарушаются, вероятность отбить такой штраф в суде достаточно высока.
Нюансы исчисления налога и порядок расчета закреплены в главе 31 Налогового кодекса.
Декларацию по земле до 2021 года сдавали только компании, бизнесмены (ИП) уже давно освобождены от такой обязанности. ИП платят налог на основании уведомления из ФНС.
Начиная с отчетности за 2020 год декларацию по земле сдавать не нужно даже юридическим лицам. Теперь вместо подачи декларации организации и ИФНС будут обмениваться сообщениями о сумме налога и объектах налогообложения. Организации получать от ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога, а если такого сообщения нет, организация обязана направить инспекторам сообщение о наличии земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Не все земельные участки подлежат налогообложению, есть и такие, которые не являются объектом для расчета налога. Подробный перечень приведен в п.2 ст. 389 НК РФ.
Если земля арендована или используется по договору безвозмездного пользования с определенным сроком, налог платить не нужно.
По участкам земли, которые расположены на разных территориях, подаются отдельные декларации.
Налоговая инспекция будет принимать декларации по земельному налогу и в 2021 году. Это касается отчетов за периоды до 2020 года, уточненных деклараций и уточненок, которые сдали в 2020 году при реорганизации. Эти отчеты сдавайте по правилам и формам, которые действовали ранее.
В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.
Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:
с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка — в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).
Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.
С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.
Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):
налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)
Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.
Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС — такие участки будут облагаться по повышенной ставке.
КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.
Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.
Любишь ты делиться или нет, но иногда ты просто обязан это делать. Например, в тех случаях, когда доходы, которые ты получил, относятся к числу налогооблагаемых. Есть доходы, вноси их в декларацию, плати налоги. Схема довольно простая. И об одной ее составляющей мы хотели бы сегодня поговорить. А именного – о налоговой декларации.
Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах или понесенных расходах за отчетный период, а также об источниках этих доходов, налоговых льготах и др. Оформляется заявление на специальном бланке установленной Министерством налогов и сборов формы.
В установленные законодательством сроки заполненная налоговая декларация подается в инспекцию Министерства налогов и сборов по месту регистрации субъекта налогообложения.
Декларация по земельному налогу (до 2021 года)
Что такое налоговая декларация и при получении каких доходы она должна подаваться, мы разобрались. Теперь перейдем к вопросу сроков ее подачи.
С текущего года срок подачи налоговой декларации продлен на один месяц. Теперь предоставлять декларацию в налоговый орган вам необходимо до 31 марта (включительно) текущего года. Если 31 марта припадает на выходной день, тогда крайний срок подачи переносится на первый рабочий день, после выходных.
При несвоевременной подачи декларации предусмотрено наложение штрафа. Сумма штрафа зависит от размера базовой величины, установленной на момент наложения штрафа, а также от периода просрочки. Чем больше просрочка, тем больше штраф. Но в то же время, размер штрафа не может превышать сумму равную 10 базовым величинам, то есть 255 бел. руб., по состоянию на 2019 год.
На сегодняшний день, подать декларацию в налоговый орган можно несколькими способами, что существенно облегчает жизнь налогоплательщиков. Итак, что это за способы?
Личное посещение инспекции МНС
Отправка декларации почтой. Кстати, днем представления налоговой декларации в налоговый орган будет считаться день отправки почтового отправления
Электронное декларирование через личный кабинет плательщика на сайте Министерства налогов и сборов. Удобно, так как нет необходимости покидать рабочее место или дом. Но чтобы воспользоваться данным способом, необходимо иметь учетную запись и пароль (получить их можно, при наличии паспорта, в налоговой инспекции) или электронную цифровую подпись
Передача декларации вашим уполномоченным представителем
Кстати, если субъектами налогообложения являются ваши дети или подопечные (в случае, если вы являетесь опекуном) в возрасте до 14 лет, заполнять и представлять налоговую декларацию в налоговый орган обязаны вы или второй родитель/опекун. Если же возраст детей/подопечных от 14 до 18 лет, тогда декларация заполняется и подается ими самостоятельно, но, с вашего письменного разрешения.
Декларацию сдает только налогоплательщик. Ими не являются компании без объектов налогообложения. Отчетность сдается в налоговый орган по месту пребывания участка земли . Эти правила определены в п. 1 ст. 398 НК России. Исключением являются компании, отнесенные к крупнейшим плательщикам налогов. В их обязанности входит сдача формы по месту учета.
У представителей малого и среднего бизнеса в собственности могут быть земли, не применяемые в предпринимательской деятельности. При этом они не должны подавать декларацию по КНД 1153005. То есть, они платят только начисленный взнос в соответствии с полученным уведомлением.
Физические и юридические лица сами рассчитывают свои обязательства для местного бюджета и по итогам сделанных подсчетов составляют соответствующую форму. Документ подписывается плательщиком и сдается в местный налоговый орган.
Если у налогоплательщика имеется несколько участков земель, размещенных в различных районах, то отчет составляется по каждому отдельно и сдается в инспекцию, расположенную в районе нахождения объекта.
Кроме личного представления составленную документацию можно отправить ценным письмом по почте с описью во вложении. Дата сдачи будет равна дате отправления письма. Также она может отправляться по электронной почте. При этом заполняется форма, которая размещена на веб-ресурсе ФНС.
Земельный налог в 2021 году для бизнеса
Декларация в отношении земельного участка заполняется юридическими лицами по итогам года, отчет передается в налоговые органы. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация по налогу на землю сдается в инспекцию по месту нахождения земельного участка, при наличии в пользовании организации нескольких наделов, находящихся на разных территориях, деклараций будет необходимо сдавать несколько.
Статьей 388 НК РФ определен круг лиц-налогоплательщиков. К ним относятся юридические и физические лица, являющиеся владельцами и пользователями земли на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного владения.
Налог с участков, входящих в паевые инвестиционные фонды, платят управляющие компании.
Не являются налогоплательщиками граждане и организации, распоряжающиеся участками по праву безвозмездного пользования, в т. ч. срочного .
Декларации сдают только плательщики – юридические лица. Обычные граждане, а также физлица со статусом ИП отчетность не сдают.
Если за фирмой не числится никакая земля, плательщиком она не признается, и он декларацию не сдает. Также не подают отчетность собственники земель, не являющихся налогооблагаемым объектом.
Декларация подается в ИФНС по месту нахождения участка (ст. 398 НК РФ). Правило не относится к крупным плательщикам – они сдают отчетность по месту учета.
У организации может числиться несколько земель, которые располагаются в различных муниципальных образованиях. Если эти участки подведомственны одной инспекции, подается только один документ.
Если же муниципальные образования контролируются разными инспекциями, отчет нужно представить каждой из них – по месту расположения каждого объекта (Письмо ФНС РФ от 07.08.2015 №БС-4-11/13839).
Налоговая декларация на землю состоит из:
Титульного листа
Раздела 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет»
Раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога»
Рассмотрим сложные моменты заполнения декларации каждого раздела более подробно.
Похожие записи: