- Правовые ответы

Сроки уплаты налога на имущество организаций за 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки уплаты налога на имущество организаций за 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2021 года меняются сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему. Если до 2021 года сроки уплаты устанавливались законами региональных властей, то с 2021 года в НК установлены конкретные сроки. Итак, транспортный налог/авансовый платеж в 2021 году уплачивается в следующие сроки:

Период, за который уплачивается налог/аванс Крайний срок уплаты
За 2020 год 01.03.2021
За I квартал 2021 года 30.04.2021
За II квартал 2021 года 02.08.2021
За III квартал 2021 года 01.11.2021
За 2021 год 01.03.2022

С 2021 года также меняются сроки уплаты земельного налога. Налог/авансовые платежи нужно уплатить не позднее нижеприведенных дат:

Период, за который уплачивается налог/аванс Крайний срок уплаты
За 2020 год 01.03.2021
За I квартал 2021 года 30.04.2021
За II квартал 2021 года 02.08.2021
За III квартал 2021 года 01.11.2021
За 2021 год 01.03.2022

Страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм, уплачиваемые работодателями, а также взносы, перечисляемые ИП за себя, нужно уплатить в следующие сроки.

Вид страховых взносов За какой период уплачивается Крайний срок уплаты
Страховые взносы, уплачиваемые в ИФНС
Взносы с выплат работникам/иным физлицам (на ОПС, на ОМС и на ВНиМ) За декабрь 2020 года 15.01.2021
За январь 2021 года 15.02.2021
За февраль 2021 года 15.03.2021
За март 2021 года 15.04.2021
За апрель 2021 года 17.05.2021
За май 2021 года 15.06.2021
За июнь 2021 года 15.07.2021
За июль 2021 года 16.08.2021
За август 2021 года 15.09.2021
За сентябрь 2021 года 15.10.2021
За октябрь 2021 года 15.11.2021
За ноябрь 2021 года 15.12.2021
За декабрь 2021 года 17.01.2022
Взносы ИП за себя За 2020 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.) 01.07.2021
За 2021 год 10.01.2022
За 2021 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.) 01.07.2022
Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС
Взносы на травматизм За декабрь 2020 года 15.01.2021
За январь 2021 года 15.02.2021
За февраль 2021 года 15.03.2021
За март 2021 года 15.04.2021
За апрель 2021 года 17.05.2021
За май 2021 года 15.06.2021
За июнь 2021 года 15.07.2021
За июль 2021 года 16.08.2021
За август 2021 года 15.09.2021
За сентябрь 2021 года 15.10.2021
За октябрь 2021 года 15.11.2021
За ноябрь 2021 года 15.12.2021
За декабрь 2021 года 17.01.2022

Согласно статье 380 НК РФ, размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%. Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%. Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р).

Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений.

Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье 380 НК РФ.

В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из п. 1 ст. 378.2 НК РФ:

  • административные бизнес-центры вместе с помещениями;
  • различные торговые центры вместе с помещениями;
  • нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
  • недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе. Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости. По объектам, перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом. Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

Система рассчитает налог, подготовит платежку

Налог на имущество для юридических лиц в 2021 году

Срок уплаты налога на имущество организаций и сроки уплаты авансов по этому налогу устанавливаются законами субъектами РФ.

Срок уплаты транспортного налога в 2021 году

С 2021 года меняются сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему. Если до 2021 года сроки уплаты устанавливались законами региональных властей, то с 2021 года в НК установлены конкретные сроки. Итак, транспортный налог/авансовый платеж в 2021 году уплачивается в следующие сроки:

Период, за который уплачивается налог/аванс Крайний срок уплаты
За 2020 год Не позднее 01.03.2021
За I квартал 2021 года Не позднее 30.04.2021
За II квартал 2021 года Не позднее 02.08.2021
За III квартал 2021 года Не позднее 01.11.2021
За 2021 год Не позднее 01.03.2022

С 2021 года также меняются сроки уплаты земельного налога. Налог/авансовые платежи нужно уплатить не позднее нижеприведенных дат:

Период, за который уплачивается налог/аванс Крайний срок уплаты
За 2020 год Не позднее 01.03.2021
За I квартал 2021 года Не позднее 30.04.2021
За II квартал 2021 года Не позднее 02.08.2021
За III квартал 2021 года Не позднее 01.11.2021
За 2021 год Не позднее 01.03.2022

Уже с отчёта за 2020 год организации должны сдавать новую форму, утверждённую приказом ФНС России № КЧ-7-21/889 от 09.12.2020.

Что именно поменялось:

  1. В разделе 1 появилась строка 005 с признаком налогоплательщика.
  2. Если организация в 2020 году из-за коронавируса платила налог позже в связи с переносом сроков для пострадавших отраслей на основании постановления Правительства РФ, нужно проставить признак «1». Если перенос был по решению региональных властей — признак «2». Все остальные, кто платил в обычные сроки, ставят признак «3».
  3. Ещё один признак появился в разделах 1-3, но он касается только участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Если аванс или налог рассчитан по недвижимости, связанной с исполнением такого соглашения, ставят признак «1», если не связаны — признак «2».
  4. В декларации по налогу на имущество теперь нужно указывать среднегодовую стоимость движимых основных средств, которое организация держит на балансе. Для этого в декларации появился новый раздел 4. Движимое имущество пока не облагается налогом, поэтому этот раздел носит справочный характер.
  5. В приложении 6 к Порядку заполнения декларации появились новые коды налоговых льгот, связанных с коронавирусными отсрочками и амнистией.

Проверить, правильно ли составлена декларация и нет ли в ней ошибок, можно с помощью контрольных соотношений, приведённых в письме ФНС России № БС-4-21/15947 от 30 сентября 2020 г.

Декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 год нужно сдать до 30 марта 2021 года.

Начиная с отчётности за 2020 год организации не предоставляют декларации по налогам на транспорт и землю.

Налоговая инспекция в информативных целях будет отправлять организациям сообщение о рассчитанной сумме налога, но это не освобождает организацию от обязанности самостоятельно рассчитать налог и уплатить его в положенный срок. Неполучение от налоговой сообщения — не повод не платить или платить невовремя.

В связи с нововведениями, с 1 января 2021 года у организаций появилась новая обязанность. Если им не пришло из налоговой сообщение о рассчитанной сумме транспортного или земельного налога, они должны направить в ИФНС сообщение о наличии транспортных средств или земельных участков, облагаемых налогом. Сообщение отправляют по форме и в порядке, утверждённым Приказом ФНС России № ЕД-7-21/124 от 25 февраля 2020 г.

К сообщению нужно приложить копии документов, подтверждающих госрегистрацию транспортных средств. По земельным участкам нужно приложить копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на эти участки. Такое сообщение представляется по каждому объекту однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если не отправить такое сообщение, или отправить с опозданием, будет штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога с объекта, по которому нужно было представить сообщение.

Зарегистрируйтесь в интернет-бухгалтерии «Моё дело»

И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

В связи с тем, что организации больше не будут сдавать декларации по налогам на транспорт и землю, может случиться несовпадение в суммах, рассчитанных и уплаченных организацией и рассчитанных ИФНС по имеющимся у неё данным.

Поэтому с 1 января 2021 года зачет излишне уплаченных сумм транспортного и земельного налогов будут производить не ранее дня, когда ИФНС направит организации сообщение суммах налога (п. 5.1 ст.78 НК РФ).

Налог в таких случаях перестают начислять с 1-го числа месяца гибели. Для этого нужно предоставить в любую ИФНС заявление о гибели или уничтожении транспортного средства и подтверждающие документы (по желанию). Заявление рассматривают в течение 30 дней.

Если ни у организации, ни у налоговиков нет подтверждающих документов, налоговые органы самостоятельно запросят их в нужных инстанциях, тогда срок рассмотрения заявления продлевается.

По результатам рассмотрения заявления налоговики направят организации уведомление о прекращении исчисления налога или об отсутствии основания для такого прекращения.

Такой порядок действовал и раньше на основании разъяснений ФНС России, но теперь его официально закрепили в Налоговом кодексе РФ (п.3.1 ст.362).

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Основание: Закон Пермского края от 13.11.2017 N 141-ПК (ред. от 27.11.2020) «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 08.10.2015 N 549-ПК (ред. от 06.11.2019) «О регулировании действия законодательства Пермского края о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, с которыми заключен специальный инвестиционный контракт, об установлении налоговых ставок по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций для указанной категории налогоплательщиков и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», Закон Пермского края от 28.02.2018 N 197-ПК (ред. от 23.08.2018) «Об установлении налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в границах территорий индустриальных (промышленных) парков, технопарков в сфере высоких технологий»

Ответ на вопрос о том, будут ли в регионе платиться авансы по налогу на имущество, зависит от решения, принятого этим регионом. Несмотря на существование общих правил расчета налоговой базы, конечный результат этого процесса может существенно различаться из-за введения регионами своих льгот, дифференцирования ставок и нюансов определения базы от кадастровой оценки. Разными будут и сроки уплаты налога, притом что конечные даты для подачи отчетности (как промежуточной, так и итоговой годовой) установлены едиными.

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t\t

\n\t\t\t
\n\t\t\t

Суть поправки

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Соответствующая норма Кодекса

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Дата вступления в силу

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

Суть поправки

Соответствующая норма Кодекса

Дата вступления в силу

Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

Сбор с собственников недвижимого имущества для физических лиц — местный. Зачисляется он в бюджет муниципальных образований. Исчисляется он исходя из кадастровой оценки стоимости. Объектом обложения являются:

  • жилой дом, квартира, комната;
  • гараж или машиноместо;
  • объект незавершенного строительства;
  • иное здание, строение, помещение.

Расчет налогового платежа производят налоговые органы на основании данных из ЕГРН. Налоговой базой признается кадастровая оценка стоимости на 1 января расчетного периода. Налоговые ставки устанавливаются законодательными актами муниципальных образований и не могут превышать установленные в статье 406 НК РФ пределы.

Организации производят расчет налогового платежа сами. С 2020 года налогообложение движимой собственности отменено. Соответствующие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ. По недвижимому имуществу расчет производится исходя из кадастровой стоимости (если такое решение примет регион) или из балансовой. Организации предоставляют налоговую декларацию по месту нахождения недвижимости. При наличии недвижимого имущества в разных регионах расчет фискального сбора производится отдельно по каждому объекту, и отчет предоставляется по месту нахождения недвижимости.

Минфин планирует освободить организации от сдачи налоговой декларации по налогу на имущество. Вправе воспользоваться этим освобождением юридические лица с 2022 года в отношении недвижимости, база по которой определяется исходя из кадастровой стоимости (проект Федерального закона ID 02/04/01-21/00112412). За 2020 год отчитаться необходимо по форме, утвержденной приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@:

  • до 14.03.2021 — в редакции приказа ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@;
  • после 14.03.2021 — в редакции приказа ФНС России от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@.

В новый бланк включен раздел 4 со справочными данными о стоимости движимого имущества организации.

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

Налог на имущество организаций

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

Налог на недвижимость уплачивает его собственник. Наличие гражданства РФ и длительность проживания на территории нашей страны на факт необходимости уплачивать налог никак не влияют. Если у человека есть собственность в России, он обязан уплатить за нее налог. Не важно резидент он или не резидент.

Владельцы недвижимости должны платить налог самостоятельно. Если владельцем имущества является несовершеннолетнее лицо, оплатить налог за него должны его официальные представители: родители, усыновители, опекуны или попечители.

Налоговый сбор оплачивают собственники имущества, которое ФНС признали объектом налогообложения. Важно отметить, что в законодательстве нет четкого определения движимого и недвижимого имущества, поэтому даже в налоговой системе не исключены ошибки при квалификации собственности. Например, до сих пор ведутся споры к какой категории относятся металлические гаражи: к недвижимому или движимому имуществу. Одни эксперты говорят о том, что такой гараж является недвижимостью, поскольку он стоит на земле. Другие уверены, что это движимое имущество, поскольку при необходимости его могут перенести и установить на другое место. Поэтому не удивляйтесь, если со временем вам придет письмо из налоговой с просьбой доплатить сумму, доначисленную при проверке недвижимости.

Ставки налога на имущество физлиц устанавливает местное законодательство. Налоговый кодекс лишь устанавливает ограничения по их максимальному размеру. Верхняя планка зависит от того, как считают налог: с ориентиром на кадастровую стоимость недвижимости или его инвентаризационную стоимость. Ниже мы составили таблицу по ограничениям для ставок по налогу на недвижимость, прописанную в пунктах два и четыре статьи 406 Налогового кодекса РФ.

Федеральный налоговый календарь на 2021 год

Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).

Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).

С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).

Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:

  • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  • по Почте России заказным письмом;
  • лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.

В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.

При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.

Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).

В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.

Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.

В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.

С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.

По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.

Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).

Отдельными поправками определится порядок прекращения налогообложения в отношении уничтоженного недвижимого имущества. В ст. 382 НК добавят новый п. 4.1, по которому организации не смогут уплачивать налог на имущество, прекратившее свое существование, уже с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.

Чтобы прекратить платить налог по этому имуществу, организация должна будет подать в налоговую инспекцию заявление о его гибели или уничтожении. Правила его заполнения и формат подачи в электронном виде будут позже разработаны на основании приказа ФНС.

Это заявление можно будет подать в любую ИФНС по выбору компании вне зависимости от места ее регистрации и нахождения имущества, подлежащего налогообложению.

Вместе с заявлением субъект сможет подать и документы, которые подтвердят факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Непредставление этой документации не лишит организацию права освободиться от налогообложения объекта с 1-го числа месяца его утраты.

В таком случае налоговики при получении заявления от компании сами будут направлять в уполномоченные госорганы запрос о представлении информации, подтверждающей факт гибели или уничтожения имущества.

Рассматривать заявление налоговики будут в порядке как и при транспортном налоге в течение 30-ти дней с момента его получения. После этого ИФНС направит в компанию уведомление о прекращении расчета налога на имущество (п. 3.1 ст. 362 НК).

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[3] п. 1 ст. 386 НК РФ был дополнен нормой, согласно которой в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Новшества вступили в силу с 01.01.2021 и применяются начиная с представления деклараций по налогу на имущество организаций за налоговый период – 2020 год.

Сегодня объектом обложения налогом на имущество организаций является недвижимое имущество. Возникает резонный вопрос: зачем в налоговую декларацию включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств, если оно не облагается налогом?

Можно предположить, что все-таки будут реализованы планы в отношении налога на имущество организаций, приведенные в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» документа сказано, что прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной ставки налога на имущество организаций. То есть все вернется на круги своя: движимое имущество вместе с недвижимым будет облагаться налогом на имущество. При этом будет снижена налоговая ставка.

Возможно, такие изменения будут приняты в связи с тем, что заинтересованные министерства и ведомства никак не могут установить единые критерии отнесения имущества к недвижимости. Предполагается, что результатом станут упрощение администрирования налога и снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.

При этом необходимо определить оптимальный размер предельной налоговой ставки, обеспечивающий, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ. Напомним, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ).

Изменения в законодательстве по имущественным налогам в 2021 году

Теперь в декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. В нее добавлен соответствующий раздел, который заполняется за истекший налоговый период в разрезе по субъектам РФ. Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то раздел со сведениями о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества может входить в любую из них.

Раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств» заполняется российскими и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, учитывающими на балансе организации в качестве объектов основных средств объекты движимого имущества. Он заполняется организацией один раз в одной из представляемых ею деклараций за соответствующий налоговый период.

Раздел состоит из двух граф:

  • в графе «Субъект Российской Федерации (код)» указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением 7 «Коды субъектов Российской Федерации» к порядку заполнения декларации;

  • в графе «Среднегодовая стоимость объектов движимого имущества (в рублях)» – отличная от нуля среднегодовая стоимость объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации либо обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в субъекте РФ, код которого указан в соответствующей графе «Субъект Российской Федерации (код)».

При отсутствии у организации объектов налогообложения по налогу разд. 4 не заполняется.

В Письме от 21.01.2021 № 03-05-04-01/3279 Минфин дал разъяснения по вопросу включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ сведений о среднегодовой стоимости движимого имущества.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ в такой декларации отражаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества установлен абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ, согласно которому среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Представители Минфина пришли к выводу, что при определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ следует применять положения абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ.

Данные разъяснения доведены до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, Письмом ФНС РФ от 22.01.2021 № БС-4-21/659@.

Теперь напомним порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления.

Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что установленный ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости не распространяется на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386).

В приложении 6 «Коды налоговых льгот» к порядку заполнения декларации наименования льгот с кодами 2010501 и 2010505 приведены в соответствие ст. 2 Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ[4].

Данные льготы действуют в отношении организаций, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, которые были освобождены от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и в части установленной законом субъекта РФ налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Внесенными поправками были уточнены виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года.

Кстати, ФНС рекомендовала применять данные коды налоговых льгот в таком варианте еще в Письме от 20.10.2020 № БС-4-21/17206@.

* * *

В форме декларации по налогу на имущество организаций появился новый раздел 4, в котором указываются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. При определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ нужно руководствоваться положениями абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ. Также было изменено приложение 6 «Коды налоговых льгот» формы.


[1] «О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[2] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@».

[3] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента, за исключением налоговой ставки, предусмотренной частью 2 настоящей статьи.

2. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:

1) 0,9 процента — в 2014 году;

2) 1,2 процента — в 2015 году;

3) 1,3 процента — в 2016 году;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.

4) 1,4 процента — в 2017 году;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.

5) 1,5 процента — в 2018 году.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60.

6) 1,6 процента — в 2019 году;
(Пункт дополнительно включен с 22 февраля 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 7, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)

7) 1,7 процента — в 2020 году;
(Пункт дополнительно включен с 22 февраля 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 7, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)

8) 1,8 процента — в 2021 году;
(Пункт дополнительно включен с 22 февраля 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 7, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)

9) 1,9 процента — в 2022 году;
(Пункт дополнительно включен с 22 февраля 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 7, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года)

1. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Авансовые платежи по налогу по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, — первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Законом Москвы от 10 октября 2007 года N 41; в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2016 года Законом города Москвы от 13 апреля 2016 года N 14, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

3. Сумма налога зачисляется в бюджет города Москвы.

Срок уплаты налога на имущество в 2021

____________________________________________________________________
Со 2 января 2005 года в настоящей статье произведена нумерация частей — Закон Москвы от 24 ноября 2004 года N 76.
____________________________________________________________________

1. Освобождаются от уплаты налога:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2005 года Законом Москвы от 26 октября 2005 года N 51, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года

1) пункт утратил силу с 1 января 2018 года — Закон города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45.;

1.1) пункт утратил силу с 1 января 2019 года — Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26;

2) пункт утратил силу с 1 января 2019 года — Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26;

3) пункт утратил силу с 1 января 2011 года — Закон города Москвы от 17 ноября 2010 года N 49;

4) организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета города Москвы;

5) пункт утратил силу с 1 января 2019 года — Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26;

6) организации — в отношении автомобильных дорог и дорожно-мостовых сооружений общего пользования, придорожного озеленения, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Законом города Москвы от 11 ноября 2009 года N 1

1. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

1) налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;

2) налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в пунктах 1 и 2 настоящей части, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн. рублей.

2. Налогоплательщики уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

1) налогоплательщиками для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;

2) научными организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

2.1. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости площади объекта налогообложения, используемой налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность, с применением коэффициента 0,75 к указанной кадастровой стоимости при одновременном соблюдении следующих условий:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26.

1) пункт утратил силу с 1 января 2019 года — Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26;

2) площадь, используемая налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность, находится в нежилом здании (строении, сооружении), расположенном на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает только размещение объектов промышленности и (или) производства и (или) административных зданий (строений, сооружений) промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок промышленности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26.

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу:

1) Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий»;

2) Закон города Москвы от 21 февраля 1996 года N 6 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий»;

3) Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 12 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий»;

4) Закон города Москвы от 10 декабря 1997 года N 52 «О внесении дополнения в Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий»;

5) Закон города Москвы от 15 июля 1998 года N 16 «О внесении дополнения в Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий»;

6) Закон города Москвы от 5 июля 2000 года N 18 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий»;

7) Закон города Москвы от 20 февраля 2002 года N 11 «О внесении изменения в Закон города Москвы от 2 марта 1994 года N 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий» (в редакции Законов города Москвы от 21 февраля 1996 года N 6, 4 июня 1997 года N 12, 10 декабря 1997 года N 52, 15 июля 1998 года N 16, 5 июля 2000 года N 18)».

Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.П.Шанцев


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Налог на имущество юридических лиц в 2021 году

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

Этот налог, как можно понять из названия, платят юридические лица, во владении которых числится какая-либо недвижимость. В это вопросе законодательство не распределяет их на российские и иностранные. Уплачивать сбор обязаны все компании, которые владеют недвижимым имуществом, находящимся в пределах границ РФ.

Исключение составляют организации, которые:

  • не имеют во владении какие-либо объекты недвижимого имущества;
  • используют УСН;
  • работают по налоговой системе ЕСХН — касается только тех объектов, которые напрямую задействованы в производственном процессе, то есть административное здание или столовая сельскохозяйственной компании будет облагаться налогом по общим правилам.

На Заметку: Юридические лица, имеющие во владении только имущество движимого типа, обязаны подавать ежегодную отчетность по описываемого налогу. Однако сам сбор они не уплачивают, так как в их владении отсутствует недвижимость.

Описываемый налог уплачивается только в отношении недвижимого имущества. Объекты, на которые он распространяется, могут отражаться на двух бухгалтерских счетах баланса предприятия:

  • №01 «Основные средства» — объекты, которые находятся в прямом распоряжении организации независимо от статуса их использования;
  • №03 «Доходные вложения в материальные ценности» — объекты, переданные во временное пользование третьим лицам на основании договоров аренды или лизинга (аренда с обязательным выкупом по окончании срока действия соглашения).

Таким образом, предприятия уплачивают сбор в отношении объектов недвижимого имущества, которые:

  • находятся в прямом распоряжении предприятия (независимо от того, используются ли они или простаивают);
  • были сданы в аренду;
  • были переданы во временное пользование с дальнейшим выкупом по договору лизинга;
  • были переданы в доверительное управление;
  • являются частью совместной собственности нескольких организаций;
  • находятся во временной собственности на основании заключения концессионного соглашения.

Описываемый налог не платится на:

  • недостроенную или неподготовленную к использованию недвижимость;
  • земельные участки независимо от их вида;
  • водоемы;
  • иные ресурсы природного характера;
  • объекты, признанные памятниками культуры;
  • суда (при условии их регистрации в международном реестре водных судов).

На Заметку: Если одна организация пользуются недвижимостью другого предприятия на основании договора аренды, то уплачивать налог должна компания-арендодатель. Если объект был передан в лизинг (аренда с обязательным выкупом), то до момента окончания срока договора и перехода прав собственности арендатору платить налог также должна компания-арендодатель.

Налоговая база – это основа, по которой рассчитывается сумма налога к уплате. Для описываемого сбора таковой является:

  • среднегодовая стоимость;
  • кадастровая стоимость.

По общим нормам сумма налога рассчитывается по среднегодовой стоимости. Используется следующая формула:

((ПС – НА)1 + (ПС-НА)2 … + (ПС — НА)31) / 13, где:

  • ПС — первоначальная стоимость объекта;
  • НА — начисленные амортизационные расходы;
  • индекс 1,2… – месяц в году (в формулу следует подставить разность первоначальной стоимости и амортизационных расходов за каждый месяц);
  • индекс 31 — последнее число декабря (помимо показателя за каждый месяц в формуле используется разность первоначальной стоимости и амортизационных расходов на последний день в году);
  • 13 — постоянный коэффициент (число месяцев в году + последний день).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *