- Образование

Понятие обособленное подразделение юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие обособленное подразделение юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Коротко: склад, офис или еще какое-то помещение компании с другим адресом.

Обособленное подразделение, или ОП — это помещение, адрес которого отличается от юридического адреса компании. Еще в обособленном подразделении есть хотя бы один работник, и срок его работы больше месяца.

Компания «Лосось» зарегистрирована на улице Ленина. Она открывает магазин на соседней улице и нанимает туда одного продавца. Магазин — это обособленное подразделение «Лосося».

Если же компания арендует склад на две недели и отправляет туда сотрудников сортировать помидоры по размеру, склад не считается обособленным подразделением: хотя это и часть компании, и адрес отличается, но рабочих мест на складе «Лосось» не создавал.

Что такое обособленное подразделение организации

Коротко: не может выступать от лица компании.

Самое главное отличие — это то, чем может заниматься подразделение. В отличие от филиала, обособленное подразделение не может:

  • подавать иски от имени компании;
  • представлять интересы компании в суде;
  • заключать сделки;
  • участвовать в тендерах.

Еще обособленное подразделение не нужно указывать в ЕГРЮЛ, а филиал и представительство — да.

Коротко: нет, можно работать и так.

У ИП есть право работать в любом городе России без создания обособленного подразделения. Еще у ИП нет юридического адреса, а значит, нет и привязки к какому-то месту, поэтому у него не может быть обособленного подразделения.

Коротко: нет.

В обособленных подразделениях нет своего бухучета — его ведет компания.

Где бы не находилось подразделение, оно работает по тому же налоговому режиму, что и компания. Методы бухучета тоже используются такие же, как и в компании. Их прописывают во внутреннем документе — «Учетной политике организации».

Всё, что написано на желтом фоне, покажите бухгалтеру, там всё на бухгалтерском.

Рабочий план счетов организации составляется так, чтобы можно было учитывать операции с обособленными подразделениями. Для этого в плане предусматривают счета и субсчета.

Первичные учетные документы составляются от имени или на имя компании, а не обособленного подразделения. Потому что именно компания получает права и обязанности по всем сделкам.

В учетной политике можно прописать порядок распределения расходов между компанией и подразделениями.

Компания должна обеспечить раздельный аналитический учет хозяйственных операций обособленных подразделений, у которых нет отдельного баланса. Для этого все операции подразделения надо учитывать на отдельных субсчетах рабочего плана счетов, который прописан в учетной политике организации.

Коротко: необязательно. Счет может быть один — у компании, а касс покупают столько, сколько нужно.

Есть два вида обособленных подразделений — с выделением на отдельный баланс и без выделения. Какой выбрать, решает компания по ситуации: например, если подразделение — завод на Камчатке, стоит выбрать выделение на отдельный баланс, чтобы не тратиться на командировки.

Выделение на отдельный баланс значит, что у подразделения есть своя бухгалтерия со своими отчетами, главным бухгалтером и учетом документов, имущества.

Без выделения на отдельный баланс. У компании один расчетный счет, а касс столько, сколько нужно. Если в подразделении продают товары или оказывают услуги, для него заводят отдельную кассу.

Отдельный счет для подразделения тоже можно завести, но это по желанию.

Десять вопросов об обособленных подразделениях

Коротко: если подразделение само выдает зарплаты, платит НДФЛ и отчитывается тоже само.

Если у подразделения есть свой расчетный счет и оно само начисляет зарплаты, то само же встает на учет в пенсионном фонде и фонде социального страхования. А потом платит НДФЛ и сдает все отчеты: 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, РСВ.

Когда зарплатами занимается головной офис, на подразделении остается только выплата НДФЛ и отчеты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, а всё остальное делает головной офис.

Коротко: подготовить решение, издать приказ и отнести уведомление в налоговую.

Обособленное подразделение закрывают в три шага. Для первого шага, скорее всего, понадобится помощь корпоративного юриста.

1. Подготовить решение о закрытии. Как будет выглядеть этот документ, зависит от устава компании. В уставе может быть прописано, что решение о закрытии подразделений принимается на собрании участников ООО или наоборот, единолично директором.

2. Издать приказ о закрытии обособленного подразделения. В приказе — назначить ответственного за закрытие подразделения: он должен отправить уведомления в фонды и проследить, чтобы со всеми сотрудниками рассчитались по зарплатам.

О формировании ОП нужно уведомить налоговый орган. А вот регистрация в ПФР и страховых компаниях нужна не всегда. Это обязательная мера только при наличии следующих обстоятельств:

  • Наличие выделенного баланса.
  • Открытый расчетный счет.
  • Начисление заработных плат.

Если все перечисленные признаки отсутствуют, то регистрировать обособленное подразделение не обязательно.

Создание ОП влечет за собой определенные налоговые последствия:

  • постановка на налоговый учет;
  • необходимость в уплате сборов;
  • начисление сборов по месту нахождения ОП.

В 2 статье 23 НК указано, что владелец подразделения обязан уведомить налоговые органы о его формировании. В обратном случае будет принято решение о санкциях в виде налоговой или административной ответственности. Размеры штрафов составляют от 10 тысяч рублей до 30 МРОТ.

ВАЖНО! В законе указано, что если налогоплательщик уже принят на учет, дополнительно вступать на него из-за открытия ОП не требуется. Данное правило установлено пунктом 39 постановления Пленума от 28 февраля 2001 года. Оно предполагает случаи, когда ОП открыто на территории муниципального образования, где расположен головной офис.

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.

Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «…обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица … К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица».

При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п. 9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).

Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.

Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом. Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод — филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса. Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.

Интересно, что в далеком 1996 году, п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» указывал, что: «При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица».

Прошло чуть менее 20 лет и Верховный Суд, разъясняя данный момент, посчитал нужным убрать фразу «в положении о филиале». Таким образом, он дополнительно подчеркнул, что полномочия руководителя подтверждаются только доверенностью.

До 2015 года субъекты хозяйственной деятельности были обязаны указывать сведения о филиалах и представительствах в Уставе. В результате, учредительный документ какой-нибудь крупной федеральной компании на 1/3 состоял из длинного списка филиалов и их адресов, а изменения в Устав вносились каждые полгода.

Учитывая данный факт, государство изменило эту процедуру. В настоящее время законодательство требует, чтобы информация о филиалах и представительствах содержалась только в ЕГРЮЛ. Сведения о них в Устав можно и не вносить (ст.55 ГК РФ).

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

  1. расположение вне места нахождения организации;
  2. наделение имуществом создавшей их организацией;
  3. наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;
  4. наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;
  5. назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;
  6. осуществление всех функций организации или их части (для филиала);
  7. представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест – вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: «Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ, во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения, посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника». Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться, или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что, если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).

Вид платежа По месту нахождения обособленного подразделения (ОП) По месту нахождения самой организации (ГП)
НДФЛ С доходов, полученных физическими лицами от ОП С доходов, полученных физическими лицами от ГП
Взносы на ОПС и ОМС, а также на ВНиМ С выплат работникам ОП, в т.ч. по ГПД, которые начисляет само ОП С выплат работникам ГП и тех ОП, которые сами не начисляют выплаты работникам
Взносы на травматизм С выплат работникам ОП, которое состоит на учете в ФСС С выплат работникам ГП и тех ОП, которые не состоят на учете в ФСС
Налог на прибыль В региональный бюджет в части, приходящейся на ОП
  • в федеральный бюджет
  • в региональный бюджет в части, приходящейся на ГП
НДС Вся сумма налога, в т.ч. по операциям ОП
Налог на имущество по недвижимости По месту нахождения недвижимости
Налог на имущество по движимому имуществу Со стоимости ОС, которые числятся на балансе ОП Со стоимости ОС, которые числятся на балансе ГП
Транспортный налог По автомобилям, зарегистрированным на ОП По автомобилям, зарегистрированным на ГП
Земельный налог По месту нахождения земельного участка
Налог при УСН Вся сумма налога, в т.ч. по операциям ОП
ЕНВД По месту постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД

Чтобы создать филиал или представительство, понадобится решение участников организации и внесение изменений в ЕГРЮЛ. Другие виды ОП могут быть открыты только по приказу руководителя организации.

Об открытии ОП нужно уведомить налоговую (по месту постановки на учет головной компании) в течение 30 дней после открытия сообщением по форме С-09-03-1. Если ОП будет начислять и перечислять выплаты работникам со своего банковского счета, дополнительно нужно в течение месяца со дня наделения его такими полномочиями подать в инспекцию отдельное сообщение по форме КНД 1112536 (ст. 23 НК РФ).

В ПФР регистрировать ОП не надо. Всю информацию в фонд передаст ИФНС, а он уже поставит на учет ОП, которые платят зарплату и имеют банковский счет.

В ФСС ставить ОП на учет придется самостоятельно. Это также касается только ОП со счетом, которые платят вознаграждения работникам. Сделать это нужно не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения. В отделение ФСС по месту нахождения ОП представьте заявление о регистрации, справку об открытии счета и приказ, подтверждающий право ОП платить зарплату самостоятельно.

Отличие ОП от филиала или представительства:

Ошибка, которую допускают многие, — считать филиалы и представительства обособленными подразделениями. Это не так.

  • Наличие ОП нужно отражать в Уставе организации. Филиал или представительство — не нужно.
  • О создании ОП нужно уведомить налоговую инспекцию, о создании филиалов и представительств — нет.
  • Сведения о филиалах и представительствах указываются в ЕГРЮЛ, по остальным ОП — не указываются.
  • Предприятия с ОП могут применять упрощенку, а с филиалом и представительством — нет.

Различия есть. Обособленные подразделения платят не все налоги и сдают не все отчеты, которые необходимо сдавать головной компании.

  • По доходам работников ОП надо платить НДФЛ и сдавать 6-НДФЛ и 2-НДФЛ в инспекцию по месту учета ОП, но только в том случае, если ОП само начисляет и выплачивает им вознаграждения.
  • Страховые взносы платят и сдают отчетность по ним только по месту учета того ОП, которое само начисляет и выплачивает деньги работникам со своего расчетного счета.
  • Транспортный налог по месту учета ОП платится за автомобили, зарегистрированные на ОП.
  • Налоги на землю и имущество уплачиваются по месту нахождения земли или недвижимости. Платить налог и отчитываться по месту нахождения ОП нужно только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости. Если у ОП есть свой расчетный счет, то его оплата налога не станет нарушением.
  • Региональная часть налога на прибыль ОП перечисляется по месту его учета. Если ОП в том же регионе, можно платить налог по месту учета головной организации.
  • НДС рассчитывается в целом по организации без разбивки по ОП. Декларации подавать отдельно тоже не надо.

В обособленных подразделениях, которые проводят операции с наличными, имеются собственные кассовые книги. Все эти книги передаются в головную организацию. В кассовой книге головной организации сведения по операциям с наличкой ОП не отражаются, если только ОП не сдает наличные в кассу организации по ПКО.

С января 2020 года в силу вступила новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ. Этот пункт установил, что если организация и ее обособленные подразделения или только подразделения находятся в одном муниципальном образовании, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по ним можно сдавать в налоговую по месту учета одного из ОП или по месту нахождения организации. Чтобы воспользоваться этим правом, обособленным подразделениям нужно не позднее 1-го числа налогового периода уведомить о своем выборе все налоговые органы, где они в настоящее время стоят на учете.

Что касается страховых взносов, то сообщать о наделении полномочиями начислять и платить зарплату или лишении таких полномочий юрлицу-страхователю нужно будет только если у филиала или другого обособленного подразделения есть расчетный счет в банке. Без счета подразделение не сможет взаимодействовать с ФСС, например получать возмещение средств на оплату больничных. Наделение подразделений такими полномочиями — право, а не обязанность.

Кроме того, законодатели уточнили, что отчитываться и перечислять взносы необходимо именно по месту нахождения такого наделенного полномочиями подразделения. Раньше, если у подразделения не было расчетного счета, взносы платили по месту нахождения головного офиса.

За опоздание с подачей сообщения о создании ОП предусмотрен штраф 200 рублей для организации и 300-500 рублей для директора. Нарушение срока постановки ОП на учет в ФСС грозит штрафом 5 000 рублей при просрочке до 90 дней и 10 000 рублей при просрочке более 90 дней.

Также за несдачу отчетности по незарегистрированному подразделению налоговики вправе оштрафовать организацию. Штраф составит 5% от подлежащей уплате суммы по декларации за каждый месяц просрочки, но не больше 30% и не меньше 1 000 рублей.

Вам нужно вести удобный учет по предприятию с обособленными подразделениями? Попробуйте бухгалтерский онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. В нем удобно начислять зарплату, отправлять отчетность, готовить и уплачивать налоги. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей!

Попробовать бесплатно

Оборудованным следует считать рабочее место, функционально приспособленное для осуществления вида деятельности, для которого оно создается, и пригодное для нахождения на этом месте работника.

Оборудование рабочего места может подтверждаться в т.ч. документами о материальной ответственности, содержащими указания на конкретное имущество, вверяемое работнику. Необходимое для работы имущество может быть передано под отчет работнику и по акту инвентаризации.

Если к оборудованию рабочих мест предъявляются специальные требования, без соблюдения которых ведение деятельности невозможно (запрещено), при отсутствии установленных законодательством документов наличие оборудованных стационарных рабочих мест само по себе не приводит к образованию обособленного подразделения организации.

Вместе с тем некоторые судебные инстанции продолжают настаивать на следующем: под оборудованием стационарных рабочих мест в обособленном подразделении подразумевается не только создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, но и само исполнение таких (трудовых) обязанностей (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А по делу N А63-9693/2006-С4, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 N 09АП-10255/07-АК по делу N А40-10267/07-141-57).

Рабочее место согласно п. 2 ст. 11 НК РФ считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

Признание рабочего места стационарным не зависит от периодичности посещения его работником и от времени пребывания на нем.

Не имеет правового значения и форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте. Это, со ссылкой на судебную практику, указано в Письмах Минфина России от 13.11.2015 N 03-02-07/1/65879 и от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634, от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250.

Таким образом, факт присутствия организации своим персоналом и материально-техническими средствами на обособленной территории в течение месяца является достаточным признаком стационарности независимо от фактической продолжительности (непрерывности) непосредственного осуществления производственной деятельности.

Обязательным признаком рабочего места является контроль (прямой или косвенный) над ним со стороны работодателя. Попробуем разобраться, что это означает. Представляется, что под этим следует понимать право работодателя:

  • на законном основании входить в помещение, в котором оборудовано рабочее место;оборудовать это место в соответствии с его функциональным назначением (с соблюдением правил по охране труда);
  • непосредственно осуществлять контроль над деятельностью работника, для чего он должен состоять с последним в трудовых отношениях, оформленных в порядке, установленном законом.

При рассмотрении споров о наличии (отсутствии) обособленного подразделения арбитражные суды, прежде всего, уделяют внимание этому моменту. Например, если организация оказывает услуги на территории заказчика, который обеспечивает все условия для работы командированных сотрудников организации, то в этом случае обособленное подразделение у организации не образуется. Ведь в такой ситуации стационарные рабочие места подконтрольны заказчику, сама же организация их не создает (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 N Ф04-20325/2015).

Таким образом, с учетом вышеуказанных особенностей для целей налогообложения может применяться следующее комплексное определение понятия стационарного рабочего места.

Стационарное рабочее место – место, созданное на срок более одного месяца, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения, перечисленного в п. 2 ст. 11 НК РФ, не ведет к созданию организацией обособленного подразделения (Приложение к Письму ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@).

Разобравшись с основными признаками возникновения обособленного подразделения, применим их к практическим ситуациям.

В целях оказания аудиторских услуг исполнитель направляет своих работников в длительную служебную командировку (более 1 месяца) в другой город. Договором на оказание аудиторских услуг предусмотрено проведение аудиторской проверки в офисе заказчика. Согласно условиям договора исполнитель в ходе проведения проверки подчиняется внутреннему трудовому распорядку и режиму рабочего времени заказчика. Заказчик обязуется обеспечить представителям исполнителя условия для своевременного и качественного проведения аудиторской проверки.

В данном случае все условия для работы командированных сотрудников обеспечивает не исполнитель, а заказчик. Следовательно, именно заказчику подконтрольны эти рабочие места. А поскольку сам исполнитель не создает стационарных рабочих мест в месте командировки, то у него там не образуется обособленного подразделения.

Чтобы в подобной ситуации у исполнителя не возникло разногласий с налоговиками, целесообразно указать в договоре с заказчиком, что именно на него возложены обязанности по созданию всех условий, необходимых для выполнения работ сотрудниками исполнителя.

Арбитражные суды подтверждают, что при наличии такого условия в договоре у исполнителя не образуется обособленного подразделения в месте командировки (Постановления ФАС Московского от 20.12.2010 N КА-А41/15744-10, от 02.03.2009 N КА-А40/817-09 и Северо-Западного от 15.02.2010 по делу N А05-9705/2009 округов).

Однако нужно учитывать, что контролирующие органы высказывают и иное мнение по этому вопросу. Так, Минфин России считает, что фактическим местом работы является место, где сотрудник выполняет большую часть трудовых обязанностей. И если в течение длительного времени значительную часть своих функций работник выполняет вне места постоянной работы, например за границей, то служебную поездку нельзя считать командировкой (Письмо Минфина России от 28.04.2010 N 03-03-06/1/304).

Кроме того, командирующая организация может столкнуться с необходимостью постановки на учет своего обособленного подразделения, если в месте командировки она оборудовала стационарные рабочие места для своих командированных работников (Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176).

По договору аренды техники с экипажем организация-арендодатель предоставляет арендатору строительную технику за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации предоставленной техники.

На основании ст. 635 ГК РФ члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

В данной ситуации, по нашему мнению, отсутствует такой признак обособленного подразделения, как создание стационарных рабочих мест в силу того, что техника сама по себе не может являться стационарным рабочим местом.

Подобное мнение выражено в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2015 N Ф07-7313/2015 по делу N А05-9557/2014. Судьи, руководствуясь понятием рабочего места, пришли к выводу, что самосвалы не могли являться стационарным рабочим местом.

При рассмотрении споров касательно обязанности постановки на учет обособленного подразделения арбитры указывают на необходимость документальных доказательств создания стационарных рабочих мест. Так, арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 16.09.2015 N Ф07-7313/2015 по делу N А05-9557/2014 опроверг довод налогового органа о том, что нахождение работников Общества на строительстве объекта в течение длительного периода времени уже свидетельствует о создании стационарных рабочих мест вне местонахождения общества. По мнению судей, само по себе заключение договора субподряда и направление сотрудников в командировку сроком более месяца не свидетельствует о создании обществом обособленного подразделения, поскольку направление работников в командировку без создания стационарных рабочих мест не приводит к образованию обособленного подразделения. Основной причиной отклонения довода налогового органа послужила недоказанность налоговым органом создания обществом стационарных рабочих мест. Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2015 N Ф07-3858/2015 по делу N А05-7419/2014 и от 27.05.2015 N Ф07-2939/2015 по делу N А05-11564/2014

Обособленное подразделение или филиал? Особенности ведения учета

Организация выполняет строительно-монтажные работы на газопроводе. Территория, на которой находится газопровод, относится к разным субъектам РФ и подведомственна разным ИФНС. Строительная площадка по мере выполнения работ постоянно передвигается.

Так как строительная площадка постоянно передвигается, то организацией, по нашему мнению, не создаются стационарные рабочие места. И, соответственно, отсутствуют основания для признания места осуществления таких работ обособленным подразделением организации. Аналогичное мнение выразил Минфин России в своем Письме от 08.08.2006 г. № 03-02-07/1-212. Арбитражная практика подтверждает данное мнение. Так, арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 02.03.2016 г. № Ф07-2270/2016 по делу N А42-8726/2014 пришел к выводу, что Общество не создавало стационарных рабочих мест, поскольку спорные работы носили полевой, разъездной характер, относимость работника к тому или иному месту проведения работ при данных обстоятельствах как стационарного рабочему месту не представляется возможным установить.

Если строительная площадка не будет передвигаться более одного месяца, то у организации возникает обязанность постановки на учет обособленного подразделения, так как создаются рабочие места, обладающие признаками стационарности.

В соответствии с п. 9 ст. 83 НК РФ при возникновении у организации затруднения с определением места постановки на учет обособленного подразделения решение принимается налоговым органом на основе представленных данных.

Кроме того, для решения вопроса о наличии либо отсутствии признаков обособленного подразделения организации по месту осуществления ее деятельности налоговыми органами учитываются характер отношений между организацией и ее работниками и другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения. Такая позиция была выражена Минфином России в Письме от 17.03.2010 г. № 03-02-07/1-114.

Поэтому, по нашему мнению, при возникновении обязанности по регистрации обособленного подразделения, организации следует представить налоговому органу информацию о месте проведения работ с учетом их длительного характера. При передвижении строительной площадки сниматься с учета в одном налоговом органе и вставать на учет в другом не требуется.

Ответ на вопрос, с какого момента обособленное подразделение организации следует считать созданным, важен для правильного исполнения предусмотренных в НК РФ обязанностей организации:

письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

По мнению некоторых судов, обособленное подразделение можно считать созданным с того момента, когда оборудовано стационарное рабочее место (Постановления ФАС Московского округа от 10.04.2008 N КА-А40/2751-08 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 31.07.2008 N 9752/08), ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 N Ф03-5338/2009).

Создание стационарного рабочего места вы можете подтвердить, например:

  • приказом о создании рабочих мест (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
  • подписанным договором аренды помещения, в котором будет располагаться рабочее место (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.08.2008 N Ф03-А24/08-2/2535);
  • приказом о принятии на работу руководителя обособленного подразделения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 N А56-10280/2008).

В Письме от 19.02.2016 N 03-02-07/1/9377 Минфин России выразил иную точку зрения, согласно которой срок исчисляется с начала осуществления деятельности организации через соответствующее обособленное подразделение.

По нашему мнению, пользуясь универсальным правилом, следует определять дату создания обособленного подразделения по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков, установленных ст. 11 НК РФ.

По Налоговому кодексу РФ обособленным считается подразделение, которое территориально удалено от места нахождения компании, имеет стационарные рабочие места, то есть оборудованные как минимум на месяц, независимо от упоминания такого подразделения в уставе юрлица и от объема предоставленных ему полномочий.

Разновидности обособленного подразделения компании – представительство и филиал. Но в соответствии с Гражданским кодексом есть некоторые отличия между ними и простыми территориально удаленными подразделениями. Так, филиал, находясь на отдалении от головной компании, в полном объеме или частично наделяется ее функциями, в том числе представительскими. Представительство, также располагаясь удаленно, представляет интересы компании и выполняет защитные функции. А простое подразделение, которое территориально обособлено и имеет стационарные рабочие места, отличается от филиала тем, что не может быть наделено полномочиями главной компании.

Еще одно отличие – необходимость вносить данные о филиале и представительстве в ЕГРЮЛ (единый госреестр юрлиц). В отношении простого обособленного подразделения такое требование отсутствует. Другими словами, и представительство, и филиал, и простое обособленное подразделение, которое не является ни представительством, ни филиалом, – это все разновидности ОП.

Выбирая, какое подразделение открыть, простое, филиал или представительство, необходимо, прежде всего, определиться с объемом полномочий, которыми оно будет наделено, решить, как будет вестись бухучет (самостоятельно или в главной компании) и будут ли у подразделения свои расчетные счета. Для наглядности главные отличия между разными видами ОП приведены в таблице.

Про­стое обособ­лен­ное под­раз­де­ле­ние со стационарными рабочими местами

Представительство

Филиал

Объем полномочий

Трудовая деятельность осуществляется работником на своем рабочем месте. Это правило содержится в Налоговом кодексе РФ.

Подразделение осуществляет представительство и защиту интересов главной компании. Такой объем полномочий прописан в Гражданском кодексе РФ.

Объем полномочий полностью или частично соответствует функциям самой компании. При этом осуществляются и полномочия представительства. Такие правила установлены Гражданским кодексом.

Обязательное уведомление ФНС о создании ОП

В налоговую инспекцию в месячный срок после создания простого подразделения необходимо отправить уведомление об этом. Порядок такого уведомления прописан в Налоговом кодексе.

Отсутствует требование об уведомлении налоговой службы о создании представительства, так как данные о представительстве должны быть внесены в госреестр юрлиц.

Так же, как и о представительстве, не нужно сообщать в ФНС и о филиале, так как действует требование об обязательном включении сведений о нем в ЕГРЮЛ.

Наделение правом вести коммерческую деятельность

Разрешается ее ведение посредством использования рабочих мест. Такая возможность предусмотрена в Налоговом и Гражданском кодексах РФ.

Не предусмотрена возможность осуществления такой деятельности.

Можно вести коммерческую деятельность.

Процедура создания

На основании приказа гендиректора (директора).

На основании решения владельца компании.

На основании решения владельца компании.

Включение данных об ОП в госреестр

Не должны включаться реестр юрлиц.

Обязательно включаются в ЕГРЮЛ.

Обязательно включаются в ЕГРЮЛ.

Открытие своего расчетного счета

Простым обособленным подразделением может открываться собственный банковский счет. Такая возможность предусмотрена в Инструкции Банка России.

Представительство может иметь свой расчетный счет в банке.

Филиал наравне с другими видами обособленных подразделений также наделено правом открытия собственного банковского счета.

Порядок ведения бухучета

Может вестись в подразделении самостоятельно, но при этом в бухгалтерской отчетности по всей компании в целом должна присутствовать информация о показателях работы всех ее территориально удаленных подразделений. Соответствующее разъяснение по этому вопросу было дано Министерством финансов.

Каждое представительство наделено полномочиями вести бухгалтерский учет самостоятельно, но информация об их деятельности должны обязательно включаться и в общую бухгалтерскую отчетность по всей компании в целом.

Как и другие обособленные подразделения, филиал может вести самостоятельный бухучет, но в общей отчетности по бухгалтерии всей компании в целом должны присутствовать сведения и о показателях деятельности всех ее филиалов.

Обособленные подразделения в 2020 и 2021 году

В целях применения Налогового кодекса под обособленным подразделением организации в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Место нахождения обособленного подразделения российской организации – это место осуществления ею деятельности через свое ОП.

При этом территориальная обособленность подразделения организации определяется несовпадением места его нахождения с адресом головной организации (см. Письмо Минфина России от 26.07.2019 № 03‑03‑06/1/56159).

Адрес, в свою очередь, представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Закона № 443‑ФЗ[2]). Сведения о нем вносятся в государственный адресный реестр.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей (см., например, Письмо Минфина России от 06.08.2020 № 03‑02‑07/1/69827).

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Однако сам термин «рабочее место» раскрыт не в Налоговом, а в Трудовом кодексе. Так, в ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Как указал Минфин в Письме от 31.05.2019 № 03‑02‑07/1/41780, такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, объектами, территорией, необходимыми для работы оборудованием и инструментами.

К сведению

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется данное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ)

Таким образом, признаки ОП следующие (см. Письмо Минфина России от 25.10.2019 № 03‑02‑07/1/82265).

  1. Есть стационарные рабочие места. То есть созданы условия, необходимые для исполнения трудовых обязанностей. При этом форма организации работ и срок нахождения конкретного работника на таком рабочем месте не имеют значения (см. письма Минфина России от 28.04.2021 № 03‑02‑11/32762, от 06.08.2020 № 03‑02‑07/1/69827).
  2. Рабочее место создано на срок более месяца (при этом не имеет значения характер работы на этом месте – периодически или постоянно она ведется). Ведь в ст. 209 ТК РФ говорится о месте, где сотрудник должен находиться, но не находится по факту.
  3. Место, где находится рабочее место (помещение, объект, территория), подконтрольно головной организации;
  4. Организация осуществляет деятельность по месту нахождения обособленного подразделения.

И еще. С сотрудниками, которые работают на стационарных рабочих местах, должны быть заключены трудовые договоры. Этот нюанс важен. К примеру, организация оказывает услуги на территории заказчика. Можно ли говорить о стационарных рабочих местах и обособленном подразделении организации-исполнителя? Пожалуй, нет, поскольку рабочие места в данной ситуации подконтрольны именно заказчику, а не исполнителю. Такой вывод был сделан АС ЗСО в Постановлении от 11.06.2015 № Ф04-20325/2015 по делу № А81-4793/2014.

Со своей стороны, считаем уместным привести еще несколько ситуаций. По мнению чиновников и арбитров, не возникает стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, и, соответственно, обособленных подразделений:

– при работе в полевых условиях, носящей разъездной характер. При этом установить относимость работника к тому или иному месту проведения работ как стационарному рабочему месту не представляется возможным (см. Постановление АС СЗО от 02.03.2016 № Ф07-2270/2016 по делу № А42-8726/2014, письма Минфина России от 01.03.2012 № 03‑02‑07/1-50, от 03.11.2009 № 03‑02‑07/1-493);

– в месте, куда сотрудник направлен в командировку, – направление сотрудника в командировку для выполнения работ не является созданием в месте командировки обособленного структурного подразделения (см. Постановление АС УО от 16.06.2015 № Ф09-3302/15 по делу № А60-35435/2014, Письмо Минфина России от 25.12.2009 № 03‑02‑07/1-572).

При наличии по месту деятельности организации всех признаков обособленного подразделения (определенных п. 2 ст. 11 НК РФ) она в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ обязана сообщить в налоговый орган о создании ОП на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) для целей постановки ее на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего подразделения[3].

Чтобы исполнить эту обязанность, организация в течение месяца со дня создания подразделения должна направить налоговикам по своему местонахождению сообщение по форме С-09‑3‑1, которая утверждена Приказом ФНС России от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@[4] (п. 5 Порядка[5]).

Само обособленное подразделение ставится на учет в инспекции, соответствующей его адресу (п. 4 ст. 83 НК РФ). Но есть два исключения:

– если создаются несколько подразделений в одном городе (муниципальном районе, городском округе, Москве, Санкт-Петербурге), их все можно поставить на учет в одной ИФНС – по месту нахождения любого из подразделений;

– в инспекции, где уже числится одно из обособленных подразделений, можно поставить на учет подразделение, открываемое в том же городе.

Обратите внимание

Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение организации от исполнения установленной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ обязанности, если обособленное подразделение расположено на территории (в муниципальном образовании), подведомственной налоговому органу, в котором на налоговом учете состоит сама организация (см. Письмо Минфина России от 26.07.2019 № 03‑03‑06/1/56159).

Исключением являются ситуации, когда адрес организации совпадает с местом нахождения ее ОП.

Пунктом 5 ст. 23 НК РФ определено, что за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность по законодательству РФ. Правда, какая именно санкция и за какие деяния будет применена в отношении организации, которая не сообщила о создании обособленного подразделения, в данной норме не уточнено.

Наказание за несообщение о созданном обособленном подразделении

В рассматриваемой ситуации возможны два правонарушения.

  1. Нарушение организацией срока подачи в инспекцию сообщения по форме С-09‑3‑1 о создании обособленного подразделения. За это ей грозит штраф по п. 1 ст. 116 НК РФ в размере 10 000 руб.
  2. Неподача организацией сообщения по форме С-09‑3‑1 о создании обособленного подразделения. В этом случае организация будет оштрафована на основании ст. 126 НК РФ – штраф вразмере 200 руб.

Обратите внимание

Пункт 2 ст. 116 НК РФ предусматривает ответственность в случае ведения деятельности без постановки на учет в налоговом органе самой организации, а не ее подразделений. Следовательно, такое наказание в отношении организации, не сообщившей о создании обособленного подразделения, не применяется. Сказанное обусловлено в том числе выводами из определений ВС РФ от 23.10.2017 № 304‑КГ17-8872 по делу № А70-6845/2016, от 26.06.2017 № 303‑КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015.

Итак, организация обязана в течение месяца после создания обособленного подразделения уведомить об этом факте налоговый орган по своему местонахождению. В противном случае ей грозит штраф.

Между тем дата, с которой ОП считается созданным (то есть момент, с которого отсчитывается указанный месяц), налоговым законодательством не определена.

Некоторые арбитры (см., например, постановления АС ЗСО № Ф04-20325/2015, ФАС УО от 27.10.2008 № Ф09-7766/08‑С3 по делу № А60-2706/08), исходя из совокупности налоговых норм (в частности, п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 83 НК РФ), считают, что отправной точкой для исчисления срока для постановки на учет при создании обособленного подразделения является дата создания в нем стационарных рабочих мест. Есть также Письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03‑02‑07/1–265, в котором представлена схожая точка зрения.

Однако есть и иной подход.

К примеру, из постановлений ФАС СЗО от 05.02.2010 по делу № А56-10280/2008, ФАС ЦО от 12.07.2011 по делу № А14-8856/2010/337/28 следует, что дата создания обособленного подразделения определяется на основании приказа руководителя о начале деятельности подразделения или приказа о принятии на работу руководителя ОП.

Заслуживают внимания и постановления ФАС УО от 03.12.2008 № Ф09-9013/08‑С2 по делу № А71-4289/084, ФАС СЗО от 16.09.2003 по делу № А56-1995/03, в которых сделан следующий вывод: датой создания обособленного подразделения является фактическая дата начала производственной деятельности. Кстати, в Письме Минфина России от 19.02.2016 № 03‑02‑07/1/9377 также изложено мнение, что месяц для подачи сообщения исчисляется с начала осуществления деятельности организации через соответствующее ОП.

С учетом всего перечисленного для решения вопроса о моменте создания обособленного подразделения организации, очевидно, имеет смысл обратиться за разъяснениями в свою налоговую инспекцию.

Возникает ли подразделение при переводе сотрудника на дистанционную работу?

Данный вопрос стал особенно актуальным в период пандемии из‑за коронавирусной инфекции.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы. В статье 209 ТК РФ приведено определение понятия рабочего места – это место, в котором работник должен находиться или в которое ему нужно прибыть в связи с работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В свою очередь, дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного (структурного) подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования Интернета для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением (ст. 312.1 ТК РФ). А согласно ст. 312.2 ТК РФ в качестве места заключения трудового договора о дистанционной работе, соглашений об изменении определенных сторонами условий такого договора указывается место нахождения работодателя.

Как видно, определение понятия дистанционной работы отличается от определения понятия «обособленное подразделение организации» из п. 2 ст. 11 НК РФ. На это обстоятельство Минфин обращал внимание еще в письмах от 19.01.2018 № 03‑02‑07/1/3617, от 01.12.2014 № 03‑04‑06/61300.

Таким образом, создавать обособленное подразделение в случае заключения трудового договора с дистанционным сотрудником организации не нужно, дистанционная работа осуществляется вне какого‑либо подразделения работодателя и вне стационарного рабочего места (см. также Письмо Минфина России от 29.05.2019 № 03‑15‑06/38981).

Обратите внимание

Прием сотрудника на дистанционную работу не приводит к возникновению у организации обособленного подразделения, имеющего статус филиала. Следовательно, прием на работу такого сотрудника не является в силу пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ основанием для утраты права на применение УСНО.


[1] К примеру, по месту учета обособленного подразделения организация должна уплачивать НДФЛ за работников такого подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ) и подавать расчет по форме 6‑НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).

[2] Федеральный закон от 28.12.2013 № 443‑ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[3] При отсутствии по месту осуществления деятельности организации признаков ОП основания для постановки на учет в налоговом органе организации по соответствующему месту осуществления деятельности отсутствуют. Это следует из Письма Минфина России от 24.12.2020 № 03‑02‑07/1/113546.

[4] Форма применяется с 25 декабря 2020 года.

[5] Порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России от 29.12.2020 № 329н.

На юридическое лицо возложена обязанность сообщить о создании обособленного подразделения в налоговую инспекцию в течение месяца после принятия решения об этом, например после даты протокола общего собрания акционеров. Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ новое подразделение предприятия должно пройти процедуру постановки на налоговый учет и включения в ЕГРЮЛ.

См. также: «ВС снова отменяет большие штрафы за непостановку на учет подразделения».

Регистрацию обособленного подразделения проводят налоговые органы. Для этого предприятию необходимо обратиться в ту налоговую инспекцию, в ведении которой будет находиться подразделение по территориальному признаку (муниципальному образованию).

Для регистрации филиала или представительства в налоговые органы необходимо подать документы по следующему перечню:

  • копия решения органа управления о создании обособленного подразделения;
  • копия утвержденного положения об обособленном подразделении;
  • копия учредительной документации и ее изменений (отдельным документом или в виде новой редакции);
  • копия свидетельства о государственной регистрации главного предприятия;
  • копия приказов о назначении на должности руководителя и главного бухгалтера нового подразделения;
  • копия платежного поручения или банковской выписки об оплате пошлины за государственную регистрацию, заверенную печатью и подписью руководителя кредитной организации;

На нашем сайте вы можете скачать образец платежного поручения для уплаты госпошлины «Платежное поручение на уплату госпошлины — образец».

  • выписка из ЕГРЮЛ для головной компании;
  • заявление о регистрации изменений по формам Р13001 (для изменений в уставе) и Р13002 (для изменений в ЕГРЮЛ).

Все копии должны быть заверены в нотариальном порядке. Если обособленное подразделение будет вести свою деятельность в арендованном помещении, то необходимо наличие копии договора аренды площади. Документы можно подать и в электронной форме по соответствующим каналам связи в виде сканов. В этом случае они будут заверены электронной цифровой подписью.

Регистрация проводится налоговым органом в течение 5 дней со дня фактической подачи пакета документов или поступления на сервер через электронный документооборот. В качестве документа, подтверждающего постановку на учет подразделения, выступает соответствующее уведомление.

При регистрации обособленному подразделению не присваивается ИНН, а только код причины постановки (КПП). В своей документации подразделение будет применять ИНН головной компании. При этом оно не является самостоятельным юридическим лицом.

ВНИМАНИЕ! КПП подразделения будет отличаться от кода головной организации на 5-ю и 6-ю цифру: 43 — филлиал, 44 — представительство, 45 — иное ОП. Как узнать КПП обособленного подразделения? В ЕГРЮЛ эти сведения регистрируются только если ОП зарегистрировано как филиал или представительство. Сведения об иных ОП в ЕГРЮЛ отсутствуют. Следовательно узнать КПП подразделения можно только в свидетельстве о постановке ОП на учет.

Для прочих обособленных подразделений специального пакета документов не требуется. В этом случае достаточно представить в налоговый орган сообщение по форме С-09-3-1. До 25.12.2020 сообщение подается по форме, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6-36@. С 25.12.2020 сообщение С-09-3-1 оформляйте на новом бланке, утв. приказом ФНС от 04.09.2020 № ЕД-7-14-632@.

Рассмотрим порядок заполнения документа более детально.

Обособленное подразделение – открываем, закрываем и уплачиваем налоги

Обособленное подразделение осуществляет деятельность в соответствии с целями и задачами головной компании. Функции, виды деятельности, уровень правоспособности и полномочий определяются головной организацией и закрепляются в положении об обособленном подразделении. В т. ч. и ведение бухгалтерского учета возможно в двух вариантах.

  • Вариант 1: подразделение не имеет собственного баланса.

В этом случае отделение не имеет собственного бухгалтерского отдела и расчетного счета. Все расчеты с контрагентами, в том числе с персоналом по заработной плате, осуществляет бухгалтерия головного офиса. При этом подразделение имеет право выписывать, к примеру, товарно-сопроводительные документы, но приниматься к учету они будут в головной бухгалтерии.

  • Вариант 2: подразделение находится на самостоятельном балансе.

Этот вариант предполагает создание бухгалтерской службы и ведение учета внутри подразделения. Оно имеет расчетный счет в кредитной организации и расчеты с контрагентами может осуществлять самостоятельно. Данные из бухгалтерской отчетности подразделения учитываются в общем своде по предприятию. Обособленное подразделение осуществляет учет по правилам учетной политики головной компании.

Как правильно составить учетную политику для своего предприятия, вы узнаете из нашего материала «Как составить учетную политику организации?».

Порядок закрытия филиала или представительства отличается от закрытия иного обособленного подразделения. Согласно подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ предприятие обязано уведомить налоговый орган о закрытии филиала, представительства или иного обособленного подразделения в течение 3 дней со дня прекращения деятельности.

Порядок закрытия филиала и представительства похож на порядок открытия. Такие обособленные подразделения снимаются с налогового учета с полным пакетом документов: заверенная копия распорядительного документа о закрытии подразделения (например, протокол собрания совета директоров), изменения в устав и ЕГРЮЛ, заявление по форме Р13002.

Для закрытия иного обособленного подразделения достаточно подать в налоговый орган заявление по форме С-09-3-2. До 25.12.2020 сообщение подается по форме, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6-36@. С 25.12.2020 сообщение С-09-3-2 оформляйте на новом бланке, утв. приказом ФНС от 04.09.2020 № ЕД-7-14-632@.

Обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом. Решение о создании нового подразделения выносит орган управления предприятием. После этого предприятию необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения подразделение и предоставить необходимый пакет документов в течение месяца после принятия решения (для филиала или представительства). Для регистрации иного обособленного подразделения по налоговому законодательству достаточно уведомить налоговую инспекцию в форме заявления.

После регистрации подразделение получает собственный КПП, а ИНН применяет относящийся к головной организации.

Прежде всего, необходимо отметить, что с 05.05.2014 года, в связи с изменением Гражданского кодекса включение сведений о филиале (представительстве) ООО в устав не является обязательным, достаточно внесения в ЕГРЮЛ. Кроме того, в связи с изменением законодательства компания может исключить сведения о филиале из устава и оставить их только в ЕГРЮЛ (для более гибкого внесения изменений в будущем).

Таким образом, компания может выбрать порядок регистрации филиала: вносить сведения о нем в устав или зарегистрировать его только в ЕГРЮЛ (Письмо ФНС от 6 марта 2015 г. N СА-4-14/3666@). В зависимости от выбора компании будет зависеть список необходимых документов и порядок действий. В настоящей инструкции мы собрали информацию по двум вариантам регистрации филиала (представительства) ООО.

Филиал и обособленные подразделения: основные отличия в Москве

Решение общего собрания участников должно быть оформлено протоколом. Если в обществе один участник, то оформляется решение единственного участника общества.

В повестку общего собрания участников по вопросу создания филиала (представительства) включаются вопросы о создании филиала, утверждении положения о нем, а если вносятся изменения в устав, то также утверждение новой редакции устава.

В любом случае (вносятся изменения в ЕГРЮЛ или устав) филиал ООО создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества.

Обратите внимание! Статьей 67.1 ГК РФ установлены требования к протоколу общего собрания участников:

  • для ООО: протокол должен быть нотариально удостоверен, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников — председателем и секретарем собрания) не предусмотрен уставом ООО либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

То есть протокол общего собрания ООО не удостоверяется нотариально, если соблюдено одно из условий:

  • иной способ удостоверения выбран в уставе (для этого можно 1 раз внести изменения в устав)
  • иной способ выбран в протоколе общего собрания, принятом единогласно (то есть можно в самом протоколе поставить одним из вопросов повестки дня “выбор способа удостоверения протокола”, но необходимо, чтобы решение было принято единогласно)

Если протокол общего собрания подлежит нотариальному удостоверению, то протокол подписывается участниками собрания при нотариусе, нотариус удостоверяет подписи.

Приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@ ФНС утвердила новые формы заявлений для регистрации компаний, внесения изменений в ЕГРЮЛ, учредительные документы и иных регистрационных действий. Данные формы действуют с 25.11.2020 года. С этого момента утратили свою силу формы заявлений Р13001, Р13002, Р14001 и Р14002. Для внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы используется единая форма заявления Р13014.

Заполните в заявлении Р13014 титульный лист, лист Л (сведения о филиале, в разд. 2 листа О заявления проставляется значение “1”) и лист Н (сведения о заявителе). Подписывает заявление директор в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Для удостоверения подписи на заявлении нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации компании, решение о назначении руководителя, актуальный список участников, положение о филиале ООО и протокол общего собрания (решение учредителя) о создании филиала (представительства) ООО; если вносятся изменения в устав, то также устав. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.

Данной выпиской подтверждается завершение процедуры регистрации изменений в ЕГРЮЛ и внесение записи об изменении в ЕГРЮЛ. После регистрации филиала и представительства ООО не нужно сообщать в налоговую по месту учета о создании филиала (представительства) ООО в другом городе (это сделает сам регистрирующий орган).

Если регистрировали изменения в устав, то регистрирующий орган дополнительно выдаст зарегистрированную редакцию устава.

Если заявление оформлено с ошибками (не заполнен обязательный лист, заполнен лишний лист, имеются неточности, опечатки и т.д.), вы можете получить отказ налогового органа в регистрации изменений. В этом случае нужно подготовить, заверить и подать новое заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Если же отказ является необоснованным, незаконным, вы можете подать заявление об обжаловании отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ в течение 3 месяцев в вышестоящий орган или в суд (бывают случаи отказа в регистрации изменения юридического адреса в связи с недостоверностью адреса, при этом компания находится по данному адресу фактически).

Для назначения руководителя филиала ООО необходимо оформить приказ организации о назначении и выдать ему доверенность от имени организации с необходимыми полномочиями (в доверенности вы можете оформить полномочия по вашему желанию, при желании сделать максимально широким либо, наоборот, ограничив их). Также, как правило, при назначении директора филиала ООО оформляются трудовые отношения с ним (заключается новый трудовой договор с директором или оформляется перевод сотрудника на эту должность). Доверенность директора филиала ООО в любой момент может быть отозвана. Данные о директоре филиала ООО не регистрируются в ЕГРЮЛ, он действует только на основании доверенности и положения о филиале ООО.

Обособленные подразделения в рамках УСНО

В Гражданском кодексе упоминание обособленного подразделения содержится в ст. 55, где даны определения филиалов и представительств:

  • представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

  • филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Отметим, что в НК РФ представлено более широкое понятие обособленного подразделения, чем в ГК РФ. Судите сами.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п. 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми. Именно последние, не указанные в ЕГРЮЛ, вызывают на практике массу вопросов. Ведь не всегда в той или иной конкретной ситуации с уверенностью можно сказать, что у организации возникло обособленное подразделение (например, при строительстве объектов в другой местности, при заключении договоров с дистанционными работниками и т. д.).

Для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии следующих признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ:

1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;

2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков. При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

В правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается создание обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см., например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401).

А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03-02-07/1/3617, от 26.03.2014 № 03-02-07/1/13157, от 17.07.2013 № 03-02-07/1/27861).

Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст. 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 25.04.2017 № 03-02-07/1/24969, от 25.10.2016 № 03-02-07/1/61934, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03-02-07/1/51191).

К сведению:

Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.

Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

* * *

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *