- Семейное право

Лицензированные виды деятельности в России 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензированные виды деятельности в России 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:

  • использование атомной энергии – закон № 170-ФЗ от 21.11.1995;
  • производство и оборот алкоголя – закон № 171-ФЗ от 22.11.1995;
  • деятельность кредитных организаций – закон № 395-1 от 02.12.1990;
  • защита государственной тайны – закон № 5485-1от 21.07.1993;
  • проведение торгов — закон № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – закон № 39-ФЗ от 22.04.1996;
  • деятельность НПФ – закон № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • клиринговая деятельность – закон № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • страховая деятельность – закон № 4015-1 от 27.11.1992;
  • космическая деятельность – закон № 5663-1 от 20.08.1993.

Как видите, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений, поэтому предлагаем ознакомиться с ним подробнее.

Не всегда лицензируемые виды деятельности 2021 года точно соответствуют кодам ОКВЭД, которые надо указывать в заявлении на регистрацию ИП и ООО. Некоторые виды деятельности по классификатору ОКВЭД почти полностью повторяются в тексте законов.

Наименование лицензируемого вида деятельности в законе

Код ОКВЭД

Производство лекарственных средств

21.20

Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров

49.10

Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов

49.20.1

Но вот если взять для примера такое лицензируемое направление, как фармацевтическая деятельность, то она будет соответствовать сразу нескольким кодам ОКВЭД. В законе № 61-ФЗ от 12.04. 2010 года приводится следующее понятие: «фармацевтическая деятельность — деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и/или розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов».

Коды по ОКВЭД, разрешённые для фармацевтической деятельности, будут следующими:

  • 46.46 — торговля оптовая фармацевтической продукцией;
  • 47.73 — торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах;
  • 21.20 — производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.

Подобрать список по ОКВЭД для лицензируемого направления бизнеса не всегда просто, поэтому советуем получить бесплатную консультацию профессиональных регистраторов.

Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.

  • заявление по установленной форме. Заявление передается в орган, который выдает лицензию. Например, если вы открываете бизнес, связанный оказанием образовательных услуг, заявление подается в Рособрнадзор;

  • для ООО — копии учредительных документов, заверенные у нотариуса, для ИП — копия ОГРНИП и ИНН;

  • дополнительный перечень документов. Его определяет государственный орган, который выдает лицензию;

  • опись документов.

Пакет документов передается в надзорный орган разными способами:

  • лично,

  • через доверителя,

  • направить ценным письмом

  • отправить дистанционно через портал Госуслуг или сайт уполномоченного ведомства. Все электронные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

В течение 3 рабочих дней со дня предоставления документов уполномоченные органы принимают решение о рассмотрении заявлении или возврате. Если были замечены нарушения требований или документы переданы в неполном объеме, документы возвращаются. На устранение замечаний предоставляется 30 дней.

Если документы в порядке, в течение 45 дней уполномоченный орган производит проверку сведений и принимает решение о выдаче лицензии. В течение 3 рабочих дней после подписания приказа о выдаче лицензии, ее выдают фирме.

Лицензия выдается бессрочно. Действует на территории всех субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов в соответствии с законом.

Лицензируемые виды деятельности в 2020-2021 году

Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:

  • в работе компании есть нарушения законодательства;

  • суд аннулирует действие лицензии;

  • ИП или юр. лицо закрывается.

За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.

Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.

Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.

Закрытие компании

Независимо от сферы бизнеса собственник обязан уведомить уполномоченный орган о закрытии компании за 15 дней до фактического прекращения деятельности.

По заявлению соискателя органом принимается решение о прекращении действия лицензии.

Ставки по эквайрингу плюс/минус везде одинаковые. Единственное, если у вас небольшие безналичные обороты, то все же лучше искать варианты, где ставка фиксированная и не зависит от суммы.

Существенно сэкономить на эквайринге еще можно за счет приема безналичных оплат через систему быстрых платежей (СБП). Терминал эквайринга не понадобится – перевод проходит через кассу, а комиссия по безналичной выручке дешевле эквайринга – всего 0,4 — 0,7%.

  1. Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.

  2. Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.

Можно говорить о двух основаниях лицензирования с точки зрения закона.

С чисто юридической точки зрения лицензирование есть право на осуществление неких определенных видов деятельности, ведение которых без условия наличия лицензии невозможно и прямо запрещено законом.

С точки зрения общественных интересов лицензирование есть способ государственной защиты:

  • прав, интересов, жизни и здоровья населения;
  • экологии;
  • природных памятников и культурного наследия.

Помимо этого лицензирование также носит характер ограничения действий субъектов предпринимательской деятельности, способных причинить неумышленный ущерб обороноспособности и безопасности государства.

То есть, в известной степени, лицензирование является ограничением свободы предпринимательской деятельности. А потому Закон содержит запрет требований на лицензирование по основаниям, отличным от тех, которые были перечислены выше.

Это означает, что не может быть введено лицензирование видов деятельности исходя из соображений монополизации или дискриминации.

Лицензируемые виды деятельности в 2021 году

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.

Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем определенного вида деятельности. Она предоставляется лицензирующим органом, который правомочен выдавать разрешения на ведение деятельности в той или иной сфере. Обязательным критерием для получения лицензии является соблюдение четких условий и оплата государственной пошлины.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к соискателю на получение лицензии:

  • квалифицированные работники, имеющие высшее образование и определенный опыт работы, с которыми заключены трудовые договоры;
  • помещение и оборудование (в собственности или аренде), а также необходимые документы;
  • контроль качества и безопасности на должном уровне и т. д.

Данные требования специфичны и, как правило, определяются исходя из конкретного вида деятельности, для реализации которой необходима лицензия.

Если Вам нужно узнать требования, необходимые для получения лицензии в определенной сфере деятельности, обратитесь в соответствующий лицензирующий орган.

Прежде всего, необходимо узнать, какой из лицензирующих органов стоит обратиться. Затем требуется собрать весь пакет необходимых документов. Направить их можно следующими способами:

  • путем личного обращения в орган, отвечающий за выдачу лицензий по тому направлению работы, которое Вы планируете осуществлять;
  • направить заказное письмо (обязательно с уведомлением о вручении);

Также бумаги можно направить в электронном виде, при этом следует помнить, что они должны быть подписаны ЭЦП.

После предоставления всех необходимых документов Вам предоставят копию описи с указанием даты приема (орган, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, можно посетить как лично, так и получить заказное письмо с уведомлением). В случае, когда в ранее направленном Вами пакете документов отсутствует какой-либо документ либо речь идет о несоблюдении утвержденных требований, в течение 3 дней Вам должны вручить лично или направить почтовое уведомление с указанием того, что следует скорректировать. Срок исправления ошибок — 30 дней.

Устранив ранее выявленные недочеты и направив документы повторно, в течение 3 рабочих дней Вам обязаны сообщить о ходе рассмотрения документов на получение лицензии или о возврате заявления.

Спустя 5 рабочих дней, Вам должны направить документ, в котором будет указано о решении предоставить лицензию (если документы соответствуют установленным требованиям). Решение могут вручить как заявителю лично, так и направить заказным письмом с уведомлением. Сделать это должны в течение 3 рабочих дней после принятия окончательного решения.

Важно! При отказе в выдаче лицензии Вы получите решение, в котором в обязательном порядке указываются его причины со ссылкой на подзаконные акты (реквизиты акта проверки соискателя лицензии, когда отказ получен на основании несоответствия лицензионным требованиям).

Лицензия имеет типовую форму. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 826. При порче (утрате) разрешения его дубликат предоставляется на основании правил, которые прописаны в ст.17 Федерального закона № 99-ФЗ.

Лицензия не имеет каких-либо границ относительно территории своего действия. Нужно лишь помнить о том, что при перемене региона реализации предпринимательской деятельности Вы должны будете уведомить об этом лицензирующий орган согласно фактическому месту ведения бизнеса.

Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:

  • изменении названия организации и ее юр. адреса;
  • смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
  • создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
  • смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.

Величина государственной пошлины при переоформлении лицензии: 600 — 2 600 рублей.

Лицензирующий орган отвечает как за непосредственную выдачу разрешений, так и контролирует деятельность лицензиата. Если в процессе проведения проверки будут обнаружены нарушения лицензионных требований, то по данному факту будет выписано предписание с указанием сроков для ликвидации выявленных недочетов. Срок действия лицензии может быть приостановлен, если замечания не будут устранены.

Важно! Во время приостановки действия лицензии, деятельность, которая под неё подпадает вести нельзя.

При устранении всех недочетов, отмеченных в предписании, действие лицензии будет возобновлено.

Лицензия может быть аннулирована при:

  • игнорировании предписания лицензирующего органа;
  • приостановлении срока ее действия.

Основанием для аннулирования лицензии является исковое заявление лицензирующего органа. После вынесения судебного решения действие лицензии будет прекращено в течение 10 рабочих дней.

Действие лицензии можно приостановить добровольно, когда:

  • юридическое лицо закончило вести свою деятельность (реорганизация к данному пункту отношение не имеет);
  • физическое лицо потреяло статус индивидуального предпринимателя;
  • предоставлено заявление о прекращении осуществления работы по лицензии.

При прекращении своей деятельности ООО или ИП не должно сообщать об этом в лицензирующий орган, информацию в соответствующие инстанции предоставит ФНС.

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

    Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

  4. Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.

    Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

При ведении бизнеса без оформления разрешения, при условии причинения значительного ущерба государству, компаниям, гражданам, а также, если от его осуществления получена прибыль свыше 1 500 000 рублей, возможна уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 рублей или арест на срок 6 месяцев.

До вступления в законную силу изменений, предусмотренных Федеральным законом № 478-ФЗ, запись о выданных лицензиях на бланках строгой отчетности также вносилась в реестр лицензий, ведение которого было отнесено к компетенции лицензирующего органа. Казалось бы, что же тогда изменилось и изменилось ли вовсе?

Изменения действительно незаметны и скорее связаны с основным акцентом всей реестровой модели лицензирования — юридической значимостью записи в реестре. Если ранее выданная лицензия на бланке строгой отчетности была главным документом лицензиата, подтверждающим его право на осуществление деятельности, то сейчас, благодаря реестру лицензий, любое заинтересованное лицо может узнать о лицензиате гораздо больше информации в режиме реального времени (а не только те сведения, которые указаны на бланке лицензии и актуальны на дату выдачи). К такой информации можно отнести сведения о приостановлении и возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии.

Реестры лицензий формируются и ведутся лицензирующими органами в электронном виде путем внесения в них записей. При этом лицензирующий орган вправе вести реестр только в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет. Следовательно, реестр лицензий на право обращения с отходами ведется Росприроднадзором и его территориальными органами.

Правовое регулирование

Правила формирования и ведения реестра лицензий (далее — Правила) и типовая форма выписки из реестра лицензий утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343.

В соответствии с Правилами при принятии решения о предоставлении заявителю лицензии в реестр лицензий вносится запись, которой присваивается номер — регистрационный номер лицензии. Указанный номер является уникальным: он не может повторять регистрационный номер лицензии, предоставленной иному лицензиату. Все дальнейшие записи в отношении конкретного хозяйствующего субъекта не могут изменять регистрационный номер лицензии.

В реестре лицензий указываются следующие сведения:

• регистрационный номер лицензии и дата предоставления лицензии;

• наименование лицензирующего органа;

• полное и, если имеется, сокращенное наименование, в т.ч. фирменное наименование, и организационно-правовая форма лицензиата — юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты юридического лица;

• фамилия, имя и, если имеется, отчество лицензиата — индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

• идентификационный номер налогоплательщика;

• лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

• номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии;

• срок действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;

• номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о переоформлении лицензии с указанием причины переоформления лицензии;

• информация о продлении срока действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;

• основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении (включая срок, на который лицензия приостанавливается), возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений;

• номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, основание и дата прекращения действия лицензии;

• основание, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;

• основания и даты проведения проверок лицензиатов, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;

• реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;

• сведения о вынесенных в отношении лицензиата предписаниях об устранении нарушений лицензионных требований;

• даты и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиатов;

• дата вынесения решения суда об отмене вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;

• информация о должностном лице лицензирующего органа, внесшем сведения в реестр лицензий;

• даты внесения в реестр лицензий сведений о лицензиате;

• иные сведения, установленные нормативными правовыми актами РФ.

Структура регистрационного номера лицензии устанавливается лицензирующим органом. При этом номера и даты регистрации лицензий, предоставленных лицензирующими органами до 01.01.2021, могут вноситься в реестры лицензий в качестве регистрационных номеров лицензий и дат предоставления лицензий.

К сведению

Реестровая модель становится новым удобным инструментом не только для лицензиата, но и для любого заинтересованного лица. В условиях развития отрасли обращения с отходами это крайне необходимо для выстраивания взаимодействия между операторами и потребителями их услуг.


[1] См. Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 478-ФЗ).

[2] Часть 3 ст. 10 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.07.2020; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

[3] См. Приказ Минэкономразвития России от 06.11.2020 № 742 «Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата».

[4] Единый государственный реестр юридических лиц.

[5] Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Н.С. Беляева,​ генеральный директор ООО «Дельфи», заместитель председателя Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам Деловой России

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 5, 2021.

  • Новые правила лицензирования для работы с отходами
  • Новый Административный регламент по лицензированию деятельности в области обращения с отходами: как изменится процедура?
  • Запрет на захоронение отдельных видов отходов: в чем особенности запрета?

В проекте сформулировано новое приложение № 1(1), содержащее перечень срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев. Среди них:

  • лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
  • разрешения на выброс загрязняющих веществ;
  • договоры водопользования.

Также планируется продлить аккредитацию экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность (для экспертов и экспертных организаций, срок действия аккредитации которых истекает в 2021 году) — данные изменения внесут в приложение № 2 к постановлению правительства.

Аналогично проектом предусмотрено продление срока действия квалификационных аттестатов на 10, 7 и 4 месяца, выданных до 31.10.2017, по 31.01.2018 и с 01.02.2018 по 31.05.2018 соответственно.

Кроме того, лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, готовы допустить к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в РФ при условии:

  • наличия у соискателя документов об образовании по специальности, при условии, что эти документы признаны эквивалентными российским;
  • успешной сдачи соискателя специального экзамена;
  • наличие у соискателя сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Также проект продлевает срок действия результатов обучения по охране труда некоторых работников до 01.03.2021.

В новом проекте акцент сделан на заочные каналы коммуникации. Сохраняется преимущество дистанционных форм обучения и проверки знаний по охране труда. Кроме того, разрешат удаленное проведение аккредитационных экспертиз в рамках государственной аккредитации образовательных программ и оценки соответствия аккредитованных лиц критериям аккредитации (пп. б п. 17 и пп. б п.18 проекта постановления).

Также могут быть приняты решения о проведении выездных проверок соискателей лицензии при лицензировании различных видов деятельности — от криптографии и космоса до медицины и образования, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.4 проекта).

Полный текст проекта изменений в постановление правительства от 3 апреля 2020 г. № 440

Инструкция по получению лицензии для отдельных видов деятельности в 2021 году

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

1.1. Действие положений настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» лицензирования космической деятельности. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 54-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

1) использования атомной энергии;

2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

4) деятельности кредитных организаций;

5) деятельность по проведению организованных торгов; (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

10) клиринговой деятельности;

11) страховой деятельности.

12) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 54-ФЗ)

13) репозитарной деятельности. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 430-ФЗ)

14) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

4. Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

1) оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;

2) частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;

3) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»); (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.08.2019 N 298-ФЗ)

4) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

2) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

3) лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

4) лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование; (в ред. Федерального закона от 19.10.2011 N 283-ФЗ)

5) соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

6) лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

7) лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

1. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся:

1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности;

2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования;

3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг;

4) утверждение порядка формирования и ведения реестра лицензий; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании;

6) утверждение типовой формы выписки из реестра лицензий. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

2. К полномочиям лицензирующих органов относятся:

1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;

2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;

3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований и других используемых в процессе лицензирования документов; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

1. Должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;

Пункт 2 части 1 статьи 7 действует до 01.03.2022 (пункт 4 статьи 138 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ).

3) выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

4) применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:

1) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в области лицензирования;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

3. При осуществлении лицензирования должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации должностными лицами лицензирующих органов при осуществлении лицензирования лицензирующие органы обязаны сообщить юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.

Получить лицензию может только зарегистрированный бизнес. Подавайте документы на оформление, как только получите Лист записи о государственной регистрации. Лицензия может понадобиться в первые недели предпринимательской деятельности — не тяните.

1

Образец заявления запросите в уполномоченном органе – федеральном или региональном, в зависимости от вида деятельности, для которого получаете лицензию.

Вот общий перечень того, что потребуется указать:

ООО

  • Лицензируемый вид деятельности;
  • Организационно-правовую форму, название компании (полное и сокращённое);
  • Местонахождение и адрес, по которому будет осуществляться деятельность;
  • ОГРН компании и адрес ИФНС, проводившей регистрацию;
  • Номер телефона и электронную почту компании;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на налоговый учёт;
  • Реквизиты документов-приложений к заявлению и квитанции об оплате госпошлины;
  • Подпись руководителя или лица, законно действующего от имени компании, печать (при наличии).

ИП

  • Лицензируемый вид деятельности;
  • ФИО предпринимателя, данные паспорта или другого удостоверения личности;
  • Место жительства и адрес, по которому будет осуществляться деятельность;
  • ОГРН и адрес ИФНС, проводившей регистрацию;
  • Номер телефона и электронную почту;
  • ИНН и данные свидетельства о постановке на налоговый учёт;
  • Реквизиты документов-приложений к заявлению и квитанции об оплате госпошлины;
  • Подпись ИП и печать (при наличии).

За это время лицензирующий орган примет заявление или вернёт, если пакет документов неполный. В случае возврата придёт электронный документ или заказное письмо, и в течение 30 дней нужно будет устранить нарушения.

5

Реестровая модель лицензирования

Лицензия даёт право легально вести деятельность, но не избавляет от жёстких законодательных требований и дальнейшего контроля. Будьте готовы к плановым и внеплановым проверкам.

Лицензирующий орган утверждает график плановых проверок на год вперёд и, как правило, вывешивает его на свой сайт. Компании, попавшие в график, получают уведомление заказным письмом за 3 рабочих дня до начала проверки.

ИП и ООО столкнутся с плановой проверкой, если:

О внеплановых проверках компанию могут не предупредить, и это законно. Поводами могут стать:

  • не устранённые в срок нарушения лицензионных требований;
  • заявления в лицензирующий орган о грубых нарушениях;
  • поручение провести проверку от Президента или Правительства РФ;
  • просьба (в виде заявления) самого ИП или ООО провести внеплановую проверку, чтобы продемонстрировать досрочное устранение нарушений.

От выбранных кодов ОКВЭД не зависит ваша система налогообложения, величина налогов и количество сдаваемой отчетности. Особое внимание на основной код ОКВЭД нужно обратить ИП, кто планирует нанимать работников. С зарплаты сотрудников отчисляются страховые взносы в различные фонды. Фонд социального страхования назначает ставку взносов «на травматизм» исходя из основной деятельности. Чем более рискованным будет вид деятельности по ОКВЭД, тем выше окажется тариф взносов. ООО самостоятельно ежегодно подтверждают в ФСС основной вид деятельности. Если подтверждение не отправить до 15 апреля следующего года, тогда фонд назначит самую высокую ставку взносов исходя из всех ОКВЭДов, указанных при регистрации.

Все неприятности начинаются с проверки, вот и в этом случае Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору провела проверку ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» на предмет соблюдения лицензионных требований на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

В ходе проверки были выявлены нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В штате предприятия отсутствуют как минимум 3 эксперта, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых работа в этой организации является основной.

Выявленные нарушения и послужили основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с выводами проверки, предприятие обратилось в арбитражный суд. Предприятием пройдены все судебные инстанции, результатом стало только уменьшение суммы штрафа до 100 000 руб.

Основным доводом предприятия являлось то, что оно не осуществляло лицензируемый вид деятельности и как следствие отсутствовало само событие административного правонарушения.

Новые изменения в порядке лицензирования отдельных видов деятельности

Если на предприятии имеется несколько лицензий, проверьте необходимость их использования в деятельности предприятия.

Не забывайте, что лицензии стали бессрочными и прекратить их действие можно только путем подачи заявления в уполномоченный орган.

В противном случае необходимо соблюдать все условия лицензирования чтобы не получить солидный штраф.

Написать комментарий

      Нарушителей ждут административные, налоговые или уголовные санкции:

      1. Административная ответственность

      Осуществление предпринимательской деятельности без разрешения грозит ответственностью по ст. 14.1 КоАП РФ. Юрлицу придется заплатить штраф до 50 тыс. руб., должностным лицам — до 5 тыс. руб., гражданам — до 2,5 тыс. руб. У вас также могут конфисковать изготовленную продукцию, орудия производства и сырья.

      1. Налоговая ответственность

      Некоторые виды деятельности освобождены от налогообложения (ст. 149 НК РФ). Если вы занимаетесь ими без лицензии, то придется заплатить подоходный налог за все операции.

      1. Уголовная ответственность
      Пункт статьи Вид правонарушения Установленные санкции
      2 Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна. Наложение административного штрафа:
      • на граждан — в размере от двух до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
      • на должностных лиц — от четырёх до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
      • на юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
      3 Нарушение условий, предусмотренных лицензией. Предупреждение или наложение административного штрафа:
      • на граждан — в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
      • на должностных лиц — от трёх до четырёх тысяч рублей;
      • на юридических лиц — от тридцати до сорока тысяч рублей.
      4 Деятельность с грубым нарушением условий, установленных лицензией. Наложение административного штрафа:
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырёх до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
      • на должностных лиц — от пяти до десяти тысяч рублей;
      • на юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      Помимо ст. 14.1 КоАП РФ, санкции за работу без лицензии предусмотрены ещё несколькими статьями КоАП, относящимися к отдельным направлениям деятельности. Для бизнеса в сфере защиты информации это ст. 13.12 и ст. 13.13, для торговли алкогольными напитками — ст. 14.17.

      Работа без лицензии влечёт не только административное, но и уголовное наказание, предусмотренное ст. 171 УК РФ. Такое наказание применяют, если в результате работы предпринимателя без получения лицензии причинён крупный ущерб физическим и юридическим лицам или государству. В качестве санкций по данной статье предусмотрен как штраф, так и обязательные работы или арест до шести месяцев.

      Если ИП решил осуществляет деятельность без разрешительных документов, то ему грозит административное наказание по ст. 14.1 КоАП РФ. Если ИП в результате своей деятельности причинил ущерб государству или получил доход в крупном размере, то он может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с санкцией ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

      Этот простой, на первый взгляд, процесс скрывает в себе немало нюансов и «подводных» камней. Поэтому во избежание ошибок и штрафных санкций со стороны государства, лучше всего доверить его осуществление опытным и квалифицированным юристам. Они помогут собрать и оформить все документы, проследят за соблюдением срока рассмотрения, в результате чего можно будет получить лицензию и начать осуществление предпринимательской деятельности в строгом соответствии с нормами законодательства.

      В Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 перечисляются органы исполнительной власти, уполномоченные на федеральном уровне решать вопросы о лицензировании определенных направлений деятельности:

      • Федеральная служба безопасности;
      • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
      • Федеральная налоговая служба;
      • Министерство промышленности и торговли России;
      • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
      • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
      • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
      • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
      • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
      • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
      • Федеральное агентство воздушного транспорта;
      • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
      • Федеральная миграционная служба;
      • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
      • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
      • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
      • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
      • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
      • Министерство культуры РФ;
      • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

      Каждый из нас периодически сталкивается с необходимостью оказания какой-либо услуги другим людям. Например, девушки нередко делают друг другу прически за символическую оплату, однако расценивать такую деятельность как предпринимательство нельзя, ведь постоянного дохода единичный случай продажи товара (скажем, привезенного из-за рубежа платья) или оказанная услуга (к примеру, починка сантехники) не образуют.

      Другими словами, продажа ограниченного количества товара, да еще и при нешироком ассортименте, точно так же как и случайное оказание услуг к систематическому получению прибыли не приводят.

      Согласно 2 статье ГК, под предпринимательством следует понимать деятельность, осуществляемую самостоятельно и на свой риск. Цель данной деятельности – получение систематического дохода.

      Признаки предпринимательства даны в письме ФНС от 18.03.2010 №20-14/2/028463. Это:

      • Изготовление или приобретение товаров или имущества с целью получения впоследствии прибыли (например, покупка жилья или транспорта);
      • Ведение учета операций, то есть наличие документации, в которой отражена деятельность организации;
      • Наличие взаимосвязи между отдельными действиями определенного физлица за период времени, соотносимый с ведением ним предпринимательской деятельности;
      • Систематический характер деятельности.

      Понятие образовательной деятельности раскрывается в статье 21 ФЗ №273. В неё входят процессы обучения и воспитания. Все образовательные методики и программы разрабатываются с учётом возрастных категорий детей и взрослых. Действующее законодательство позволяет заниматься образовательной деятельностью государственным, коммерческим и общественным организациям, а также ИП только при наличии у них лицензии.

      1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

      • предоставление лицензий;
      • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
      • приостановление действия лицензий;
      • возобновление действия лицензий;
      • аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона);
      • ведение реестра лицензий;
      • контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

      Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

      2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

      • Грузовые и пассажирские перевозки автомобильным (за исключением деятельности такси), железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом
      • Погрузочно-разгрузочные работы и буксировка транспорта
      • Охранная и детективная (сыскная) деятельность
      • Образование детей и взрослых
      • Производство лекарств и медицинской техники
      • Деятельность в сфере медицины и фармацевтики
      • Производство и реализация алкоголя
      • Клиринговая и страховая деятельность
      • Деятельность кредитных организаций и НПФ
      • Торги и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
      • Деятельность в области космоса и атомной энергетики
      • Деятельность по защите государственной тайны
      • Деятельность, связанная с шифровальными и специальными техническими средствами для негласного получения информации, защита конфиденциальной информации
      • Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем
      • Услуги связи, телевещания, радиовещания
      • Производство и продажа специальной полиграфической продукции, защищенной от подделок
      • Производство, испытание, ремонт авиатехники
      • Деятельность, связанная с вооружением, боеприпасами, военной техникой
      • Легальный оборот наркотиков и психотропных веществ
      • Проведение азартных игр через букмекерские конторы и тотализаторы
      • Заготовка, хранение, переработка, реализация металлического лома
      • Управление многоквартирными домами
      • Экспертиза промышленной безопасности
      • Эксплуатация производственных объектов повышенной опасности (взрыво-, пожаро- и химически опасных)
      • Обезвреживание, сбор, транспортировка отходов, относящихся к I — IV классам опасности
      • Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения
      • Деятельность по использованию источников ионизирующего излучения
      • Тушение пожаров, монтаж, ремонт и техобслуживание средств пожарной безопасности
      • Использование возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО
      • Трудоустройство российских граждан за рубежом
      • Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях
      • Геодезическая и картографическая деятельность, гидрометеорология и геофизика, маркшейдерские работы
      • Сохранение объектов культурного наследия.

      Чаще всего индивидуальные предприниматели из этого списка выбирают грузоперевозки, перевозки пассажиров, медицинскую и образовательную деятельность, частный сыск. Остальные лицензируемые виды деятельности 2021 года требуют или организационно-правовой формы юридического лица, или крупных финансовых вложений.

      Попробуйте наш калькулятор банковских тарифов:

      Передвигайте «ползунки», раскройте и выберите «Дополнительные условия», чтобы Калькулятор подобрал для Вас оптимальное предложение по открытию расчетного счета. Оставьте заявку и Вам перезвонит менеджер банка: проконсультирует по тарифу и зарезервирует расчетный счет.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *