- Правовые ответы

Субсидия на сельское хозяйство в Казахстане 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на сельское хозяйство в Казахстане 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

С 2021 года вводятся новые субсидии для поддержки сельского хозяйства. Все субсидии министерства сельского хозяйства направлены для развития предприятий, создания производственной базы. Новый вид государственной поддержки — проект «Начинающий фермер». Эта программа направлена на поддержку новичков-производителей сельхозтоваров.

Полученный грант предприниматели направляют на:

  • покупку участков сельхозназначения;
  • покупку удобрений, семян или ядохимикатов;
  • разработку документов на реконструкцию (строительство) объектов производственной базы;
  • приобретение саженцев, семян, подкормок;
  • покупку, регистрацию, ремонт производственных объектов;
  • подключение объектов к инженерным сетям;
  • покупку сельхозтехники, животных, грузового транспорта, инвентаря, оборудования.

Воспользоваться программой «Начинающий фермер» смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.

Еще одна программа Министерства — субсидирование КФХ. Эта программа доступна всем начинающим фермерам. Размер субсидии зависит от региона регистрации КФХ. На размер субсидирования влияют такие факторы:

  • благоприятность климатических условий;
  • ущерб от санкций;
  • развитие объектов сельского хозяйства в конкретном регионе.

Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:

  • проведение коммуникаций;
  • приобретение оборудования, техники;
  • покупку или реконструкцию жилых помещений.

Для получения помощи фермер должен составить бизнес-план, зарегистрировать форму собственности предприятия. Одно из условий — указание целевых затрат.

Министерство предлагает программу «Семейная животноводческая ферма». Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:

  • покупку птицы, рыбы, с/х животных;
  • модернизацию или реконструкцию объектов для производства продукции;
  • разработку проектной документации;
  • комплектацию объектов техникой, оборудованием;
  • покупку автономных источников водо-, газо-, электроснабжения.

Для получения этого гранта срок деятельности сельскохозяйственных предприятий должен составлять от 12 месяцев. Дополнительное условие — наличие статуса сельхозтоваропроизводителя. Семейная ферма должна иметь собственные деньги в размере 40% от всей суммы проекта.

Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.

Одна из основных целей государственных программ поддержки — увеличение процентного соотношения товаров отечественного производства.

Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.

Процедура получения грантов выглядит так:

  • предприниматель собирает необходимую документацию;
  • документы передаются координатору проекта;
  • получение положительного или отрицательного ответа;
  • получение гранта в виде денежных средств.

Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.

Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:

  • выписка из банка;
  • план расходов;
  • документ об образовании;
  • паспортные данные;
  • выписка из налоговой;
  • справка о количестве работников.

Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.

Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Постановление акимата города Шымкент от 19 марта 2021 года № 184. Зарегистрировано Департаментом юстиции города Шымкент 19 марта 2021 года № 157

В соответствии с подпунктом 12) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 8 июля 2005 года «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 марта 2019 года № 108 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 18404) «Об утверждении Правил субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства», акимат города Шымкент ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить объемы субсидий на развитие племенного животноводства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства на 2021 год согласно приложению 1 к настоящему постановлению.

2. Государственному учреждению «Управление сельского хозяйства и ветеринарии города Шымкент» в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего постановления в Департаменте юстиции города Шымкент;

2) размещение настоящего постановления на интернет-ресурсе акимата города Шымкент после его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима города Шымкент А. Саттыбаева.

4. Настоящее постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

Аким города Шымкент М. Айтенов
Приложение 1
к постановлению акимата
города Шымкент
от «19» марта 2021 года № 184
  1. Специальное государственное пособие, размер которого составляет 10,504 тенге. Сейчас в стране эту субсидию получают 270 тыс. семей. Начисляют тем, у кого доход на 1 члена семьи меньше, чем 50% прожиточного минимума.
  2. Адресная социальная помощь – предоставляют, если доход на 1 члена семьи не превышает 70% прожиточного минимума, который установлен в сумме 20,789 тенге.

Адресная соцпомощь делится на условную и безусловную. Первая помощь выплачивается до тех пор, пока трудоспособный член многодетной семьи ищет работу. Как только устроиться на нее, помощь прекращается. Во время получения условной адресной социальной помощи государство подписывает с безработным социальный договор. По его условиям человек должен пройти курсы и потом найти работу.

С 2020 года в РК идет субсидирование в сельском хозяйстве, точнее племенного животноводства, повышения уровня продуктивности и улучшения качества получаемых продуктов животноводства.

Объёмы субсидий в сельском хозяйстве разрабатываются в рамках государственных и правительственных программ. Поданные заявки рассматриваются не больше 5 рабочих дней, во время которых работники профильного министерства соотносят цели запрашиваемого гранта с нуждами государства и правительства.

Казахское руководство старается обеспечить максимальную защиту и социальный комфорт для своих граждан. В связи с этим постоянно разрабатываются новые госпрограммы, которые предусматривают предоставление грантов, субсидий и микро кредитов для многодетных семей, предпринимателям, инвесторам. Среди новых государственных субсидий можно отметить:

  • Открытие социальных рабочих мест за счёт выделения грантов и микро кредитов, которые планируются выдавать многодетным мамам, семьям, родителям, которые занимаются воспитанием детей-инвалидов. Такие гранты являются безвозвратными субсидиями, выдаваемыми на реализацию конкретных бизнес-идей.
  • Субсидии работодателям, которые должны брать на работу многодетных мам и мам несовершеннолетних детей.
  • Финансирование учреждений, где работают многодетные родители, чтобы облегчить налогообложение на таких работников.
  • Льготы на исчисление налогов на объекты недвижимости и движимое имущество.
  • Выплата пособий на инвалидность ребёнка и по уходу за ребенком-инвалидом.
  • Компенсация местными властями отдельных населённых пунктов затрат родителей на дошкольное и школьное обучение детей из многодетных семей.
  • Преференции на дорогах и в налогообложении владельцам электрокаров.

На последнем пункте стоит остановиться отдельно, поскольку в Казахстане есть инициатива поддерживать производство и использование электрокаров. Такой вид городского транспорта признан экологически чистым, поэтому Казахстан присоединился к программе развития электромобилей.

г. _________

«___» 2018 года

Государственное учреждение «__________________________________», в
лице руководителя управления ______________________, действующего на
основании Положения о государственном учреждении
«_____________________________________________, именуемое в дальнейшем
«Рабочий орган», с одной стороны, и
__________________________ в лице _____________________,
действующего на основании ___________, именуемый в дальнейшем
«Инвестор» с другой стороны, совместно именуемые Стороны, а по отдельности
Сторона либо как указано выше, заключили настоящий Договор
инвестиционного субсидирования (далее — Договор) о нижеследующем.

1) специальный счет – счет финансового института в банке второго уровня, на который зачисляются суммы инвестиционных субсидий в соответствии с условиями Главы 6 настоящих Правил;

2) инвестиционный проект в АПК (далее – инвестиционный проект) – комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых или расширение действующих производственных мощностей;

3) инвестиционные вложения в АПК (далее – инвестиционные вложения) – затраты, направленные на создание новых или расширение действующих производственных мощностей, в том числе приобретение техники и оборудования в рамках инвестиционного проекта, за исключением затрат на приобретение земельных участков;

4) инвестиционные субсидии в АПК (далее – инвестиционные субсидии) — возмещение части расходов, понесенных субъектом АПК в рамках реализации инвестиционных проектов;

5) паспорт проекта – перечень и доля возмещения инвестиционных вложений в виде строительно-монтажных работ, техники, оборудования и других основных средств, работ и услуг, подлежащих инвестиционному субсидированию, указанных в приложениях 1 и 2 к настоящим Правилам;

6) финансовые институты – банки второго уровня, микрофинансовые организации, кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию на право осуществления банковских операций, лизинговые компании, кредитные товарищества.

3.1. По условиям настоящего Договора Рабочий орган осуществляет инвестиционное субсидирование части расходов Инвестора на следующих условиях:

Паспорт проекта
(согласно паспорту Правил субсидирования)

Общий размер инвестиционных вложений Инвестора по инвестиционному проекту

Размер инвестиционных субсидий

Номер решение рабочего органа

Дата решения рабочего органа

3.2. Инвестиционное субсидирование производится за счет и в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете в качестве целевого текущего трансферта бюджета _______________ области (города республиканского значения, столицы) на соответствующий финансовый год.

5.1. Инвестор вправе:

— использовать оборудование и технику для других видов деятельности в случае сезонного простоя при условии предварительного письменного уведомления Рабочего органа.

5.2. Инвестор обязан:

— своевременно и в полном объеме исполнять условия Правил субсидирования;

— своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства по Договору;

— своевременно предоставлять по запросу Рабочего органа документы и информацию, связанные с исполнением настоящего Договора;

— предоставить Рабочему органу доступ для осмотра объекта Инвестора и удостоверения в достижении загруженности производственных мощностей;

— в случае начала процедуры своей ликвидации, реабилитации или банкротства, а также, если деятельность Инвестора приостановлена в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан незамедлительно информировать в письменном виде Рабочий орган;

— не передавать и не раскрывать информацию об условиях и реализации настоящего Договора третьим лицам без предварительного письменного согласия Сторон;

— своевременно извещать Рабочий орган обо всех обстоятельствах, способных повлиять на выполнение условий настоящего Договора.

5.3. Рабочий орган вправе:

— запрашивать у Инвестора все необходимые документы и информацию о ходе реализации инвестиционного проекта и данного Договора.

5.4. Рабочий орган обязан:

— перечислить средства, предусмотренные для инвестиционного субсидирования, указанные в п. 3.1 Договора;

— проводить мониторинг не отчуждения и целевого использования инвестором приобретенной техники и оборудования в течение 3 (три) лет с момента субсидирования;

— проводить мониторинг действия/бездействия объекта инвестиционного субсидирования в течение одного календарного года с момента ввода в эксплуатацию;

— проводить мониторинг достижения/недостижения выхода объекта инвестиционного субсидирования на проектную мощность в размере не менее 30% в сроки, предусмотренные бизнес-планом.

6.1. Стороны по настоящему Договору несут ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из Договора, в соответствии с Договором, Правилами субсидирования и законодательством Республики Казахстан.

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения Сторонами своих обязательств в полном объеме.

8.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему Договору, если невозможность исполнения явилась следствием форс-мажорных обстоятельств.

8.2. При наступлении форс-мажорных обстоятельств, Сторона, для которой создалась невозможность исполнения ее обязательств по настоящему Договору, должна своевременно в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента наступления известить другую Сторону о таких обстоятельствах. При этом характер, период действия, факт наступления форс-мажорных обстоятельств должны подтверждаться соответствующими документами уполномоченных государственных органов.

8.3. При отсутствии своевременного извещения, Сторона обязана возместить другой Стороне вред, причиненный не извещением или несвоевременным извещением.

8.4. Наступление форс-мажорных обстоятельств вызывает увеличение срока исполнения настоящего Договора на период их действия.

8.5. Если такие обстоятельства будут продолжаться более трех месяцев подряд, то любая из Сторон вправе отказаться от дальнейшего исполнения обязательств по настоящему Договору.

9.1. В случае какого-либо противоречий в рамках настоящего Договора большую силу имеют Правила субсидирования. При возникновении спора любая из Сторон предпринимает усилия для урегулирования всех споров путем переговоров.

9.2. Если возникший спор не удается разрешить путем переговоров, данный спор и иные, относящиеся к нему вопросы, разрешаются и регулируются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Что изменится в субсидировании АПК в 2021 году

Наименование субъекта Российской Федерации Размер субсидии (тыс. рублей)
Республика Адыгея 5289,1
Республика Алтай 484,6
Республика Ингушетия 21164,2
Республика Крым 35701,1
Республика Марий Эл 27836,8
Республика Северная Осетия — Алания 64669,7
Республика Татарстан 365187,2
Республика Тыва 8467,4
Удмуртская Республика 55470,8
Республика Хакасия 3831,6
Чувашская Республика 8735,1
Алтайский край 6248,6
Забайкальский край 3086,8
Камчатский край 2776,4
Краснодарский край 108405,8
Приморский край 8364,1
Ставропольский край 4313,8
Архангельская область 6740,8
Астраханская область 4928
Белгородская область 4874,1
Брянская область 1764,7
Владимирская область 10977,6
Воронежская область 27972,7
Иркутская область 15208,8
Калининградская область 3785,8
Калужская область 34107,6
Кемеровская область — Кузбасс 12215,8
Кировская область 10364,3
Курганская область 2593,7
Курская область 1945,1
Липецкая область 7601,9
Нижегородская область 18448,3
Омская область 2935,7
Оренбургская область 30904,8
Орловская область 4383,1
Псковская область 2551,6
Рязанская область 2570,5
Самарская область 90913,9
Саратовская область 20674,4
Смоленская область 48837,8
Тамбовская область 20683,9
Тульская область 3184
Ульяновская область 29003,2
Ярославская область 4279,8
Всего 1154485
Наименование субъекта Российской Федерации Размер субсидии (тыс. рублей)
Республика Мордовия 6471,9
Республика Саха (Якутия) 29314,4
Республика Татарстан 379253
Удмуртская Республика 409944,3
Республика Хакасия 62517,4
Чеченская Республика 180104,3
Чувашская Республика 41495,3
Ставропольский край 17285,7
Брянская область 151076,9
Воронежская область 149224,8
Иркутская область 324190,8
Калужская область 7568,1
Кемеровская область — Кузбасс 198227,5
Костромская область 159272,2
Липецкая область 39920,4
Нижегородская область 47339,6
Новосибирская область 31564,3
Омская область 1725,2
Оренбургская область 37705,8
Орловская область 73663,7
Саратовская область 101132,8
Смоленская область 27212,9
Тамбовская область 106745,6
Тверская область 18282,9
Ульяновская область 172153,2
Ярославская область 4122
Всего 2777515

В 2021 г. из резервного фонда Правительства РФ решено выделить средства:

— для субсидий российским кредитным организациям и АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам на строительство (приобретение) жилья на сельских территориях (агломерациях);

— для субсидий регионам на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий, на благоустройство таких территорий;

— для субсидий Костромской области на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях.

Указаны объемы средств, цели финансирования, ожидаемые результаты.

Приведено распределение субсидий на реализацию проектов комплексного развития сельских территорий, на благоустройство таких территорий.

01 Сентябрь 2021

v-shymkente-izbili-zhurnalista-respublikanskogo-telekanala

v-kazahstane-uchitelej-v-gosshkoly-planiruyut-prinimat-po-konkursu

v-kazahstane-planiruyut-usilit-zashitu-grazhdan-v-ugolovnom-processe

opublikovany-dannye-o-kolichestve-zabolevshih-koronavirusom-v-kazahstane

v-nur-sultane-zapretili-prazdnichnye-korporativy

Финансирование технологичных проектов по весьма выгодным условиям – не единственная форма поддержки сельчан холдингом «Байтерек».

  • Аграрная кредитная корпорация предоставляет займы для организации производства, хранения и переработки сельхозпродукции, а также весенне-полевых и уборочных работ.
  • «КазАгроФинанс» выдаёт фермерам в лизинг сельхозтехнику и оборудование: ставка вознаграждения с учётом субсидирования составляет до 7%, срок лизинга – до 10 лет.
  • Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства является основным оператором по микрокредитованию в рамках Государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» на 2017-2021 годы и выдаёт микрокредиты для начинающих предпринимателей, малого бизнеса в сельской местности – по ставке не более 6% на срок до 6,5 лет. Это позволяет многим сельчанам с нуля начать свой бизнес. Более того, за счёт собственных средств фонд финансирует проекты малого бизнеса в сельском хозяйстве на срок до 10 лет.

Такая поддержка сельского бизнеса стала теперь частью стратегии холдинга «Байтерек» как объединённого государственного института поддержки предпринимательства в стране.

На инвестсубсидирование в 2021 году направят 100 млрд тенге

  • Агроновости
  • Аграрные темы
  • Колонка редактора
  • Растениеводство
  • Животноводство
  • Аграрная наука
  • Минсельхоз
  • Аграрная аналитика
  • Люди и судьбы
  • Аграрное видео
  • Аграрный мир
  • Архив номеров

– Президент обозначил одним из главных трендов экономики агропромышленный комплекс, и сельскому хозяйству действительно уделяется большое внимание. Но иногда реализация государственных программ вызывает немало вопросов, – считает глава крестьянского хозяйства «Муздыбай-1», депутат маслихата Семея Талгат БАЙМУРИНОВ. – В этом году нам предложили субсидированные удобрения. Суть в том, что 50 процентов их стоимости оплачивает крестьянское хозяйство и 50 процентов – местный бюджет. Это было четко озвучено. И мы строили свой бизнес, опираясь на это.

Я заключил договор с заводом, взял удобрения, оплатив 50 процентов их стоимости. Благодаря этим удобрениям получил очень хороший урожай. Но в бюджете закончились деньги.

В нашей области 22 хозяйства оказались в такой ситуации, когда на оплату субсидированных удобрений в общей сложности не оказалось 150 миллионов тенге. В итоге сейчас завод выдвигает мне претензии: возвращайте или удобрения, или деньги. И я должен возместить заводу 60 миллионов. Денег у меня таких нет, потому что я не рассчитывал на выплату этой суммы. Но только представьте: мне сейчас откуда-то нужно изыскать эти 60 миллионов, – возмущается фермер. Огурцы-молодцы: все подробности громкого овощного триллера по-казахстански

– Мое хозяйство – второе в Восточно-Казахстанской области по объему производимого картофеля и овощей. Но бизнес без овощехранилища – это не бизнес. Если зерно можно просто хорошо накрыть, чтобы сохранить, то мой товар ничем не накроешь, если нет специализированного помещения, все овощи замерзнут, и ничего не будет, – рассказывает Талгат Баймуринов. – Понимая это, мы начали строить овощехранилище.

Все средства, какие были у хозяйства в наличии, вкладывались в эту стройку, чтобы успеть возвести его ко времени сбора урожая. Успели. В строй было сдано овощехранилище емкостью почти 7 тысяч тонн, в котором сейчас и хранится собранный урожай.

– Когда мы только планировали построить овощехранилище по программе «Агробизнес-2020», нам гарантировались субсидии на возведение таких объектов в размере 30 процентов от их стоимости. Я выстраиваю свой бизнес, я все это просчитал и решил строить при помощи этой государственной программы, – рассказывает глава крестьянского хозяйства «Муздыбай-1». – Но пока мы его строили, пришел новый министр, и субсидии на строительно-монтажные работы (а это львиная доля затрат!) для агроформирований отменили. Ну как так?! Мы же по тем правилам выстраивали работу. Благодаря условиям программы мы должны были получить 130 миллионов субсидий на строительство овощехранилища. Мы построили его из расчета на эти деньги.

Самое странное, что сначала обещали: строй и выращивай, дорогой, субсидии будут. А когда мы уже построили, бах, перечеркнули.

В итоге сейчас хозяйство имеет большие финансовые проблемы, поскольку из-за вложений в стройку мы не смогли рассчитаться с другими кредиторами.

Именно из-за нехватки обещанных государством субсидий, на которые рассчитывали в крестьянском хозяйстве, пришлось просрочить платежи за полученную через АО «КазАгроФинанс» технику. И в результате ее сейчас распродают с молотка. Разве такой результат можно считать поддержкой со стороны государства, недоумевает депутат Баймуринов.

– Точно такие же проблемы испытывают сейчас товарно-молочные фермы, которые тоже остались без обещанных субсидий на технику, которую они брали по лизингу, – подчеркнул депутат маслихата Восточно-Казахстанской области Борис АДИАНОВ. – И самое страшное, что в такой ситуации по Восточному Казахстану оказались 22 хозяйства. И даже если в следующем году вернут субсидии, они вынуждены платить штрафные санкции своим кредиторам уже сейчас. Поля роста

Депутаты возмутились также и тем, что отменили субсидии за каждый вспаханный и засеянный гектар.

– Этот вопрос, действительно, взбудоражил фермеров, так как раньше государственные субсидии выдавались на каждый засеянный гектар.

Но весь этот бизнес велся в кабинетах, это была коррупционная схема, когда чиновник и фермер просто договаривались, заявляя, кто 1 000, кто – 5 000 гектаров. А если комиссия и выезжала на места, то фермер просто опахивал поле по краям, а осенью выяснялось, что продукции нет.

Поэтому было решено выдавать субсидии по конечному результату: сколько получили картофеля, столько получите субсидий, – прокомментировал ситуацию депутат мажилиса парламента РК Шавхат УТЕМИСОВ, посетивший Семей.

Принесут ли перемены более эффективный результат, покажет будущая осень. А пока фермеры вынуждены самостоятельно решать проблемы, появившиеся из-за того, что государство не сдержало свои обещания.

– Конечно, мы все будем как-нибудь разгребать случившееся. Но я хочу, чтобы на сложившееся положение обратили внимание. Нельзя так делать. Если государство дает обещания, оно должно их выполнять. Ведь наличие запаса плодоовощной продукции – это задача по обеспечению продовольственной безопасности региона и страны в целом, – заявил Талгат Баймуринов.

СЕМЕЙ

Льготные кредиты и другие меры: как государство помогает сельскому хозяйству

— Что вы подразумеваете под сферой услуг?

— Это система заготовки, закупа сельхозсырья у товаропроизводителя, его хранение и первичная обработка для длительного хранения. Кроме того, необходимо оказание сервисных услуг. Те же ветеринария, кормозаготовка, поставка техники и ГСМ. Также повышение квалификации персонала, информационное и маркетинговое обеспечение, система кредитования.

В последние 10 лет подавляющее большинство сельхозпроизводителей оказались отрезанными от господдержки

И от субсидий, и от дешевых кредитов.

— Кому тогда ушли выделенные деньги?

— В основном получателями господдержки оказались крупные товаропроизводители.

— Которые в ней не особо нуждались, да?

— Им она тоже нужна. Но началась погоня за субсидиями. Если мне память не изменяет, в 2002-2003 годах в Минсельхозе было 7-8 видов субсидий.

К 2017 году мы пришли с 65 видами. Субсидировалось все, что попадалось на глаза

Оставалось только субсидировать зарплату в отрасли. Однако правила были прописаны так, что несли много коррупциогенных рисков.

— И требованиям было тяжело соответствовать?

— До сих пор субсидируются откормочные площадки с количеством скота более тысячи голов. Если посмотреть ту же статистику, там поголовье свыше 500 голов самое максимальное. И таких товаропроизводителей по стране всего 302. А свыше тысячи едва наберется несколько десятков. То есть субсидии были рассчитаны на ограниченное количество участников отрасли.

То же самое можно сказать и об удешевленном топливе. Механизм выстроен так, что оператор привозит в район топливо, на которое у большинства в весенний период просто нет денег.

И даже если средства найдутся, где хранить топливо? Склады есть только у крупных участников

За 2019 год статистики пока нет, но на 1 января 2019 года в Казахстане было зарегистрировано 206 тысяч крестьянских хозяйств и 16 770 тысяч юридических лиц. Ровно половина фермеров имеет земельные наделы средней площадью около 10 гектаров. То есть они совсем мелкие. И это даже не личные подсобные хозяйства, которых почти 1,7 млн, и они производят половину валовой продукции. Вывод —

половину валовой продукции производят фермеры, не имеющие ни одного тиына господдержки

— Если эта проблема давно известна, почему при разработке госпрограмм эти нюансы не учитываются?

— В госпрограмме на 2017-2021 годы были предусмотрены меры поддержки для мелких сельхозтоваропроизводителей. Начать должны были с них. Но в 2018 году произошла серьезная корректировка направления господдержки. Опять в основном ушли в мясное скотоводство, а внутри него — на крупных участников рынка.

— В Минсельхозе не могут не знать всех этих простых вещей. Сдержать рост цен на продовольствие в прошлом году пыталось Миннацэкономики. Даже объявили какие-то субсидии для крупных торговых сетей, лишь бы они не повышали цены. Отчетов о реализации этих мер нет.

— Появилась еще одна особенность последних двух лет — 2018 и 2019 годов. Цены начали расти осенью, это аномально. Ведь это период урожая и забоя скота, когда, по логике, должно все дешеветь. Подорожало же все на фоне спекулятивных разговоров об экспорте мяса и скота.

— И вот введен запрет на экспорт живого поголовья.

— И абсолютно правильно. Пока эффекта от этого запрета мы не видим, так как ценообразование на продукты питания носит сезонный характер. Когда принимали решение запретить экспорт живого поголовья, была зима. До мая — период традиционного роста цен на мясо.

Результат запрета на экспорт мы увидим где-то в июле-августе. Не раньше

Как раз в это время начнется второй этап забоя скота. Это период подготовки к новому учебному году у сельских родителей. Единственный капитал, который они могут быстро обратить в деньги, это скот.

Чтобы все эти капризы рынка не сильно давили на людей, надо делать структурную перестройку сельского хозяйства. И делать это на кооперативной основе. Об этом говорит весь мировой опыт.

— Наши боятся кооперации и потери собственности.

— Разъяснять надо. Все путают, что речь идет о возрождении колхозов. Ничего подобного. Точно также глубочайшее заблуждение о бесполезности инноваций среди мелких товаропроизводителей. В мире есть много технологий, рассчитанных на небольшие фермерские хозяйства.

Кооперативы нужны для регулирования эффективности деятельности каждого фермера. Кооперация должна быть сервисно-сбытовой

К примеру, 300 сельхозтоваропроизводителей объединяются и создают 301-е юридическое лицо. Оно будет отвечать за продажу готовой продукции, снабжать все 300 фермеров семенами, ГСМ и кормом. Это очень прогрессивный механизм.

У нас даже есть свой позитивный опыт. В стране работал Единый зерновой холдинг, который продавал урожай за границу. В СКО, Акмолинской, Костанайской и Павлодарской областях создали кооперативы для обеспечения фермеров доступными кредитами.

Даже наши крупные зерновые агрохолдинги, куда входят их мелкие дочки, по сути процесса — кооперативы

Сами холдинги оптом закупают ГСМ, технику, удобрения и за счет этого получают скидку в 20%. В общем, на самом деле выход есть. И не один. Нужно начать делать, а не только говорить.

Нам нужно привести в порядок политику в области субсидий аграриям — Токаев

Сентябрь 18, 2021, 18:32 0 1008

Сентябрь 18, 2021, 10:27 0 3507

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • сегодня
  • неделя
  • месяц

Что изменить в поддержке сельского хозяйства

Являясь государством с сырьевой направленностью экономики РК старается ограничивать вывоз сырья и стимулировать глубокую переработку сырья.

Ограничениями вывоза сырья являются методы квотирования и лицензирования, введение запрета на вывоз, увеличенные таможенных пошлин.

Так, на данный момент действует запрет на вывоз гречки, сахара белого, картофеля, лука, чеснока, семян и масла подсолнечника. На морковь, репу, свеклу, капусту, а также на муку и пшеницу введены квоты.

Методами стимулирования экспорта является снижение налогов и таможенных пошлин на вывозимую продукцию глубокой переработки. Кроме этого, государство оказывает консультационную поддержку экспортеров, компенсирует затраты на участие в выставках.

Мощную экономическую поддержку получают экспортеры в виде преференций и субсидий. Так на 2020 год запланировано выделение субсидий агропромышленному сектору в объеме 200 млрд. тенге.

Почти одна четверть всей территории страны характеризуется как степные земли, половина как полупустынные и пустынные территории, остальная четверть территории являются предгорными. 80% территории страны характеризуются как сельскохозяйственные земли, что составляет более 200 млн. га. Однако, из этой территории только 40% или 96 млн. га. используются в сельскохозяйственном обороте, согласно официальной статистике.

Большие колебания в урожайности в отдельные годы наблюдаются не только из-за неблагоприятных погодных условий, но и из-за довольно низкой технологической оснащенности отрасли почти во всех производственных этапах, включая послеуборочные процессы. Процессы переработки и реализации продукции как на местном, так и зарубежных рынках также требуют улучшения. К примеру, в РК перерабатываются всего 2-3% от всего объема произведенной продукции овощеводства и плодоводства. Тем не менее, несмотря на довольно низкую долю переработки сельскохозяйственной продукции, Казахстан входит в число крупнейших производителей и экспортеров зерновых культур и муки. По экспорту муки страна занимает лидирующую позицию на мировом рынке.

Поголовье скота в Казахстане не останется без корма. Согласно результатам маркетингового исследования, за последние 3 года поголовье скота и объемы производства корма в РК растут умеренными темпами. Анализ показывает, что несмотря на сокращение посевных площадей, отведенных для кормовых культур, в стране увеличиваются объемы готового корма для сельскохозяйственных животных.

Казахстан располагает огромными площадями сельскохозяйственных угодий, в том числе необходимых для обеспечения скота кормами. Основными источниками обеспечения скота и птицы кормами в республике являются пастбища, природные и сеяные сенокосы, пашня для выращивания кормовых культур. Общая площадь посевных площадей в Казахстане в 2019 г. составила 22 135,8 тыс. г, из них на долю кормовых культур приходится около 15%.

Посевные площади Республики Казахстан, отведенные под кормовые культуры, тыс. га

2017 2018 2019
тыс. га 3382,3 3323,2 3277,2

Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК

Посевные площади, отведенные под кормовые культуры в РК в 2019 г. составили 3277,2 тыс. га и сократились на 3,1% по сравнению с 2017 г., стоит отметить, что за последние три года наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов посевных площадей под кормовые культуры. Ниже представлена информация по посевным площадям кормовых культур в разрезе регионов и форм хозяйствования за последние два года.

Посевные площади кормовых культур в разрезе областей Республики Казахстан в 2018-2019 гг., тыс. га

2018 2019
Все категории хозяйств в том числе Все категории хозяйств в том числе
предприятия сельского хозяйства крестьянские или фермерские хозяйства хозяйства населения предприятия сельского хозяйства крестьянские или фермерские хозяйства хозяйства населения
Казахстан 3 443,1 1 713,2 1 715,5 14,4 3349,9 1637,5 1699,6 12,8
Акмолинская область 369,3 343,9 25,4 370,4 341,8 28,6
Актюбинская область 229,7 86,7 143,1 279,1 92,5 186,6
Алматинская область 244,0 47,3 195,6 1,1 245,0 49,9 194,1 1,0
Атырауская область 2,1 0,7 1,2 0,1 3,1 0,7 2,2 0,2
Западно-Казахстанская область 173,9 47,4 126,6 178,1 44,6 133,5
Жамбылская область 214,6 16,0 194,7 3,9 207,3 11,8 191,8 3,8
Карагандинская область 281,3 90,9 190,4 255,7 88,9 166,8
Костанайская область 638,0 468,9 169,1 562,0 426,0 136,0
Кызылординская область 56,6 22,5 31,2 3,0 60,2 21,7 36,2 2,3
Мангистауская область 0,0 0,0
Павлодарская область 334,8 164,3 170,5 0,0 320,4 151,9 168,5
Северо-Казахстанская область 414,7 309,7 105,0 368,2 293,1 75,1
Туркестанская область 189,3 41,2 142,7 5,4 201,2 46,1 150,5 4,5
Восточно-Казахстанская область 288,9 72,5 215,6 0,8 291,0 65,3 224,8 0,9
г.Нур-Султан 0,0 0,0 0,3 0,3 0,0
Алматы қаласы 0,0 0,0 0,0 0,0 0,2 0,2
Шымкент қаласы 5,9 1,3 4,5 0,1 8,0 2,9 5,0 0,1

Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК

Почти половина (48,5%) посевных площадей, отведенных под кормовые культуры, приходится на 4 региона страны: Акмолинскую (11,1%), Костанайскую (16,8%), Северо-Казахстанскую (11,0%) и Павлодарскую (9,6%) области. За 2019 г. площади кормовых культур уменьшились в Костанайской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областях. Практически отсутствуют посевные площади под данный вид культуры в Мангистауской и Атырауской областях, а также городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан поголовье крупного рогатого скота на начало 2020 г. составило 7 436,4 тыс. голов, свиней 813,3 тыс. голов, овец и коз – 19 155,7 тыс. голов, лошадей – 2 852,3 тыс. голов, верблюдов – 216,4 тыс. голов, птицы всех видов – 45,0 млн голов.

Численность скота во всех категориях хозяйств Республики Казахстан на 1 января (на начало года), тыс. голов

Год Крупный рогатый скот Овцы и козы Свиньи Лошади Верблюды Птица, млн голов
2017 6 247,2 17 947,1 831,1 2 113,2 172,5 37,8
2018 6 764,2 18 329,0 815,1 2 415,7 193,1 39,9
2019 7 150,9 18 699,1 798,7 2 646,5 207,6 44,3
2020 7 436,4 19 155,7 813,3 2 852,3 216,4 45,0

Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК

По состоянию на 1 января 2020 г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств увеличилось по сравнению с началом 2017 г. на 19,0% и составило 7 436,4 тыс. голов, лошадей – соответственно на 35% и 2 852,3 тыс. голов, верблюдов – на 25,5% и 216,4 тыс. голов, овец и коз – на 6,7% и 19 155,7 тыс. голов, птицы – на 19,1% и 45,0 млн голов. Поголовье свиней на начало 2020 г. сократилось на 2,1% по сравнению с началом 2017 г. и составило 813,3 тыс. голов.

Долевое распределение поголовья скота по видам на начало 2020 г.

Сельхозтоваропроизводители не могут получить субсидии в Акмолинской области

В соответствие со стратегией «Казахстан 2050» в АПК основными направлениями в отрасли стали повышение обеспечения продовольственной безопасности страны, формирование аграрного бизнеса, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и наращивание объемов продаж, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, снижение уровня импорта продовольствия, внедрение эффективной системы государственной поддержки сельхозпроизводства.

В России субсидии от государства предусмотрены для следующих категорий лиц:

  1. Малообеспеченные граждане (семьи).
  2. Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
  3. Официальные безработные (для начала предпринимательской деятельности).
  4. Лица, имеющие знаки отличия или наделенные статусом льготника.
  5. Пострадавшие в результате стихийных или техногенных катастроф.

Помощь малообеспеченным гражданам

В основном государственная поддержка предусматривается для малообеспеченных или незащищенных граждан РФ .

К ним относятся:

Все они имею право на получение государственной поддержки для определённых целей.

Малообеспеченным считается гражданин (или семья), чей средний общий доход, в расчете на каждого члена семьи, будет ниже минимального прожиточного уровня.

Все субсидии носят строго целевой характер, поэтому к предоставляемым документам и сведениям предъявляются особые требования.

  1. За достоверность предоставляемых документов и данных несет ответственность заявитель. Если обнаружится, то претендент подал неполную или недостоверную информацию, ему будет отказано в выдаче средств.
  2. Если наступило событие, в результате которого должен быть уменьшен размер установленной суммы или выплата прекращена полностью, получателю средств необходимо в месячный срок представить подтверждающие документы.

Процесс импортозамещения, начатый после введения санкций в отношении Российской Федерации, продолжается и в 2019 году. Была принята государственная программа на основе Постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717. Она направлена на поддержание фермерской деятельности. Срок проведения программы: 2013 – 2025 гг.

Для того, чтобы стимулировать частные фермерские хозяйства к устойчивому развитию и официальному оформлению, государством были предприняты меры по материальной поддержке. Заключается эта поддержка в выделении грантов на развитие сельского хозяйства. Однако получить дотации могут далеко не все граждане.

В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2019 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Современные реалии экономики диктуют то, что без государственной дотации сельхозтоваропроизводителям фермерское хозяйство быстро придет в упадок в условиях агрессивной внешней среды. Именно по этой причине российское правительство приняло решение о выделении специальной субсидии фермерам и запуске программы поддержки сельскохозяйственного сектора.

Основным юридическим актом, что регулирует деятельность различных структур в агропромышленном секторе РФ, является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Что же касается общей государственной стратегии развития АПК, то она полностью описана в рамках действующей программы по развитию этого сектора. В данной программе можно найти все существующие государственные инициативы, ориентированные на ускорение развития АПК. Кроме того, в этом документе описана субсидия сельхозпроизводителям, которая должна облегчить процесс выплаты ими кредитов, взятых на расширение бизнеса.

В рамках такой программы существуют различные подпрограммы, что вместе ускоряют процесс экономического роста субъектов АПК. Все корректировки и нововведения в существующую законодательную регулирующую базу вносятся с помощью отдельных постановлений правительства и разъяснительных листов.

Порядок и правила предоставления субсидий в рамках политики стимулирования сельского хозяйства, действуют по основным приоритетным направлениям:

  1. Субсидия на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, а также рационального применения имеющихся фермерских площадей.
  2. Материальная поддержка скотоводческих хозяйств и фермеров, занимающихся животноводством.
  3. Создание перерабатывающих предприятий, а также каналов сбыта готовой сельскохозяйственной продукции.
  4. Государственная поддержка предприятий и физлиц, что работают в сфере растениеводства.
  5. Поддержка развития и создания небольших фермерских хозяйственных объединений.
  6. Финансовые льготы для создания инновационных технологий и их дальнейшего внедрения в производственный процесс.

На самом деле планы государства в отношении финансовой поддержки АПК более дальновидны нежели просто увеличение доли отечественной продукции на товарных магазинных полках.

Руководство страны ожидает, что программа развития сельского хозяйства принесет следующие результаты:

  • расширение существующего рынка сырья;
  • рост уровня зарплат в этом сегменте экономики;
  • создание новых рабочих мест;
  • освоение ранее заброшенных сельскохозяйственных земель.

Планируется, что оказание помощи, предпринимаемой государством, позволит к 2020 году сформировать новую структуру АПК, что даст ему возможность активно самостоятельно развиваться. Но все это только перспективы. Но пока данная отрасль переживает далеко не самые лучшие для себя времена.

Согласно последним аналитическим отчетам, на замещение импортной продукции отечественным производителям понадобится от 5 до 7 лет. При этом отрасль будет вынуждена осуществить колоссальные материальные инвестиции, без поддержки со стороны государства она не сможет самостоятельно справиться.

Также для повышения качества баранины

надо активизировать научно-исследовательскую работу

с выделением грантов и дополнительных средств.

— Для развития производственной инфраструктуры овцеводства нужны новые целевые программы. Это строительство:

  • производственных помещений,
  • овчарен для проведения осеннего и зимнего окота,
  • специализированных откормплощадок,
  • стригальных пунктов, а также
  • обводнение пастбищ,
  • создание кормовой базы и т. д.

Овцеводческая отрасль должна быть полностью охвачена ветеринарно-профилактическими мероприятиями

в соответствии с ветнормативами и учетом эпизоотической ситуации местности. Здесь в первую очередь надо обратить особое внимание на вопросы профилактики и борьбы с бруцеллезом, — подчеркивает он.

Рассмотрим, какие этапы будут проводиться и в какое время:

  • С сентября по октябрь мы планируем проводить строительные работы по реконструкции. На это уйдет 150 тысяч рублей.
  • В ноябре осуществляем покупку скота на 900 тысяч рублей.
  • Так же в ноябре запасаемся кормом на 600 тысяч рублей.
  • И в начале декабря производим поиск подходящих сотрудников и начинаем процесс работы.

По предварительным расчетам, на все это уйдет 1 миллион 650 рублей, а по времени уйдет 96 дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *