- Образование

Толкование норм налогового законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Толкование норм налогового законодательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Реальность говорит о том, что суды наряду с законодателем устраняют пробелы в налоговом законодательстве. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о налоговой выгоде не столько содержит разъяснения по вопросам судебной практики, как того требует статья 127 Конституции РФ, сколько устраняет пробелы и даже вводит новые нормы.

Устранение пробелов с помощью судов предполагает признание высокого правового статуса основных начал (принципов) налогового права, поскольку только на основе правовых принципов суды могут самостоятельно преодолевать пробелы в налоговом праве (если только это действительно пробел, а не квалифицированное умолчание законодателя). Более того, это конституционно значимые принципы налогового права, занимающие промежуточное положение между конституционным и налоговым правом. Такая характеристика принципов, содержащихся в статье 3 НК РФ, имеет решающее значение, поскольку Конституционный Суд РФ с их помощью расширяет свой инструментарий. По сути же, повышением правового статуса основ-ных начал налогового законодательства снимается необходимость устранения пробелов только усилиями законодателя.

Суды участвуют в регулировании налоговых отношений – как путем преодоления пробелов, так и устранения некоторой неопределенности в норме. Однако, поскольку есть принцип разделения властей, права судов должны быть ограничены путем разработки специальных юридико-технических правил толкования норм налогового законодательства. В постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ содержится ряд таких правил.

О разъяснениях налогового законодательства

  • НДФЛ по президентским выплатам

    36 0

  • Практика Верховного Суда по налогам за 1 полугодие 2021

    149 0

  • Новый порядок индексации зарплат во внебюджетной сфере

    105 1

  • Учет по НДФЛ расходов на риелтора

    13 0

    • 82 оценили материалы

    • 22 в избранном

    • 83

      • Общей. В ней описываются основные принципы функционирования налоговой системы, система налогового права и налоговые платежи, которые уплачиваются в федеральный бюджет.
      • Особенной. В ней определяется порядок начисления и взимания конкретных налоговых платежей. Там же указаны ставки налогов.

      Курс лекций по налоговому праву

      Помимо кодекса и законодательных актов Российской Федерации, они обязательны для применения в практике обычных судов и разъясняют порядок применения некоторых норм. Не следует забывать и о международных соглашениях и договорах России. Некоторыми из этих документов также устанавливаются различные налоги и порядок освобождения от них или предоставления льгот при внешнеэкономической деятельности.

      Возврат к списку

      1. Виды, способы толкования и усмотрение суда
      2. 5.5.1.2 Вторая часть замысла: Анализ-толкование понятия значения языкового выражения в терминах подразумевания
      3. Способы толкования договоров
      4. 3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
      5. 3.1. понятие нормы налогового права, ее структура. нормы налогового права И статьи налогового кодекса российской федерации. виды налоговых норм И ИХ основные признаки
      6. Виды толкования по объему и судейское усмотрение.
      7. 5.5.1.1 Первая часть замысла: Анализ-толкование понятия подразумевания
      8. 4.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) НАЛОГОВОГО ПРАВА. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ (ИНКОРПОРАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ, КОДИФИКАЦИЯ)
      9. § 6. Понятие и классификация норм налогового права
      10. § 6. Толкование международных договоров
      11. § 4. Соотношение норм налогового права и норм других отраслей права

      Норма права — это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения.

      Нормы налогового права (налогово-правовые нормы) являются разновидностью норм финансового права (финансово-правовых норм), так как налоговое право является подотраслью финансового права.

      Нормы-принципы представляют собой законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Принцип права, который закреплен в нормативном правовом акте, становится нормой-принципом.

      Нормы-принципы налогового права представляют собой предписания налогового законодательства и закрепляющие принципы налогового права. Они обладают значительной спецификой в структуре механизма налогово-правового регулирования. Им присущ базовый характер, поскольку, являясь предписаниями основополагающего характера, нормы-принципы определяют цели и функциональную направленность всех иных налогово-правовых норм.

      Нормы-принципы имеют стабильный характер, регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории.

      Нормы-принципы налогового права содержатся в ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 НК РФ: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала».

      Закрепленные НК РФ нормы-принципы имеют важное практическое значение, так как именно на основе общеправовых норм-принципов КС РФ принимает решения о конституционности либо неконституционности норм законодательства о налогах и сборах.

      Нормы-дефиниции представляют собой нормы налогового права, которые не формулируют детали правового регулирования, но подлежат обязательному учету при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права.

      Законодательство о налогах и сборах содержит нормы-дефиниции в ст. 11 НК РФ «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе». Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

      При уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

      Так, понятие «налогоплательщик» дано в п. 1 ст. 19 НК РФ: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

      Нормативно-правовые акты издаются для того, чтобы содержащиеся в них нормы реализовывались в жизнь.

      Под реализацией налогового законодательства понимается реальное воплощение предписаний норм в правомерном поведении субъектов налоговых отношений (налоговых органов, юридических, физических и должностных лиц).

      Налоговое законодательство реализуется в разных формах. Например, по характеру действия субъектов налоговых отношений выделяются соблюдение, исполнение, использование и применение налогового законодательства.

      Соблюдение налогового законодательства — это пассивная форма поведения, которая имеет место, когда субъекты налоговых отношений воздерживаются от совершения действий, запрещаемых законом, например, налогоплательщик не препятствует проведению выездной налоговой проверки.

      Исполнение налогового законодательства — это активная форма поведения, когда субъекты налогового права исполняют возложенные на них юридические обязанности, например, налогоплательщик своевременно представляет в налоговый орган декларацию о доходах [ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].

      Использование налогового законодательства — это такое поведение субъектов налоговых отношений, когда они по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права, например, налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой по уплате какого-либо налога или отказаться от нее (п. 2 ст. 56 НК РФ).

      Применение налогового законодательства — это властная деятельность должностных лиц налоговых органов, направленная на реализацию предписаний налогового законодательства, которая состоит из рассмотрения конкретного вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения, обязательного для налогоплательщиков, налоговых агентов и других участников налоговых отношений.

      Под пробелом в законодательстве о налогах и сборах понимается ситуация, когда имеется факт, по своему характеру находящийся в сфере налогового регулирования и требующий правового разрешения, однако норма, предусматривающая его разрешение, отсутствует.

      Пробелы бывают как первоначальные, возникающие в силу ряда причин (недостатки юридической техники, проработки нормативного акта и т.д.), так и последующие, возникающие в силу развития общественных отношений и отставания законодательства от этого развития.

      В случае пробела в налоговом законодательстве правоприменители обращаются к аналогии закона или к аналогии права.

      Аналогия закона применяется в случае, если отсутствует норма права, регулирующая конкретное дело, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные отношения.

      Аналогия права — это более общий институт, поэтому все, что касается аналогии закона, касается и этого правового явления. Аналогия права применяется в случае, если в законодательстве отсутствуют как нормы, регулирующие спорное отношение, так и нормы, регулирующие сходные с ними отношения, и приходится разрешать спорное дело на основе общих принципов права.

      К субъектам, имеющим право применять аналогию закона, относятся органы исполнительной и судебной власти, разрешающие конкретный спор.

      Пробелы и противоречия в законодательстве о налогах и сборах порой приводят к таким ситуациям, разрешение которых возможно только в судах.

      Согласно ст. ст. 126, 127 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации и ВАС РФ дают разъяснения по вопросам судебной практики.

      В настоящее время юридической наукой не выработано четких критериев, исходя из которых можно было бы сделать вывод, вышел за пределы толкования орган, применяющий закон, или нет.

      Отсутствие таких критериев восполняется судебным толкованием. Суды дают толкование применительно к отдельному случаю.

      Кроме толкований по конкретным делам, пленумы судов дают разъяснения на основании обобщенной судебной практики, которые являются обязательными для нижестоящих судов, например Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

      Особое место в ряду постановлений судебных инстанций занимают решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые принимаются в форме постановлений и определений и связаны с толкованием и проверкой конституционности законодательства о налогах и сборов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Дела в Конституционном Суде Российской Федерации возбуждаются только по жалобам и запросам субъектов, перечисленных в ст. 125 Конституции Российской Федерации. Признанный постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционным акт теряет юридическую силу и не подлежит применению.

      Например, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П «По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации норма п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

      Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах

      Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

      Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

      Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

      Квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

      Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

      Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

      Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст. 102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

      По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса).

      Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

      Налоговая тайна не подлежит разглашению не только должностными лицами налоговой администрации, но и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

      К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 Налогового кодекса).

      Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК).

      Источник

      Реальность говорит о том, что суды наряду с законодателем устраняют пробелы в налоговом законодательстве. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о налоговой выгоде не столько содержит разъяснения по вопросам судебной практики, как того требует статья 127 Конституции РФ, сколько устраняет пробелы и даже вводит новые нормы.

      Устранение пробелов с помощью судов предполагает признание высокого правового статуса основных начал (принципов) налогового права, поскольку только на основе правовых принципов суды могут самостоятельно преодолевать пробелы в налоговом праве (если только это действительно пробел, а не квалифицированное умолчание законодателя). Более того, это конституционно значимые принципы налогового права, занимающие промежуточное положение между конституционным и налоговым правом. Такая характеристика принципов, содержащихся в статье 3 НК РФ, имеет решающее значение, поскольку Конституционный Суд РФ с их помощью расширяет свой инструментарий. По сути же, повышением правового статуса основ-ных начал налогового законодательства снимается необходимость устранения пробелов только усилиями законодателя.

      Суды участвуют в регулировании налоговых отношений – как путем преодоления пробелов, так и устранения некоторой неопределенности в норме. Однако, поскольку есть принцип разделения властей, права судов должны быть ограничены путем разработки специальных юридико-технических правил толкования норм налогового законодательства. В постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ содержится ряд таких правил.

      Способы контекстного толкования норм налогового закона, примененные Конституционным Судом РФ

      Реальность говорит о том, что суды наряду с законодателем устраняют пробелы в налоговом законодательстве. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о налоговой выгоде не столько содержит разъяснения по вопросам судебной практики, как того требует статья 127 Конституции РФ, сколько устраняет пробелы и даже вводит новые нормы.

      Устранение пробелов с помощью судов предполагает признание высокого правового статуса основных начал (принципов) налогового права, поскольку только на основе правовых принципов суды могут самостоятельно преодолевать пробелы в налоговом праве (если только это действительно пробел, а не квалифицированное умолчание законодателя). Более того, это конституционно значимые принципы налогового права, занимающие промежуточное положение между конституционным и налоговым правом. Такая характеристика принципов, содержащихся в статье 3 НК РФ, имеет решающее значение, поскольку Конституционный Суд РФ с их помощью расширяет свой инструментарий. По сути же, повышением правового статуса основ-ных начал налогового законодательства снимается необходимость устранения пробелов только усилиями законодателя.

      Суды участвуют в регулировании налоговых отношений – как путем преодоления пробелов, так и устранения некоторой неопределенности в норме. Однако, поскольку есть принцип разделения властей, права судов должны быть ограничены путем разработки специальных юридико-технических правил толкования норм налогового законодательства. В постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ содержится ряд таких правил.

      Способы контекстного толкования норм налогового закона, примененные Конституционным Судом РФ

      Способы толкования
      норм налогового права

      Описание

      В контексте других норм налогового законодательства

      Налоговый кодекс РФ содержит общие и специальные нормы. Последним придается самостоятельное значение, поэтому использование в одной главе НК РФ по одному налогу понятий, определенных в другой главе для целей исчисления другого налога, само по себе не свидетельствует об их тождественности

      В контексте норм других отраслей права

      Этой разновидности толкования посвящена ст. 11 НК РФ. КС РФ использовал эту норму в Постановлении от 13.03.2008 № 5-П по ст. 220 НК РФ, выясняя смысл понятия «доля в общем имуществе» через призму ст. 252 ГК РФ

      С учетом целей законодателя (исторический метод толкования)

      Обращение к истории принятия Налогового кодекса РФ. Многие нормы попали в НК РФ в результате рассмотрения конкретных налоговых дел высшими судами (носят казуистический характер)

      С учетом экономической сущности налога

      Такое толкование применено в Определении КС РФ от 07.02.2002 № 29-O при оценке ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”».

      По Закону налогоплательщики платили налог в том числе с недополученного дохода, что несовместимо с экономической природой данного налога

      С учетом конституционных принципов и конституционно значимых принципов НК РФ

      Может применяться как высшая форма контекстного толкования, если другие способы толкования не могут устранить неясность. При этом это толкование не должно вступать в противоречие с общепринятыми ценностями

      1. Виды, способы толкования и усмотрение суда
      2. 5.5.1.2 Вторая часть замысла: Анализ-толкование понятия значения языкового выражения в терминах подразумевания
      3. Способы толкования договоров
      4. 3.3. Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах
      5. 3.1. понятие нормы налогового права, ее структура. нормы налогового права И статьи налогового кодекса российской федерации. виды налоговых норм И ИХ основные признаки
      6. Виды толкования по объему и судейское усмотрение.
      7. 5.5.1.1 Первая часть замысла: Анализ-толкование понятия подразумевания
      8. 4.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) НАЛОГОВОГО ПРАВА. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ (ИНКОРПОРАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ, КОДИФИКАЦИЯ)
      9. § 6. Понятие и классификация норм налогового права
      10. § 6. Толкование международных договоров
      11. § 4. Соотношение норм налогового права и норм других отраслей права

      КС дал новое толкование нормам об обратной силе законов

      По общему правилу все акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 Налогового кодекса).

      Стоит сказать, для отдельных видов актов законодательства в НК предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу:

      • акты федерального, регионального или местного законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;
      • все остальные акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

      Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

      • устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
      • повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
      • устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
      • устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;
      • иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

      Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

      • устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
      • устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

      Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

      • отменяющие налоги и (или) сборы;
      • снижающие размеры ставок налогов (сборов);
      • устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;
      • иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

      Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

      • календарной датой;
      • указанием на событие, кᴏᴛᴏᴩое должно неизбежно наступить;
      • указанием на действие, кᴏᴛᴏᴩое должно быть совершено;
      • периодом времени, кᴏᴛᴏᴩый исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

      Отметим, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), кᴏᴛᴏᴩым определено его начало.

      Действие, для совершения кᴏᴛᴏᴩого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

      В случае если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

      Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст.

      102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

      1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
      2. об идентификационном номере налогоплательщика;
      3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения;
      4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон кᴏᴛᴏᴩых будет Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных данным органам);
      5. предоставляемых избирательным комиссиям в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

      По общему правилу сведения о налогоплательщике получают статус налоговой тайны с момента его постановки на учет в налоговом органе (п. 9 ст. 84 Налогового кодекса).

      Последствия отнесения информации к составу налоговой тайны. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса). Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица органов налоговой администрации по специально утвержденным перечням.

      В аналогичном порядке в указанных доходах определяются доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в Российской Федерации, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

      Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Институт аналогии закона имеет ограниченное применение, например, в области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускается.

      Исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 3 НК РФ представляется целесообразным дополнить статью 46 положением, аналогичным закрепленному в пункте 3 статьи 48 НК РФ.

      «ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

      Специалистами в области права высказываются мнения о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей, в связи с чем автором в работе поставлена цель исследования понятия «интересы ребенка» как правовой категории.

      Толкование норм законодательства о налогах и сборах как стадия его применения

      Среди способов толкования законодательства о налогах и сборах выделим следующие: языковой (или грамматический), логический и систематический.

      Языковой способ толкования основывается на знании языка, на котором сформулированы нормы права, на использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления.

      При определении значений терминов и слов должна учитываться многозначность слов и выражений. Поэтому одно из основных правил языкового способа толкования состоит в том, чтобы определить значение слов в контексте статьи или нормативного акта.

      При толковании законодательства о налогах и сборах с помощью правил грамматики и синтаксиса правоприменителям необходимо обращать внимание на союзы, которые используются при формулировании всех структурных частей нормы права. Поэтому важен логико-грамматический анализ предложения, установление значений союзов в контексте. Так, например, в соединительном и разделительном значении довольно часто используются союзы «и», «а также», в разделительном значении — обычно «либо, «или», «а равно».

      Акты налогового законодательства могут распространяться как на правоотношения, возникающие после их вступления в силу (не иметь обратной силы), так и на правоотношения, возникшие до этого момента (иметь обратную силу).

      Обратную силу всегда имеют акты налогового законодательства, которые:

      • устраняют или смягчают ответственность за налоговые правонарушения;
      • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

      Обратную силу могут иметь акты налогового законодательства, в которых это прямо предусмотрено.

      Это акты:

      • отменяющие налоги и сборы;
      • снижающие ставки налогов и сборов;
      • улучшающие положение налогоплательщиков.

      Обратной силы не имеют акты налогового законодательства, которые:

      • устанавливают новые налоги и сборы;
      • устанавливают ответственность или дополнительные обязанности;
      • повышают налоговые ставки (размеры сборов);
      • ухудшают положение налогоплательщиков.

      В таком же порядке действуют во времени и нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами исполнительной власти.

      Обо всем этом сказано в статье 5 Налогового кодекса РФ.

      Пример внесения поправок в налоговое законодательство. Внесенные изменения имеют обратную силу

      С 1 января 2007 года вступил в силу Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. С этой даты действует новая редакция пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ. Внесенные в этот пункт поправки предоставили организациям возможность подавать заявления об уточнении отдельных реквизитов платежных поручений на перечисление налогов в бюджет. Раньше такой возможности у них не было. Поскольку изменения, введенные в действие с 1 января 2007 года, дополнительно гарантируют защиту прав налогоплательщиков и налоговых агентов, они имеют обратную силу (п. 3 ст. 5 НК РФ). Это означает, что организация может подать заявление об уточнении платежных поручений за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления (п. 7 ст. 78 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 25 января 2007 г. № САЭ-6-10/39.

      Действие налогового законодательства распространяется только на отношения, связанные с начислением и уплатой налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом РФ. Отношения, связанные с уплатой обязательных страховых взносов, налоговое законодательство не регулирует. Порядок начисления и уплаты взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование установлен Законами от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Разъяснения по применению этих законов уполномочено давать Министерство труда и социальной защиты России (постановление Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 731, п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636). Порядок начисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний установлен Законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Актами налогового законодательства названные документы не являются (ст. 1 НК РФ).

      «ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯСпециалистами в области права высказываются мнения о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей, в связи с чем автором в работе поставлена цель исследования понятия «интересы ребенка» как правовой категории.
      ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМАТуризм — одно из наиболее активных явлений современного общества. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень формирования всемирного сообщества в целом, а во многих государствах является базовой отраслью экономики.
      ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСТ 24452-80)Модуль упругости определяют путем постепенного (ступенями) нагружения образцов-призм или образцов-цилиндров стандартных размеров осевой сжимающей или изгибающей нагрузкой, составляющей до 30% разрушающей, измеряя в процессе нагружения образцов величину их деформации. Модуль упругости следует определять на образцах-призмах квадратного сечения или цилиндрах круглого сечения с отношением высоты к ширине (диаметру), равным 4.
      ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НУТА В КОРМЛЕНИИ РЕМОНТНЫХ БЫЧКОВВ настоящее время актуальной является проблема поиска альтернативных источников протеина, недостаток которого становится всё весомее. В связи с этим были проведены исследования по эффективности использования зерна нута сорта «Приво-1» волгоградской селекции в рационах ремонтных бычков казахской белоголовой породы в сравнении с зерном гороха в условиях СПК-племзавод «Красный Октябрь» Палласовского района Волгоградской области.
      У каждого дома есть коробки и банки с пуговицами, которые собирали заботливые мамы и бабушки во времена тотального дефицита. Сейчас пуговицы совсем другие, и старые стали совершенно не нужны. Но не спешите их выбрасывать, если у вас есть немного свободного времени. Позвольте раскрыться своим творческим способностям.
      ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОГО ПЛАЗМОЛИЗА РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯВ настоящее время вопросам внедрения интенсивных, энергосберегающих технологий, минимально негативно влияющих на экологическую и пищевую безопасность, уделяется особое внимание, особенно при производстве продуктов питания. К таким технологическим операциям относится и электроимпульсный плазмолиз объектов растительного происхождения (плоды, овощи, бахчевые культуры и т.п.).
      C помощью атомно-абсорбционной спектрофотометрии и пламенной фотометрии в органах и тканях (кровь, амниотическая жидкость, волосы, кость) у 242 взрослых мужчин и женщин, а также у 122 новорожденных детей определены и проанализированы уровни эссенциальных и токсичных макро- и микроэлементов (Na, K, S, Cl, Ca, Mg, Co, Cr, Cu, Zn, Fe, Pb, Cd, Mn, Al, Ni, Sr, B, Ba, Bi, Li).

      Анализ российского законодательства не позволяет сделать вывод, что применение аналогии является общеправовым прин-ципом. Иначе не было бы смысла позволять его применение в нормативных актах одной отрасли права (например, ст. 6 ГК РФ, ст. 5 Семейного кодекса РФ, ст. 7 ЖК РФ) и умалчивать о возможности его применения в других отраслях. В части 2 статьи 3 Уголовного кодекса РФ прямо запрещено применение его норм по аналогии. В Трудовом, Земельном и Воздушном кодексах, а также в Кодексе об административных правонарушениях упоминания о возможности применить аналогию закона нет. Нет такого упоминания и в Налоговом кодексе РФ. В АПК РФ и ГПК РФ есть нормы, где применение аналогии закона и права названо в качестве способа устранения пробела. Однако эти нормы запрещают применение аналогии в случаях, когда «это противоречит существу» неурегулированных законом отношений.

      Как уже было сказано, специфика норм налогового законодательства заключается в том, что пункт 6 статьи 3 НК РФ предъявляет повышенные требования к их определенности, а седьмой пункт этой статьи определяет последствия невыполнения этих требованиий. НК РФ не указывает на устранение неясности посредством аналогии как на способ определения существенных элементов налогового обязательства или способ устранения пробела. Предписания АПК РФ и ГПК РФ даны судам, а не каждому. Поэтому эти нормы вряд ли можно отнести к тем, применив которые каждый может определить волю законодателя.

      Президиум ВАС РФ рассматривал вопрос об обложении налогом на прибыль эмиссионного дохода паевого банка (разница между ценой размещения пая и его номинальной стоимостью, образовавшейся при формировании уставного капитала). Законодательство содержало норму, освобождающую от налогообложения такой доход при размещении акций, но не паев.
      По мнению банка, толкование спорной нормы позволяло сделать вывод о ее распространении по аналогии и на паевые банки.

      ВАС РФ счел, что нижестоящий суд правомерно отказал банку в удовлетворении иска, согласившись с доводами налоговой инспекции, которая в обоснование правомерности своего решения указала, что спорная норма применяется только к акционерным банкам, так как в ней речь идет об акциях, выпускаемых банком, а налоговое законодательство не предусматривает возможности применять нормы закона по аналогии.

      Как видим, ВАС РФ исходил из того, что норма налогового закона должна толковаться буквально и расширение круга регулируемых налоговой нормой правоотношений по мотиву сходства недопустимо.

      Менее чем через два года Пленум ВАС РФ сформулировал 6 принцип «универсальности воли законодателя», основанный на принципах всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Основанием для такого вывода стал НК РФ, в котором срок давности для обращения в суд с иском о взыскании с организации налога в случаях, когда право на бесспорное взыскание налога инспекцией утрачено, не был установлен. Для физических лиц такой срок был, и именно он, по мнению ВАС РФ, должен применяться к определению срока, не установленного Кодексом для организаций.

      Применение и толкование налогового законодательства

      Стоит задуматься о том, каким образом ситуации, похожие на ту, которую Президиум ВАС РФ рассмотрел в деле № 13018/10, могут быть восприняты судами в будущем.

      1. Применение правил о недостаточной капитализации8 в случаях, когда заем получен российской организацией от аффилированной иностранной компании, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации. Пункт 2 статьи 269 НК РФ предусматривает переквалификацию процентов в дивиденды, только если российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству:

      Из буквального толкования пункта 2 статьи 269 НК РФ следует, что если заем получен от российской организации, аффилированной с иностранным учредителем, то правила недостаточной капитализации применяются. Если же заем получен от иностранной компании, аффилированной с иностранным учредителем, то правила тонкой капитализации применяться не должны.

      До появления Постановления Президиума ВАС РФ № 13018/10 судебная практика была однозначной: расширить норму пункта 2 статьи 269 НК РФ на иностранных займодавцев, аффилированных с иностранным учредителем, нельзя. Теперь же возникает вопрос, применим продемонстрированный в указанном Постановлении подход расширительного толкования норм пункта 2 статьи 269 НК РФ или нет.

      2. Затраты на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей. Такие затраты не учитываются при налогообложении прибыли (п. 24 ст. 270 НК РФ). В этой норме не упоминаются дополнительные отпуска, предусмотренные не коллективным, а трудовым договором.

      Можно предположить, что Постановление Президиума ВАС РФ № 13018/10 будет применяться и для расширительного толкования этой нормы с распространением ее действия на трудовые договоры.

      3. Определения понятий «реконструкция», «модернизация», «техническое перевооружение», «достройка», «дооборудование» даны в пункте 2 статьи 257 НК РФ. За редким исключением суды применяли их буквально без распространения на аналогичные расходы.

      Рассматриваемое постановление Президиума ВАС РФ может быть использовано налогоплательщиками для подкрепления выгодного им расширительного толкования нормы. Ссылка на это Постановление может быть дополнительным доводом универсальности воли законодателя.

      Так, можно настаивать на расширительном толковании следующих норм:

      1. Подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ: включение во внереализационные расходы текущего периода затрат на оплату премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок.

      Буквальное толкование этой нормы не предполагает ее распространения на договоры выполнения работ и оказания услуг.

      2. Пункт 1 статьи 266 НК РФ: признание сомнительной только той задолженности, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

      Вполне логично предположить, что правовая позиция ВАС РФ может обосновывать распространение действия этой нормы на задолженность по оплате за уступленные имущественные права, а также за объекты интеллектуальной собственности и приравненные к ним средства индивидуализации (товарные знаки, коммерческое наименование и пр.).

      С другой стороны, задолженность, которая обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией, не признается сомнительной (п. 1 ст. 266 НК РФ). Поэтому Постановление ВАС РФ порождает вопрос: исчерпывающий ли этот перечень обеспечений или его можно истолковать расширительно, включив в него, например:

      3. Пункт 2 статьи 266 НК РФ: списание на расходы в качестве безнадежной задолженности долгов, по которым истек срок исковой давности или обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

      В этой норме не предусмотрен такой способ прекращения задолженности, как прощение долга и совпадение должника и кредитора в одном лице (например, в результате слияния или присоединения должника). Постановление можно использовать для расширительного толкования перечня безнадежных долгов. Более того, Президиум ВАС РФ уже сделал это в Постановлении от 15.07.2010 № 2833/10, распространив действие пункта 2 статьи 266 НК РФ на прощение долга при заключении мирового соглашения с должником (см. текст на полях, с. 44).

      4. Подпункт 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ: освобождение от включения в доходы стоимости имущества, полученного от головной или дочерней компании на определенных условиях. Буквальное толкование этой нормы не позволяет распространить ее на имущественные права, работы и услуги, а также на прощенный долг (за некоторыми исключениями).

      Постановление Президиума ВАС РФ № 13018 может повлечь изменения в практике толкования этой нормы.

      5. Подпункт 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ: не включаются в налоговую базу доходы в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем.

      Правовая позиция, выраженная Президиумом ВАС РФ в Постановлении № 13018/10, позволяет предположить, что норма подпункта 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ применима и к такой ситуации.

      6. Пункт 7 статьи 258 НК РФ: при расчете нормы амортизации м��жно уменьшить срок полезного использования объекта на срок его эксплуатации предыдущим собственником.

      Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются:

      • календарной датой;
      • указанием на событие, кᴏᴛᴏᴩое должно неизбежно наступить;
      • указанием на действие, кᴏᴛᴏᴩое должно быть совершено;
      • периодом времени, кᴏᴛᴏᴩый исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

      Отметим, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), кᴏᴛᴏᴩым определено его начало.

      Действие, для совершения кᴏᴛᴏᴩого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

      Общая характеристика и состав информации, составляющей налоговую тайну. Налоговую тайну (п. 1 ст.

      102 Налогового кодекса) составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

      1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
      2. об идентификационном номере налогоплательщика;
      3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за данные нарушения;
      4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон кᴏᴛᴏᴩых будет Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных данным органам);
      5. предоставляемых избирательным комиссиям в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

      Норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы (если), диспозиции (то следует) и санкции (иначе).

      Гипотеза 1 указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, на которых распространяется действие правовой нормы).

      Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.

      Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей правовой нормы.

      Методология изучения налогового права

      Большаячасть норм налогового права носитимперативный (властный) характер,поскольку в них выражается государственнаяволя. Их реализация, как и реализациянорм других отраслей права, обеспечиваетсяорганизационными и стимулирующимисредствами, а также подкрепляетсявозможностью применения принудительнойсилы государства — «законного насилия».

      Реализациянорм налогового права, как и другихотраслей права, представляет собойпроцесс практического претворения вжизнь содержащихся в них требований.

      Налоговая система Республики Беларусь Скачать 70635 2 0

      … в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния.[9, c.73] Глава 2. Сравнение налоговой системы Республики Беларусь и Российской Федерации 2.1 Двусторонние соглашения в сфере налогообложения между Россией и Беларусью С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение …

      Положения комментируемой статьи имеют исключительно важный характер для всех плательщиков налогов и сборов и зачастую становятся решающим аргументом налогоплательщика в споре с налоговым органом.

      Прежде всего к основным началам налогового законодательства относится определенность соответствующих норм.

      Как указано в Постановлениях КС РФ от 08.10.1997 N 13-П, от 11.11.1997 N 16-П и от 28.03.2000 N 5-П, расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым — к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Кодекса.

      В РФ как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Именно поэтому НК РФ предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3); формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение; расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым — к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 НК РФ.

      На это указано и в Постановлении ФАС Московского округа от 03.06.2009 N КА-А40/4667-09.

      Президиум ВАС РФ в Постановлении от 20.11.2012 N 7221/12 указал, что при применении Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее — Классификация), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, необходимо исходить из следующего.

      Статьей 3 НК РФ установлены требования, предъявляемые к актам законодательства о налогах и сборах: указанные акты должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

      Классификация при отнесении тех или иных видов основных средств к амортизационным группам не содержит указания на то, определялся ли срок использования машин и оборудования, объединенных в соответствующий вид основных средств, исходя из их применения в непрерывной технологии изготовления продукции или вне таковой.

      Классификация содержит наименования амортизируемого имущества, с которыми корреспондирует Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — Классификатор ОК 013-94).

      В целях устранения неопределенности в вопросе правомерности применения налогоплательщиком повышающего коэффициента следует исходить из того, что ускоренная амортизация основных средств в связи с их эксплуатацией в режиме повышенной сменности применяется во всех случаях, кроме машин и оборудования, поименованных в разделе «Машины и оборудование» Классификатора ОК 013-94 как основные средства непрерывных производств.

      В данном случае волоконно-оптические линии связи, кабельные линии связи, телекоммуникационное оборудование эксплуатировались обществом круглосуточно, однако в Классификаторе ОК 013-94 названные основные средства не указаны в качестве оборудования непрерывного действия.

      По смыслу статьи 57 Конституции РФ в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 в РФ как правовом государстве законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы. Конкретизируя выводимый из указанных положений конституционный принцип определенности налоговых норм, НК РФ закрепляет его в пункте 6 статьи 3 (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.07.2003 N Ф08-2067/2003-961А).

      Как пояснил ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 03.03.2006 N А33-5650/05-Ф02-865/06-С1, правило о том, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, относится к установлению всех существенных элементов налоговых обязательств, в том числе и налоговых льгот.

      Минфин России в письме от 18.01.2008 N 03-04-05-01/6 указал, что выражение «какие налоги» имеет в виду виды налогов, порядок определения налоговой базы по налогу, а не их величину, на которую, например, может влиять уровень цен на товары и услуги, уровень различных процентных ставок, курсы валют, меняющиеся в зависимости от рыночной конъюнктуры. При этом сам порядок определения налоговой базы остается неизменным.

      курсовая работа

      Глава 2. Виды толкования законодательства о налогах и сборах

      Тема 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Реальность говорит о том, что суды наряду с законодателем устраняют пробелы в налоговом законодательстве. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 о налоговой выгоде не столько содержит разъяснения по вопросам судебной практики, как того требует статья 127 Конституции РФ, сколько устраняет пробелы и даже вводит новые нормы.

      Устранение пробелов с помощью судов предполагает признание высокого правового статуса основных начал (принципов) налогового права, поскольку только на основе правовых принципов суды могут самостоятельно преодолевать пробелы в налоговом праве (если только это действительно пробел, а не квалифицированное умолчание законодателя). Более того, это конституционно значимые принципы налогового права, занимающие промежуточное положение между конституционным и налоговым правом. Такая характеристика принципов, содержащихся в статье 3 НК РФ, имеет решающее значение, поскольку Конституционный Суд РФ с их помощью расширяет свой инструментарий. По сути же, повышением правового статуса основ-ных начал налогового законодательства снимается необходимость устранения пробелов только усилиями законодателя.

      Суды участвуют в регулировании налоговых отношений – как путем преодоления пробелов, так и устранения некоторой неопределенности в норме. Однако, поскольку есть принцип разделения властей, права судов должны быть ограничены путем разработки специальных юридико-технических правил толкования норм налогового законодательства. В постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ содержится ряд таких правил.

      Способы контекстного толкования норм налогового закона, примененные Конституционным Судом РФ

      Исторически в мире сформировались две системы регулирования бухгалтерского учета:

      • англо-американская, в которой акцент делается на профессиональное регулирование;
      • континентально-европейская, в которой акцент делается на законодательное регулирование.

      В первой, представителями которой, прежде всего, являются США и Великобритания, соответствующие регулятивные акты, как правило, разрабатываются профессиональными неправительственными организациями.

      В континентально-европейской системе, к которой, прежде всего, следует отнести Францию, Германию и Россию, такие документы издаются государственными (властными) органами.

      Итогом развития института профессионального регулирования бухгалтерского учета в мире является создание Комитета по Международным стандартам бухгалтерского учета.

      Комитет по Международным стандартам бухгалтерского учета основан 29 июня 1973 года в результате соглашения, достигнутого профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании и Ирландии, и Соединенных Штатов Америки. Исправленное Соглашение и Устав были подписаны в ноябре 1982 года. Деятельность данного Комитета осуществляется Правлением, включающим представителей до тринадцати стран и до четырех организаций, заинтересованных в финансовой отчетности.

      Однако Международные стандарты учета, как и любой иной документ, изданный профессиональной организацией, не являются обязательными к применению на практике ни в одной стране, т.к. не носят характера нормативного акта.

      Следовательно, т.к. обязательность ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности устанавливается законодательством, то и международные учетные стандарты, как и любой иной акт профессиональной организации, способны определять бухгалтерскую практику в конкретной стране лишь постольку, поскольку такая возможность для них будет регламентирована законом. Причем это характерно для стран обеих систем регулирования учета.

      В рамках англосаксонской системы регулирования бухгалтерской практики собственно существование профессиональных бухгалтерских стандартов юридически также обусловлено соответствующим законодательством, регулирующим экономические отношения — Законом о компаниях Великобритании, Торговым кодексом США и т.д.

      Таким образом, регулирование бухгалтерской практики прямо (как это имеет место в континентально-европейской системе учета), или косвенно (англо-американская бухгалтерия) получает юридическую обусловленность через бухгалтерское законодательство или легализацию учетных стандартов.

      Это положение утверждается и в собственно Международных стандартах бухгалтерского учета. В предисловии к Изложению Международных стандартов, в параграфе 19 «Полномочия, придаваемые стандартам» говорится: «Отдельно, ни Комитет по Международным стандартам бухгалтерского учета, ни профессиональная бухгалтерская организации в конкретной стране не имеет полномочий вводить международное соглашение или требовать соблюдения Международных стандартов бухгалтерского учета. Успех усилий Комитета зависит от признания и поддержки его работы со стороны многих заинтересованных групп, действующих в рамках их собственной юрисдикции»*

      * Примечание: Международные стандарты финансовой отчетности — М.: Аскери, 1998 г., с. 24.

      Таким образом, подчеркнем, успех адаптации Международных стандартов учета в конкретной стране зависит от положений ее бухгалтерского законодательства. Следовательно, в сегодняшних условиях в России, когда развитие бухгалтерского учета в основном происходит в рамках реализации правительственной программы перехода на Международные стандарты финансовой отчетности, как никогда особую актуальность приобретают вопросы понимания норм бухгалтерских регулятивов, их места в общей системе права и соподчиненности с иными отраслями законодательства.

      Под бухгалтерским законодательством следует понимать совокупность нормативных актов и их отдельных предписаний, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также определяющих обязанности и права лиц — субъектов бухгалтерского учета.

      В настоящее время в России согласно ст. 71 Конституции РФ, «официальный» бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации.

      Основным нормативным документом, регулирующим порядок формализации бухгалтерской практики и ведения бухгалтерского учета в России, федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

      Согласно ст. 3 данного Федерального закона, законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из:

      • Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;
      • других федеральных законов;
      • Указов Президента РФ;
      • постановлений Правительства РФ.

      При этом, согласно ст. 5 Закона, общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ.

      Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» полномочия по руководству методологией официального бухгалтерского учета в Российской Федерации фактически делегируются Минфину России.

      Законом устанавливается, что органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями (т.е. юридическими лицами — М.П.) на территории Российской Федерации:

      • планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
      • положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
      • другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

      При этом специально указывается, что «нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России.

      Для снятия проблемы «нестыковок» в предписаниях законодательства теорией права и юридической практикой выработаны определенные схемы трактовки нормативных актов, т.е. толкования их норм. Использование этих правил в каждом конкретном случае всегда позволяет установить, какими предписаниями законодательства следует пользоваться, и какую из противоречащих друг другу норм следует выбрать в той или иной ситуации.

      Подходы к толкованию норм законодательства и правила его осуществления, прежде всего, зависят от источника толкования, т.е. от того, кто применяет закон на практике.

      Как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, применительно к выделенному нами критерию (источнику толкования), различают толкования*:

      • аутентичное, т.е. исходящее от органа, издавшего норму;
      • легальное, т.е. исходящее от органа, наделенного необходимой компетенцией;
      • судебное, т.е. исходящее от соответствующего судебного органа;
      • доктринальное, т.е. исходящее от науки.

      * Примечание: см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положение. — М.: «Статут», 1998, с.с.108-109.

      В случае аутентичного толкования закона, т.е. толкования нормативного документа издавшим его органом, соответствующая инстанция, издавшая нормативный акт, просто более подробно разъясняется его смысл, т.е. объясняет «что имелось в виду» в том или ином конкретном предписании. В качестве примера здесь можно привести всевозможные «разъяснения», «письма о применении», «инструкции по применению» и т.д.

      Так, например, налоговые органы «спускают» в местные налоговые инспекции специальные инструктивные письма, где разъясняют, как применять то или иное предписание нормативных документов по налогообложению. Это аутентичная, властная трактовка закона, и для любого налогового инспектора она является «истиной в последней инстанции».

      При легальном толковании закона, т.е. трактовке предписаний нормативных документов органом, наделенным необходимой компетенцией, ситуация практически полностью аналогична первому случаю. Только вместо органа, издавшего нормативный документ, здесь выступает орган, наделенный полномочиями по его толкованию. В качестве примера такого органа можно привести Министерство по налогам и сборам, которое в соответствии с НК РФ и федеральными законами о налогах издает инструкции по их применению. Однако никогда не надо забывать о том, что подлинная аутентичная трактовка — это именно толкование нормативного документа органом, его издавшим. Если, например Министерство по налогам и сборам «спускает на места» разъяснение по применению НК РФ, которое ему противоречит, то по определению, такой документ МНС России не будет иметь юридической силы.

      Судебное толкование закона, т.е. толкование, исходящее от соответствующего судебного органа, используется при применении норм закона судом относительно дел спорных или связанных с нарушением закона.

      И, наконец, доктринальная трактовка закона, — это трактовка нормативных актов при их применении на практике лицами, не наделенными властными полномочиями, т.е. рядовыми участниками хозяйственных отношений. В этом случае закон трактуется, исходя из определенных правил применения предписаний нормативных документов. Эти правила следует применять как при принятии управленческих решений относительно юридического режима осуществляемых предприятием операций, так и в целях подготовки защиты своей позиции при судебных разбирательствах или внесудебных (претензионных) спорах.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *