- Правовые ответы

Внеплановая проверка гит по жалобе работника без предупреждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внеплановая проверка гит по жалобе работника без предупреждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Конечно, лучшим способом уберечься от внепланового визита инспекторов ГИТ станет неукоснительное соблюдение требований трудового законодательства. Однако по разным причинам компания все же может нарушить установленные правила. Впрочем, не все нарушения «тянут» на организацию внеплановой проверки. Общий список оснований для назначения незапланированного визита проверяющих зафиксировано в пункте 2 статьи 10 294-ФЗ. При этом в ч. 7 ст. 360 ТК РФ эти основания интерпретированы конкретно для работы Государственной трудовой инспекции. Внеплановая проверка трудовой инспекции проводится в следующих случаях:

  • окончание срока действия ранее выданного предписания об устранении уже обнаруженных нарушений;
  • получение сведений о нарушении организацией требований трудового законодательства, которые привели к появлению угрозы причинения вреда здоровью или жизни работников либо реальному причинению такого вреда. При назначении проверок по этой причине учитываются любые данные, поступившие из средств массовой информации, от частных граждан, компаний, индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления или государственной власти;
  • получение информации о фактах выплаты зарплаты ниже разрешенного минимального уровня либо невыплаты заработной платы из тех же источников;
  • жалоба, поступившая от работника, столкнувшегося с нарушением своих трудовых прав;
  • заявление сотрудника компании, содержащее просьбу о проведении проверки условий его труда;
  • сведения о том, что организация заключает с работниками договоры гражданско-правового характера, находясь с ними в фактических трудовых отношениях и тем самым не соблюдая установленные законом гарантии и права сотрудников;
  • требование Президента, Правительства или органов прокуратуры о проведении проверки.

В ситуациях, когда проверка назначается по заявлению работника компании или другого гражданина, сообщившего об имеющих место нарушениях законодательства, такое заявление не должно быть анонимным. Более того, согласно пункту 3.4 статьи 10 294-ФЗ если факт анонимности источника будет установлен уже в ходе выполнения контролирующей операции, она должна быть немедленно приостановлена. Это условие введено для того, чтобы инспекторы в случае необходимости могли связаться с заявителем для проверки или уточнения фактов, содержащихся в обращении. Это, кстати, нередко делается сотрудниками ГИТ при подготовке к проведению внепланового контроля. Бывает, что на этом этапе данные, приведенные в заявлении, не подтверждаются: в этом случае вопрос о назначении проверки снимается, а если она уже начата, ее также придется немедленно прекратить.

Словом, работодателю, который понимает, что в его компании имеют место какие-то нарушения из приведенного списка, стоит ожидать внепланового визита инспекторов ГИТ. А может ли он рассчитывать на уведомление о начале проверки?

Чтобы понять, что должен знать работодатель о своих правах при проведении внепланового контроля, нужно изучить пункт 16 статьи 10 294-ФЗ. В нем указывается, что даже внеплановая проверка почти никогда не проводится уполномоченными сотрудниками Государственной трудовой инспекции вообще без всякого предупреждения. Не меньше чем за 24 часа до согласованного момента ее начала уполномоченные работники обязаны направить компании или индивидуальному предпринимателю, в отношении которого будет осуществлен контроль, уведомление о готовящемся задании.

При этом для направления такого уведомления сотрудники ГИТ могут использовать любые каналы связи, имеющиеся в их распоряжении, — с учетом, разумеется, того, какие контактные данные этого предпринимателя или организации у них есть. Если нужной информации в распоряжении сотрудников ведомства не оказалось, они могут обратиться к сведениям, содержащимся в Едином реестре организаций или индивидуальных предпринимателей, чтобы посмотреть там адрес электронной почты объекта проверки. В этой ситуации сообщение, отправленное на его адрес, должно быть снабжено усиленной квалифицированной электронной подписью. Здесь уже, конечно, дело работников самой компании — регулярно проверять всех входящие каналы связи, чтобы вовремя получить уведомление от трудовой инспекции и хотя бы как-то подготовиться к проверке.

Однако нужно учитывать, что пункт 17 статьи 10 294-ФЗ содержит описание ряда ситуаций, когда такое уведомление не допускается. Это делается в случаях получения информации об особенно серьезных нарушениях, чтобы работодатель не успел скрыть соответствующие факты или уничтожить документы либо иные объекты, подтверждающие, что такие события действительно имели место. Более конкретное описание таких ситуаций в приложении к деятельности Государственной инспекции труда содержится в статье 360 ТК РФ. Указанный раздел нормативного документа прямо запрещает ставить работодателя в известность о планах ГИТ в следующих случаях:

  • получение из любых доступных источников информации о нарушении в компании требований трудового законодательства, включая невыполнение требований охраны труда, которые повлекли за собой или могли повлечь появление реальной угрозы жизни и здоровью работников;
  • получение сведений о невыплате работникам заработной платы или установлении ее размера ниже законодательно определенного МРОТ;
  • подмена в трудовых отношениях с работником трудового договора договором гражданско-правового характера, ведущая к ущемлению его прав и гарантий, предусмотренных законодательством;
  • получение заявления работника о факте или фактах нарушения его трудовых прав.

В первых трех случаях Государственная инспекция труда может начать проверку прямо сразу после получения соответствующих данных, не дожидаясь согласования ее проведения со стороны прокуратуры, как это делается обычно. Сотрудникам, выезжающим на предприятие, достаточно будет лишь уведомить органы прокуратуры о сложившейся ситуации.

  • Организационные и технические мероприятия по электробезопасности

    3,0 тыс. 0

    1. Не выплачена работникам заработная плата, ее отдельные составные части.
    2. Не предоставлены оплачиваемые отпуска.
    3. Нарушен режим труда и отдыха.
    4. Работодатель уклоняется от оформления трудовых отношений или оформляет их ненадлежащим образом.
    5. Работников не обеспечивают средствами индивидуальной и коллективной защиты.
    6. Нет системы управления охраной труда или она ненадлежаще функционирует.
    7. Не проведена специальная оценка условий труда.
    8. Не предоставляются гарантии и компенсации работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда или нарушен порядок предоставления.

    Исключите эти факторы, чтобы снизить риск внеплановой проверки ГИТ.

    Электронный ресурс онлайнинспекция.рф дает возможность работодателям пройти самопроверку на предмет соответствия требованиям трудового законодательства. В 2018 году такую самопроверку прошли около 550 тысяч компаний. Результаты самопроверки не радужные.

    Результат большой трудовой проверки: у трети компаний зафиксированы критические нарушения в вопросе трудовых отношений.

    32 % компаний успешно прошли проверку,

    35% компаний получили замечания,

    33 % компаний имели критические нарушения.

    В январе 2020 года руководством Роструда было заявлено, что в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений формируется целая экосистема нового надзора.

    Важным элементом надзора в сфере труда станет электронный надзор, предусматривающий переход на автоматический мониторинг соблюдения работодателями трудового законодательства.

    Современные трудовые инспекторы получили электронный рабочий инструмент – Автоматизированную систему управления надзорной деятельностью, работодатели и работники — портал инспекция.рф. «Частично переложив на информационные системы функцию реагирования на инциденты, теперь инспектор сможет сконцентрироваться на реализации превентивных, профилактических и разъяснительных мероприятиях», — рассказали в Роструде. Эти слова можно трактовать в том числе и так, что Роструд станет более тесно взаимодействовать как с работниками, так и с работодателями.

    Согласно 360-й статьи Трудового кодекса, проверки на соблюдение трудового законодательства, которые проводит трудинспекция, бывают двух видов: о которых известно заранее и те, которые «как снег на голову».

    2 вида проверок ГИТ:

    • плановые,
    • внеплановые.

    Плановые проверки заранее анонсируются в открытом источнике — Едином реестре проверок. Информация о внеплановых проверках также должна быть внесена в реестр — в течение трех рабочих дней с вынесения решения о проверке.

    1 715 036 — количество работников, права которых восстановлены в результате выданных предписаний.

    Для плановых проверок установлена периодичность: не чаще одного раза в три года. Для молодых компаний существует «табу» на проверку в течение первых трех лет работы.

    Новшества в вопросе плановых проверок.

    1. Применение риск-ориентированного подхода.
    2. В 2015 году Федеральным законом N 246-ФЗ была введена статья о риск-ориентированном подходе при организации государственного контроля. Риск-ориентированный подход предусматривает выбор интенсивности госконтроля (формы, продолжительности, периодичности) в зависимости от того, к какой категории риска или к какому классу опасности относится вид деятельности юрлица или ИП.

      Согласно этому подходу, предприятия делятся на четыре класса опасности. Чем выше класс опасности, чем чаще осуществляются проверки. Если риск не высокий, то работодатель может быть освобожден от проверки на срок до 6 лет. Если риск высок, то проверки могут осуществляться гораздо чаще, но не больше одной проверки в два года.

    3. Использование открытых проверочных чек-листов.

    Плановая проверка стала предсказуемой во всех смыслах – она осуществляется не только согласно заблаговременно установленной даты, но и в рамках открытых проверочных чек-листов. Это регламентированный перечень вопросов, на которые должен ответить работодатель. Помимо чек-листа задавать вопросы инспектор не имеет права. Чек-листы находятся в открытом доступе и проверить себя по ним может любой работодатель.

    Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой. Для назначения такой проверки нужны веские основания.

    Основания для внеплановой проверки:

    1. Проверка на предмет устранения ранее зафиксированных нарушений. На устранение замечаний работодателю дается определенное временя, после его истечения инспектор может приехать вновь с внеплановой проверкой. Если замечания не будут устранены, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 50 тыс. руб., организация – до 200 тыс. руб.
    2. Приказ о внеплановой проверке «свыше»: на основании требования прокурора, поручения Правительства РФ или Президента РФ руководитель ГИТ может издать распоряжение о проведении внеплановой проверки.
    3. Получение инспекцией информации о том, что работодатель нарушает нормы ТК в вопросе трудоустройства, в частности, не заключает трудовые договоры. Не выплачивает зарплату работникам, нарушает условия труда и т.п. Источником такой информации могут быть как заявления работников, так и информация из других источников, в частности, из СМИ.
    4. Поступление в ГИТ жалобы от работника. Важный момент – жалоба должна быть персонифицирована. По анонимной жалобе проверка не может быть назначена и проведена. Другой нюанс – работник, подавший жалобу, может остаться неназванным работодателю. Об этом он должен сообщить инспектору, и тот имеет право не разглашать имя работника работодателю.

    На что жалуются работники в ГИТ:

    Топ-5 проблем, с которыми работники обращаются в трудинспекцию.

    Тема обращения Количество обращений в ГИТ
    Заработная плата 15486
    Увольнение 16857
    Изменение условий труда 1578
    Прием на работу 1162
    Рабочее время 1119

    Данные за 2019 год, по всем субъектам РФ.

    Источник: онлайнинспекция.рф

    Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы.

    Типы внеплановой проверки:

    • Проверка с выездом. Выезд необходим, если инспектор удаленно не может удостовериться в подлинности документов и в их полноте. Также если необходим осмотр рабочего места на предмет оценки условий труда и т.п. В ходе выездной проверки инспектор имеет право находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки, опрашивать работников компании, запрашивать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию, брать образцы веществ и материалов, производимых, обрабатываемых или используемых на предприятии, расследовать несчастные случаи на производстве.
    • Документарная проверка. В ходе такой проверки инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя необходимые ему документы. В течение 10 дней работодатель должен подготовить и отправить документы в ГИТ. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от работодателя предоставить письменные пояснения. На это у работодателя есть также 10 дней. Документарная проверка может перейти в выездную, если будет зафиксировано нарушение требований ТК.

    Внеплановая проверка трудовой инспекции должна уложиться в 20 рабочих дней. Если инспектору необходимо запросить документы у других ведомств, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановке. Проверка может быть приостановлена максимум на 10 дней. И такая приостановка может быть сделана только однократно в ходе внеплановой проверки. При наличии веских оснований срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ еще на 20 дней.

    Периодичность внеплановых проверок законодательно никак не регламентирована. Если работники будут жаловаться – есть риск погрязнуть во внеплановых проверках.

    Чтобы не оказаться в числе тех, кто критически не проходит проверку на требования ТК, не иметь проблем с работниками и, как следствие, – не погрязнуть в проверках трудовой инспекции, нужно иметь отдел высококлассных кадровиков. А это роскошь! Значительную часть работы в этом направлении готовы взять на себя электронные помощники – профильные сервисы СБИС.

    СБИС Учет и контроль рабочего времени помогает распределять, учитывать и управлять рабочим временем сотрудников. Табель расчета зарплаты заполняется автоматически. Кроме того, сервис позволяет контролировать рабочее время удаленных сотрудников, что в наше время становится очень актуальным.

    СБИС Управление персоналом обеспечит контроль за показателями, учет больничных и отпусков, расчет удержаний и допначислений, более того, сервис является комплексным инструментом мотивации персонала.

    Также не забывайте, что проверка может нагрянуть не только из ГИТ, но и из налоговой. Помочь не стать объектом такой проверки призваны сервисы СБИС Бухгалтерия и учет и СБИС Оценка налоговых рисков.

    Подробнее о возможностях сервисов СБИС в вопросе управления трудовыми отношениями вам готовы рассказать наши специалисты.

    В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.

    Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:

    • наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
    • поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
    • требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
    • истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
    • поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.

    Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).

    Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

    В рамках осуществления проверок (как плановых, так и внеплановых) инспекторы ГИТ по-прежнему смогут проводить такие контрольные мероприятия, как документарные и выездные проверки. В этом отношении в сфере государственного контроля за соблюдением трудового законодательства ничего не поменялось. Изменились (были сокращены) только сроки проведения документарных и выездных проверок.

    Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.

    Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.

    Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).

    Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

    Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).

    Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

    Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.

    Раньше план проверок на следующий год размещали на сайте ГИТ не позднее 1 декабря текущего года. Теперь это будут делать до 10 ноября (п. 41 Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Так работодатели получат больше времени на подготовку к проверке и доработку внутренней документации.

    По новым правилам единый реестр проверок находится в ведении Генпрокуратуры (ст. 13.3 от 26.12.2008 № 294-ФЗ). План, сформированный Рострудом, публикуется на официальном сайта Генеральной прокуратуры. Именно там можно посмотреть график плановых проверок и выяснить, стоит ли ждать инспектора в гости в ближайшие месяцы.

    Инициировать внеплановую проверку ГИТ вправе, если получит жалобу на нарушение трудового законодательства. Подать её может работник предприятия или другое лицо. Если в жалобе говорится, что здоровью или жизни работников что-либо угрожает (п.90 Регламента), проверка будет наверняка.

    Чтобы снизить риск прихода инспекции, работодателю нужно:

    • вовремя проводить спецоценку условий труда;
    • предоставлять сотрудникам оплачиваемые отпуска;
    • перечислять своевременно и в полном объёме заработную плату;
    • следить, чтобы режим труда и отдыха соблюдался;
    • обеспечивать персонал средствами коллективной и индивидуальной защиты;
    • предоставлять вредникам гарантии и компенсации;
    • оформлять должным образом трудовые отношения;
    • допускать сотрудников к работе только после прохождения обучения, медосмотра, инструктажа и психосвидетельствования;
    • обеспечивать слаженную работу службы охраны труда.

    Если поступила жалоба об угрозе жизни или здоровью, проверка проходит без уведомления (п. 98 Регламента). При этом если гражданин захочет отозвать заявление, инспектор всё равно придёт (п. 29 Регламента).

    Если комиссия выявит нарушение, которое может стать причиной нанесения ущерба здоровью или жизни работников, штраф невозможно будет заменить на предупреждение. Например, раньше работодатель мог задерживать зарплату сотрудникам и получить от ГИТ только предупреждение. Теперь за такое нарушение точно будет штраф.

    Для малого и среднего бизнеса в 2020 году предусмотрены надзорные «каникулы». Проверки ГИТ проводиться не будут (от 01.04.2020 №98-ФЗ). Но есть исключения. Если жизни или здоровью работников что-то угрожает, либо инцидент уже случился — прихода инспектора избежать не удастся. Также следует ждать комиссию, если возникнет чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера.

    Плановые проверки возможны для предприятия и ИП, если (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ):

    • им присвоен определенный класс риска;
    • они работают в сфере здравоохранения, науки или образования;
    • в течение предыдущих 3 лет были у них штрафы за грубое нарушение КоАП РФ;
    • они работают по лицензии;
    • они подпадают под госнадзор в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, контроля качества работы аудиторских компаний и защиты гостайны.

    Работодатель может по своей инициативе прекратить проверку. Для этого нужно направить в ГИТ заявление (п. 27 Регламента). Например, проверку следует прекратить, если в ходе её проведения и организации инспектором были допущены грубые нарушения.

    К таким нарушениям можно отнести несоблюдение сроков уведомления. Если ГИТ сообщила о проверке менее, чем за три дня (п. 53 Регламента), то её результаты не будут действительны (ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Если проверка с нарушением уже происходит, её следует прекратить.

    Ещё одним весомым поводом для прекращения может быть анонимность обращения, которое послужило поводом для прихода комиссии. Если информация в обращении заведомо ложная, проверку также следует прекратить (п. 27 и 104 Регламента, ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

    Раньше инспектор мог запросить любые документы, которые касаются организации или охраны труда. Перечень не был закреплён законодательно. В новом Регламенте появился исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления федерального госнадзора и достижения целей и задач проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства (п. 13 Регламента).

    Важный момент для работодателей! Данный список содержит указания только на группы документов. Если инспектор запросил данные, которых в нём нет, работодателю нужно направить в ГИТ вежливый отказ в выполнении запроса со ссылкой на пункт регламента.

    В перечне документы разделены на группы. Вот наиболее важные из них:

    • оформление трудоустройства работников, в том числе не достигших 18 лет;
    • организация специальной оценки условий труда;
    • организация охраны труда и проведение периодического обучения;
    • ознакомление персонала с требованиями охраны труда.

    Документы из п. 14 Регламента инспектор не вправе требовать у работодателей, потому что может получить их от других ведомств (п. 8 Регламента).

    Закон запрещает инспектору требовать выполнения нормативных актов советского периода, а также документов РФ, которые не зарегистрированы в Минюсте России и не опубликованы (п. 8 приказа Роструда от 13.06.2019 № 160).

    Например, журналы учёта выдачи инструкций по охране труда и направлений на медосмотр работодатель теперь ведёт исключительно по своему усмотрению. Инспектор не может этого требовать в предписании.

    Также инспектор не может требовать от работодателя ведения документации или бланков по форме ГОСТов, если предприятие не указало в своих локальных нормативных актах, что следует этим ГОСТам.

    Проверки ГИТ в 2021 году: новые правила и сроки

    Если проверка занимает слишком много времени, это вредит бизнесу. Чтобы обезопасить предприятия от потерь из-за нерасторопности проверяющих органов, законодательство ввело ограничения. Теперь проверка не может длиться больше 20 рабочих дней (ст. 13 №294 ФЗ). Проверять малые предприятия можно не дольше 50 часов в год. Для микропредприятий действует ограничение в 15 часов в год.

    Для предприятий с филиалами в нескольких субъектах РФ закон закрепляет срок проверки общей длительностью не более 60 рабочих дней (пп. 24 и 62 Регламента и ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).

    Если проверка требует длительных расследований, экспертиз и испытаний, срок её проведения могут увеличить не более, чем в 2 раза (п. 24 Регламента). Внеплановые проверки при этом не могут длиться более 20 дней (п. 107 Регламента).

    Регламент даёт подробные инструкции по составлению актов проверки. Например, выявленные нарушения инспектор должен изложить подробно, ссылаясь при этом на статьи и пункты законов, требования которых нарушены. Ту же тщательность нужно соблюдать и в подготовке предписания об устранении нарушений.

    Вместе с актом нужно обязательно хранить пояснения, проверочные листы и иные доказательства результатов проверки (п. 69, 70, 72, 74 Регламента).

    Акт проверки передают лично в руки, либо направляют электронным документом с усиленной квалифицированной электронной подписью, если на проверяемом предприятии организован электронный документооборот. По почте простым письмом отправлять этот документ запрещается (п. 78, 81 Регламента).

    Если работодатель не получил акт проверки, он может обратиться в ГИТ с заявлением и результаты проверки отменят (ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ и ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

    Пусть проверки приходят к вам как можно реже, а их результаты будут всегда на «отлично»:)

    Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее на «звездной» шкале внизу, где 5 звезд — очень полезна. Мы хотим, чтобы вы получали только нужные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

    Может повезти и контролёры обойдутся предупреждением. Если не повезёт, то ждёт штраф за административное правонарушение.

    Не заключили трудовой договор, заменили его ГПХ (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):

    • для должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
    • для предпринимателей — от 5 000 до 10 000 рублей;
    • для организаций — от 50 000 до 100 000 рублей.

    Невыплата зарплаты или неполная выплата (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

    • для должностных лиц — предупреждением или административным штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
    • для предпринимателей — от 1 000 до 5 000 рублей;
    • для организаций — от 30 000 до 50 000 рублей.

    Помните, любая проверка начинается с удостоверения проверяющего и распоряжения на проверку, которое обязательно подписывает и заверяет печатью руководитель территориального органа. Без них к своим документам даже не подпускайте.

    Мошенники знают, как играть на чувствах предпринимателей — они представляются сотрудниками трудинспекции, пугают предстоящей внеплановой проверкой и предлагают помочь к ней подготовиться. За деньги, конечно же. Помните: платных услуг никакие государственные ведомства не оказывают.

    Что изменилось в проверках ГИТ в 2020 году

    Руководители организаций-работодателей должны представлять, к чему готовиться при проверках Государственной инспекции труда (ГИТ), какие у инспекторов ГИТ есть права и обязанности, отталкиваясь от следующих законодательных актов:

    1. Трудовой кодекс РФ (в особенности статьи 353 и 356).
    2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
    3. Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 с учётом поправок, внесённых в него законом №277-ФЗ от 03.07.2016.
    4. Подзаконные акты, в частности, Постановления Правительства РФ №875 от 01.09.2012, №177 от 13.02.2017, №1080 от 08.09.2017 и Приказ Минтруда №354н от 30.10.2012.

    Для понимания причин интереса ГИТ к работе организации следует помнить то, какими бывают трудовые проверки, а именно: плановые и внеплановые.

    Основания для планового контроля:

    1. Прошло уже 3 года с момента регистрации организации или заявления о начале её деятельности.
    2. Предыдущий плановый контроль имел место более 3 лет назад.

    Основания для внепланового визита инспектора:

    1. Истечение срока исполнения предписания по результатам предыдущего визита.
    2. Распоряжение прокуратуры, правительства.
    3. Обращения в ГИТ по фактам нарушения в организации норм трудового законодательства (задержки с выплатами зарплаты, начисление зарплаты ниже МРОТ, несоблюдение правил техники безопасности, других законных прав работников).
    4. Направленная в ГИТ жалоба действующего или уже уволенного работника организации по поводу нарушения его прав.

    Как часто происходят плановые проверки

    Проводятся раз в 3 года, а их график на текущий год утверждается не позднее декабря предыдущего года. График публикуется на сайтах Роструда и Генпрокуратуры РФ. Такая частота даёт ответ на вопрос, за какой период проверяет трудовая инспекция — за последние 3 года.

    С 01.01.2016 сроком на 3 года были введены «надзорные каникулы» — мораторий на проведение плановых неналоговых надзорных мероприятий субъектов малого бизнеса. Законом №480-ФЗ от 25.12.2018 они были продлены на 2019 и 2020 годы. Организациям, отнесённым статьёй 4 закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года к субъектам малого предпринимательства, плановая проверка трудовой инспекции в 2020 году не грозит. Исключения: этот мораторий не действует в отношении компаний, род работы которых связан с социальным обслуживанием, здравоохранением, образованием, теплоснабжением, электроэнергетикой (ст. №21.5 закона №294-ФЗ), и со сферами деятельности, в которых введён риск-ориентированный подход. Полный перечень таких исключений приводится в ст. 1 закона №480-ФЗ.

    Кроме того, мораторий не действует в отношении организации, которая в течение трех лет допускала грубые нарушения или лишалась какой-либо лицензии.

    Продолжительность инспекции ГИТ регламентирована, а максимальный срок плановой проверки трудовых инспекторов зависит от вида проверяемой организации:

    • компания с филиалами — до 2 месяцев;
    • компания малого бизнеса — до 5 часов;
    • микропредприятие — до 15 часов;
    • все другие организации — до 20 дней.

    Ответ на вопрос о том, каков максимальный срок трудовой проверки внепланового характера в случаях микропредприятий и субъектов малого бизнеса, дан — ограничиваются общим сроком в 20 дней.

    Законом определена последовательность действий проверяющих:

    1. Оповещение организации о предстоящем визите.
    2. Запрос интересующих инспектора ГИТ документов с возможным последующим выездом инспектора в проверяемую организацию.
    3. Составление акта о результатах.
    4. Вынесение предписаний по результатам.

    Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 3 дня до даты начала плановой проверки, которые бывают:

    1. Документарными — инспектор запрашивает заверенные копии интересующих его документов, которые должны быть ему предоставлены в течение 10 рабочих дней после запроса, и изучает их на своём рабочем месте.
    2. Выездными — инспектор выезжает по месту расположения организации и там знакомится с относящимися к предмету инспекции документами. Он обязан предъявить своё удостоверение и приказ о проведении проверки. Срок предоставления документов не регламентирован, но инспектор вправе потребовать к ним незамедлительный доступ. В случае большого объёма затребованных документов необходимо письменно уведомить об этом инспектора и запросить дополнительное время на их сбор.

    Инспектор ГИТ обязан уведомить организацию не позднее чем за 24 часа до начала внеплановой проверки. Однако, если она проводится на основании жалобы работника организации о нарушении работодателем его трудовых прав или требований трудового законодательства, что привело к появлению угрозы жизни и здоровью работников, то согласно ч.9 ст. 360 ТК РФ уведомление работодателя о планируемом посещении инспекторами не допускается. Изложенные в заявлении факты — это то, что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника — и более ничего, что выходит за данные рамки.

    Инспекторы ГИТ не имеют права требовать:

    • изъятия оригиналов документов;
    • нотариального заверения затребованных документов;
    • документов, не относящихся к предмету контроля;
    • при внеплановой проверке по жалобе сотрудника — документов, не имеющих отношения к этому работнику. Однако полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе такого рода позволяют запрашивать документы за всё время работы организации, а не как в других случаях — только за последние 3 года.

    Как проходит проверка трудовой инспекции

    1. Трудовые договоры с сотрудниками, их трудовые книжки, заявления и другие их документы и выданные справки.
    2. Штатное расписание, кадровые приказы, журналы учёта рабочего времени, графики отпусков.
    3. Больничные листы, данные о медосмотрах.
    4. Все бухгалтерские документы по любым выплатам сотрудникам.
    5. Правила внутреннего распорядка, положения об аттестациях, о защите данных, информации и коммерческой тайне.
    6. Документы по охране труда.
    7. Документальные доказательства того, что работники ознакомлены со всеми имеющими отношение к ним документами организации.

    По результатам проверки ГИТ в 2 экземплярах составляется акт (для ГИТ и для проверяемой организации). Форма акта утверждена Минэкономразвития. Акт составляется немедленно после окончания мероприятия, но инспектор вправе издать этот акт в течение максимум 3 рабочих дней. Если выявлены нарушения, то к акту прилагается предписание по их устранению с указанием сроков исполнения. В случае, когда нарушения носят серьезный характер или нарушены сроки исполнения выданного предписания, инспектор ГИТ составляет протокол об административном нарушении и постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Работодатель вправе немедленно узнать результаты проверки трудовой инспекции, после чего у него имеется 15 дней на подачу на имя вышестоящего должностного лица проверяющей ГИТ своих возражений или 10 дней на судебное обжалование.

    • Инспекция труда — проверка работодателя
    • Есть закон, где отзывы признаются весомым доводом для проверки?
    • Как проходит проверка трудовой инспекции, если ее инициировали после отзывов
    • Как отзывы повлияют на штраф
    • Что запомнить об отзывах и проверках
    1. Выезд ГИТ и налоговая проверка работодателя после отзывов и статей в интернете — это реальная практика. Однако в разных регионах ее применяют с различной степенью энтузиазма.
    2. У сотрудников ГИТ нет цели портить жизнь компании из-за незначительных нарушений или вести долгие разбирательства. Если в открытых источниках обнаружатся упоминания о нарушениях, предпочтут выслать официальное предостережение.
    3. Если компания не реагирует на предостережения, это может стать причиной для внеплановой проверки. В этом случае сведения из открытых источников проверят.
    4. Проверки работодателя трудовой инспекцией будут более пристрастными для бизнеса с высокой категорией риска.
    5. Негативная информация в интернете не влияет на размер штрафа, но может быть дополнительным стимулом для внеплановой проверки.

    Стоит подробнее рассмотреть те нарушения, за которые ГИТ наказывает работодателей чаше всего.

    Посмотреть этот перечень можно в ст. 65 ТК. Работодатели нередко оформляют на работу граждан, которые ещё не предоставили всех необходимых для этого документов. В таком случае появляются риски:

    Сотрудник может быть принят в организацию до того, как будет уволен с соблюдением всех процедур с предыдущего места.

    Без всех необходимых документов человек принимается на место, на котором установлены определённые требования к квалификации. Даже если в заполненной им анкете всё устраивает, при заполнении личной карточки Т-2 может обнаружиться, что некоторых необходимых документов попросту нет, а оформление уже состоялось.

    Такие риски стоит сразу исключить, сработав на их предупреждение. Чтобы нарушения при приёме на работу не допускались, во внутренних документах должно быть уделено внимание разделу «Приём на работу».

    Стоит отметить, что в перечне запрашиваемых у соискателей документов не должно оказаться и лишних – не предусмотренных законодательством. Нельзя, например, запрашивать ИНН гражданина и свидетельство о рождении ребёнка.

    В ч. 3 ст. 68 ТК предписано, что он должен до подписания трудового договора узнать обо всех нормативных актах, которые связаны с его трудовой деятельностью. Часто это требование просто игнорируется.

    Если сотрудник принимается на дистанционную работу, то ознакомление может проводиться в электронном формате. Кроме того, этот формат разрешено принимать организациям, участвующих в пилотном проекте, предусматривающем внедрение электронного документооборота. Во всех прочих случаях работник обязательно должен быть ознакомлен с документами и расписаться для подтверждения этого.
    Есть несколько способов оформить подпись сотрудника – например, можно воспользоваться листами ознакомления, размещающимися под текстом локального нормативного акта. В начале листа ознакомления должна быть грамотно составленная преамбула, в которой указано: название акта; что сотрудник ознакомлен с ним прежде, чем подписал трудовой договор; его ФИО, дата подписания и сама подпись.

    Вместо этого может быть предусмотрен отдельный лист ознакомления в соответствующем журнале, в таком случае росписи в нём с указанием деталей достаточно.

    Есть и ещё один вариант: в некоторых организациях сотрудники оформляют заявление, где указываются все акты, с которыми они были ознакомлены.

    Указания должности, профессии и специальности в трудовом договоре недостаточно, нужно чтобы в нём был обозначен и вид поручаемой работы. За отсутствие такого обозначения наказывают очень часто.

    Указать трудовую функцию можно при помощи краткого описания того, чем именно должен будет заниматься сотрудник – достаточно одного предложения после обозначения должности и профессии.

    Есть и другой вариант: сослаться на действующую должностную инструкцию, которой должен будет руководствоваться работник, принимаемый на должность – в ней должны быть указаны детали.

    Если в организации приняты безналичные выплаты, то в трудовом договоре необходимо отразить это. Должно быть указано и то, что выплаты проводятся в кредитную организацию, указать которую может сам работник в заявлении. Это важно, поскольку в ст. 136 ТК запрещено «зарплатное рабство», то есть компания обязана давать своим сотрудникам возможность самостоятельно выбирать кредитную организацию, на счёт в которой будут поступать их средства.

    Если будет доказано, что организация это право отнимает, то последуют штрафы. Чтобы инспекция заинтересовалась ситуацией достаточно и отсутствия упоминания в договоре о таком выборе – даже если в итоге всё будет улажено, придётся потратить время на разбирательства.

    Допускается установление порядка индексации в разных нормативных актах – это может быть коллективный договор, соглашение и так далее. В любом случае, обязательно, чтобы этот вопрос был рассмотрен в одном из документов. Требуется указать, с какой периодичностью должна проводиться индексация, её размер, какая часть заработной платы будет индексироваться, а какая нет.

    После поступления заявления работника инспектор вызовет работодателя на приём. Прийти должен генеральный директор или представитель по доверенности. Скорее всего, на приёме инспектор вручит требование о предоставлении документов. Работодателю рекомендуется попросить ознакомиться с заявлением работника.

    В течение 30 дней после регистрации обращения работника трудовой инспектор может предложить сторонам спора заключить мировое соглашение. Если они достигнут согласия, сотрудник обязан в письменном виде направить повторное заявление о снятии претензий. После этого трудовой инспектор имеет право закрыть жалобу и не начинать рассмотрение по существу. Такой подход активно используют и поощряют.

    Уклоняться от предоставления документов не следует. Это может повлечь дополнительную административную ответственность. Строго в соответствии с запросом инспектора подготовьте копии документов, которые касаются работника-заявителя. Все документы необходимо прошить и заверить печатью организации и подписью руководителя. К ним нужно приобщить развёрнутые письменные пояснения по инциденту.

    Работодателям, несогласным со штрафами трудовых инспекторов и готовым идти в суд, поможет анализ судебной практики. Судьи поддержали инспекторов ГИТ и работодателей от штрафа не освободили в следующих случаях:

    Нарушение Судебное решение
    В трудовом договоре не указаны:
    • место работы;
    • размер оплаты труда;
    • условия труда;
    • сведения о северных надбавках/районном коэффициенте

    Решение Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019

    Решение Московского городского суда от 12.02.2020 по делу № 7-1784/2020

    Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020

    Решение Свердловского областного суда от 18.06.2019 по делу № 72-698/2019

    На трудовом договоре, хранящемся у работодателя, нет подписи сотрудника, подтверждающей получение им своего экземпляра договора Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8846/2020
    В срочном трудовом договоре нет ссылки на причину его заключения Решение Московского городского суда от 30.07.2020 по делу № 7-8845/2020
    Работодатель не выдал уволенному сотруднику справку о сумме заработка за 2 предшествующих года, сведения о доходах и удержанном НДФЛ Решение Московского городского суда от 16.06.2020 № 7-6849/2020
    Досрочное (до истечения 2 недель с даты подачи заявления) издание приказа об увольнении, если работник увольнение не оспаривал Решение Забайкальского краевого суда от 25.02.2019 по делу № 7-21-90/2019
    Отсутствие подписи сотрудника на приказе об увольнении Решение Московского городского суда от 02.03.2020 по делу № 7-1948/2020
    Нарушение сроков окончательного расчета с сотрудниками при увольнении Решение Московского городского суда от 28.02.2020 по делу № 7-2883/2020
    Актуально на

    Плановая проверка осуществляется на основании плана. Она носит регулярный характер и выполняется вне зависимости от того, имеются ли жалобы на компанию. Это комплексная процедура, в ходе которой проверяются все аспекты деятельности фирмы.

    Проведение внеплановой проверки обычно имеет определенные основания: жалобы трудящихся, подозрение на противозаконные действия. Процедура выполняется вне зависимости от того, когда проводилось предыдущее плановое мероприятие.

    Основания для проведения проверки изложены в статье 360 ТК РФ. Внеплановое мероприятие осуществляется при следующих обстоятельствах:

    • Истек срок исполнения предписания об устранении правонарушения, выданного ранее.
    • В трудовую инспекцию поступили жалобы на работодателя от сотрудников.
    • Есть сведения о том, что работодатель нарушает нормы ТК РФ.
    • В трудовую инспекцию поступил запрос от трудящегося на предмет проверки условий труда в компании.
    • Выдан соответствующий приказ руководителя инспекции, изданный на основании запросов прокурора, поручения Правительства.

    Плановая проверка осуществляется раз в 3 года. Основание ее проведения – истечение 36 месяцев с даты:

    • осуществления последнего планового мероприятия;
    • регистрации ИП или ЮЛ;
    • подачи ИП или ЮЛ уведомления о начале работы.

    ВНИМАНИЕ! График плановых проверок заранее размещается на сайте генпрокуратуры.

    В статье 357 ТК РФ указаны полномочия представителей трудовой инспекции:

    • Право требовать от работодателей документы и сведения, нужные для исполнения надзорных функций инспектора.
    • Право изымать материалы и сырье, находящиеся на предприятии, для осуществления их анализа.

    Часто инспекторы направляют запрос с требованием выслать документы. Бумаги нужно предоставлять в виде копий, заверенных подписью или печатью. Инспекторы не имеют права:

    • Запрашивать те сведения, которые не относятся к предмету проверки.
    • Изымать оригиналы бумаг.

    Перед проверкой имеет смысл ознакомиться с распространенными нарушениями, которые допускают работодатели, и исправить их, если они имеют место в компании. Рассмотрим типичные ошибки:

    • Нет всех документов, которые должны быть. К примеру, компания очень маленькая, а потому работодатель решил не заниматься с оформлением норм внутреннего распорядка. Однако данный документ необходим для организации любого размера. Часто в компании отсутствует правило выдачи расчетных документов.
    • Отсутствуют трудовые книжки специалистов, которые работают в организации. Эти документы неправильно хранятся (они должны находиться в сейфе работодателя).
    • Допущены неточности при оформлении трудового договора с сотрудником: отсутствует указание о размере зарплаты, нет подписи сотрудника.
    • График отпусков был подписан позднее 2 недель от начала года.
    • Ежегодный оплачиваемый отпуск поделен на несколько частей, но их совокупность не составляет положенных 2 недель.
    • Зарплата меньше МРОТ.
    • Зарплата, указанная не в рублях.
    • Деньги выдают реже, чем раз в 15 дней, и отсутствует согласие сотрудника на это в письменной форме.
    • Иностранцы приняты на работу по срочному договору до завершения их разрешения на труд (в этом случае предпочтительно оформление бессрочных договоров).

    ВАЖНО! В рамках мероприятия проверяются не только документы. Также представители трудовой инспекции следят за своевременностью прохождения аттестаций, безопасностью трудящихся. Если того требует работа, нужно позаботиться о наличии защитных масок, перчаток и прочих защитных аксессуаров.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *