- Семейное право

Налоговый кодекс РФ 2021 часть 2 последняя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс РФ 2021 часть 2 последняя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

2. Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, а также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи), осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией, и совершаемых в течение периода проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленного частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ)

Положения п. 2 ст. 143 применялись до 01.01.2017 (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

3. Не признаются налогоплательщиками UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). (в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 101-ФЗ, от 20.04.2021 N 101-ФЗ)

Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2)

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ)

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. (в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения: (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования; (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ)

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ)

1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде; (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

2) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание; (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта; (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство), места жительства физического лица, если иное не предусмотрено абзацами тринадцатым — семнадцатым настоящего подпункта. Положение настоящего подпункта применяется при: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 21.07.2014 N 238-ФЗ, от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса; (в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 19.07.2011 N 245-ФЗ, от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

Абзацы второй — третий — Исключены. (в ред. Федерального закона от 28.12.2001 N 179-ФЗ)

медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 25-ФЗ)

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения); (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N 318-ФЗ)

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся: (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса;

которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса;

которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. (в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 255-ФЗ)

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ)

2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 18.07.2011 N 227-ФЗ)

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 29.11.2007 N 284-ФЗ, от 03.08.2018 N 303-ФЗ)

1. Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

В аналогичном порядке определяется налоговая база при реализации залогодержателем в установленном законодательством Российской Федерации порядке предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю. (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

2. На операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 (действующая редакция)

    • Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационном центре «Сколково»

    • Федеральный закон от 29.06.2012 N 96-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 03.04.2002 N 311

      «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам налогообложения»

    • Указ Президента РФ от 05.12.2001 N 1408

      «О признании утратившими силу Указов Президента Российской Федерации в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию

      «О бюджетной политике на 2002 год»

    Все документы >>>

    • Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 138 (ред. от 09.09.2021)

      «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «Гознак» на утилизацию наградной продукции, не используемой в ходе реализации государственной наградной политики»

    • Постановление Правительства РФ от 30.08.2021 N 1446

      «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

    • Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2021 N 2393-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 15.10.2020 N 2662-р»

    Все документы >>>

    • Письмо ФНС России от 13.09.2021 N БС-4-11/12938@

      «По вопросу заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)»

    • Информация Минэкономразвития России

      «О средней цене на нефть сорта «Юралс» за август 2021 года»

    • Информация Минэкономразвития России

      «Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья, на период с 1 по 31 августа 2021 года»

    Все документы >>>

    В силу новой редакции статьи 346.12 НК РФ, право применения упрощенной системы налогообложения есть у организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ.

    Статьей 346.13 НК РФ в новой редакции установлено, что налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если:

    • его доходы по итогам отчетного (налогового) периода превысили 200 млн рублей (ранее — 150 млн рублей);
    • средняя численность его работников превысила 130 человек (ранее — 100 человек).

    Определены особенности применения УСН налогоплательщиками, чьи доходы за отчетный (налоговый) период превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей, и средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек.

    В статье 346.20 указано, что следует применять повышенную налоговую ставку в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения:

    • 8% — для объекта «доходы»;
    • 20% — для объекта «доходы минус расходы».

    Если превышения допущены в I квартале календарного года, то повышенная налоговая ставка применяется в течение всего налогового периода.

    Нормами статьи 346.18 НК РФ установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов налогоплательщика, который применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», превышает сумму доходов, то применительно к этому периоду налоговая база принимается равной нулю.

    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

    С 01.01.2021 упразднена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (статья 346.26, статья 346.27, статья 346.28, статья 346.29, статья 346.30, статья 346.31, статья 346.32, статья 346.33) утратила силу. Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ установлены переходные положения для налогоплательщиков, применявших ЕНВД.

    В новой редакции статьи 346.43 НК РФ указано, что:

    Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, установленных пунктом 6 статьи 346.43 НК РФ.

    В статье расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, а также изменены наименования некоторых ранее разрешенных видов деятельности.

    Изменился перечень видов деятельности, в отношении которых нельзя применять патентную систему налогообложения, в него, в том числе, вошли:

    • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 кв. метров;
    • оптовая торговля, а также торговля, осуществляемая по договорам поставки;
    • деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
    • деятельность по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
    • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. метров;
    • услуги по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
    • деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.

    Исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Установлены особенности определения размера потенциально возможного годового дохода до дня вступления в силу закона субъекта РФ, устанавливающего указанные размеры.

    Новой редакцией статьи 346.49 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный месяц, за исключением случаев, когда патент выдан на иной срок.

    В статье 346.51 НК РФ определены условия, при соблюдении которых налогоплательщики вправе уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет средств работодателя, а также на суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.

    С 1 января 2022 года страхователи, которые вправе применять освобождение от НДС по услугам общепита, могут использовать пониженные тарифы взносов, даже если среднесписочная численность работников больше 250 человек. Это 15-процентный тариф для малого и среднего бизнеса (МСП).

    Соответствующие поправки внесены в статью 427 НК РФ – новый пункт 13.1.

    По акцизам уточнили порядок определения расчетной стоимости и установления максимальной розничной цены табачных изделий и применения налогового вычета по акцизам на виноград.

    Утверждены ставки акцизов на 2024 год (ст. 193 НК РФ). Как отмечают чиновники, относительно 2023 года повышение составляет около 4 процентов с учетом прогнозируемой инфляции.

    По налогу на прибыль Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ внес немало поправок.

    Перенос убытков

    Ограничение в 50% на учет убытков прошлых лет продлено до 31 декабря 2024 года (п. 2.1 ст. 283 НК РФ).

    Напомним, с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года налоговая база за текущий период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%. Указанное ограничение не распространяется только на налоговые базы, к которым применяются пониженные ставки по налогу на прибыль.

    Сроки уплаты налога для организаций культуры

    Организациям культуры дали право в связи с эпидемией коронавирусной инфекции заплатить налог на прибыль за 2020 и 2021 годы не позднее 28 марта 2022 года (п. 6 ст. 287 НК РФ).

    Авансовые платежи за эти периоды платить не нужно.

    Для такой льготы по переносу сроков уплаты основная деятельность по коду в ЕГРЮЛ на 31.12.2020 должна быть:

    • творческая;

    • в области искусства и организации развлечений;

    • деятельность библиотек, архивов, музеев и т. д.

    Для владельцев исключительных прав

    В статье 284 НК РФ прописано право регионов вводить пониженные ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, для тех, кто занимается предоставлением по лицензионному договору прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

    Поправки вступают в силу со 2 августа 2021 года.

    Кроме того, к расходам на НИОКР отнесены затраты на покупку исключительных прав на изобретения, полезные модели, промобразцы, ПО для ЭВМ по договору об отчуждении исключительных прав, а также прав на использование таких объектов по лицензионному договору.

    Амортизация ОС

    Уточнили правило, по которому первоначальная стоимость ОС меняется при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации объектов.

    С 1 января 2022 года первоначальная стоимость объектов основных средств при их реконструкции, достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации изменяется вне зависимости от остаточной стоимости (п. 2 ст. 251 НК РФ).

    Обратите внимание: если при реконструкции, модернизации и т.д. срок полезного использования объекта не увеличился, то применяется амортизационная норма по первоначальному сроку полезного использования.

    Вторая часть Налогового кодекса РФ (НК РФ часть 2)

    С 1 января 2022 года гражданам разрешили не сдавать налоговую декларацию 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества.

    Что это значит?

    Внесены изменения в статью 229 Налогового кодекса.

    Они отменяют обязанность физлиц отчитываться в налоговую при продаже:

    • недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 000 000 рублей;

    • иного имущества (транспорта, гаражей и т.д.) – до 250 000 рублей.

    Значит, если доход от продажи недвижимости меньше, чем установленный налоговый вычет по НДФЛ, то декларацию 3-НДФЛ можно не подавать.

    Нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2021 года.

    С 1 января 2022 года субъекты РФ больше не вправе устанавливать сроки уплаты налога на имущество компаний и авансовых платежей по нему.

    Сроки по Налоговому кодексу установлены для всех (новая ред. п. 1 ст. 383 НК РФ):

    • для налога – не позднее 1 марта следующего года;

    • для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Еще важное по налогу на имущество:

    • налог на недвижимость, которая облагается по кадастровой стоимости, будет взиматься так же, как транспортный и земельный налоги. То есть организация сама рассчитывает и платит налог, а инспектор присылает сообщение об исчисленной сумме. Декларацию подавать не нужно;

    • если имущество уничтожено, налог можно не платить с первого числа соответствующего месяца. Нужно будет подать заявление.

    Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

    1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

    С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

    2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

    С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

    3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

    С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

    4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

    промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

    5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

    С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

    Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

    Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

    • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
    • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
    • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

    Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

    6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

    С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

    1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

    Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

    Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

    Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

    2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

    Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

    С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

    • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
    • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
    • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
    • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

    При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

    Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

    Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

    3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

    Основной список состоит:

    • из справки 2-НДФЛ — для подтверждения доходов и уплаченного налога;
    • платежек, обосновывающих расходы.

    С учетом разновидностей сделок налоговики могут также потребовать следующие пакеты документов (подп. 7 п. 3 ст. 220 НК РФ).

    Если покупается дом:

    • договор на приобретение дома;
    • обоснование его принадлежности физлицу.

    Если приобретена квартира:

    • договор покупки;
    • подтверждение факта владения.

    Если квартира куплена по ДДУ:

    • ДДУ;
    • передаточный акт (письмо Минфина России от 08.07.2016 № 03-04-05/40267).

    ВАЖНО! Если опекун несовершеннолетнего пользуется его частью на вычет, нужно также приложить заключение из органов опеки, свидетельствующее об опеке (попечительстве).

    Перечень бумаг в этом случае следующий:

    • кредитный контракт (с графиком платежей);
    • банковская справка о погашении процентов (оригинал).

    ВАЖНО! Справка оформляется банком по запросу физлица.

    Подробнее о документах, необходимых для вычета, читайте в статье «Документы на налоговый вычет при покупке квартиры в 2020 — 2021 годах».

    Вычет по расходам на покупку недвижимости (в т. ч. по процентам за ипотеку) можно вернуть как через ИФНС (подав туда декларацию по окончании года покупки), так и по месту работы. Вычет по месту работы дает возможность не дожидаться завершения года, в котором возникло право на вычет. Перечень же документов при этом минимален:

    • договор, из которого виден предмет сделки;
    • документ, указывающий на принадлежность объекта физлицу;
    • заявление, подтверждающее право на возмещение НДФЛ из зарплаты.

    О том, какой документ с 2016 года стал обязательным для подтверждения права собственности, читайте в материале «Чиновники напомнили, чем теперь подтверждать вычет на покупку квартиры».

    Эти документы направляются в ИФНС, которая, в свою очередь, в течение 30 дней с даты их отправки оформляет уведомление о возможности получения вычета. Эту бумагу вместе с заявлением на получение вычета физлицо отдает на работе сотруднику, ответственному за начисление зарплаты. С этого времени работодатель перестает удерживать НДФЛ с дохода заявителя.

    ВАЖНО! Необходимо ежегодно запрашивать в ФНС подтверждение вычета. Для этого представляют заявление и справку 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 22.04.2015 № 03-04-05/23108).

    Бывает, что физлицо числится не в одной компании. В этом случае можно попросить о возмещении по каждому из мест работы. Такая возможность закреплена в п. 8 ст. 220 НК РФ. При этом необходимо прописать суммы распределения возмещения по всем местам работы, с учетом чего инспекция сформирует уведомления для каждого работодателя.

    Пример

    Круглов А. С. числится в 2 компаниях. В апреле 2020 года он приобрел в собственность квартиру и решил получить возврат налога по каждому из мест работы. Круглов подал работодателям заявления с указанием дробления вычета — 1 500 000 и 500 000 руб.

    ВАЖНО! Сотрудник не получит на работе возврат за предыдущие периоды. Возврат вычета за прошлые годы осуществляется только через ИФНС (письмо Минфина России от 20.07.2015 № 03-04-05/41417).

    Об особенностях предоставления вычета, обращение за которым произошло не в начале года, читайте в статье «Как предоставить имущественный вычет, если работник обратился за ним не с начала года?».

    Налоговый кодекс часть 2 (НК РФ ч. 2) 2021, 2020

    Подобный вид займа не подпадает под термин «целевой кредит», а значит, и проценты по нему не формируют сумму для возмещения. Это заключение также вытекает из комментариев Минфина России от 25.03.2011 № 03-04-05/7-187.

    Что делать с неиспользованным возмещением по процентам нового ипотечного контракта, если лимит в 3 000 000 руб. не был исчерпан?

    Оставшаяся часть сгорает и не учитывается по новым ипотекам по причине того, что этот тип возмещения действует только на 1 единицу имущества (п. 8 ст. 220 НК РФ).

    ВАЖНО! Основной вычет используется до момента достижения предусмотренной НК РФ предельной величины в 2 000 000 руб.

    Если 2-я квартира появилась после 2014 года, возмещение будет. Подобный вывод содержится в пояснениях фискальных служб (письмо ФНС России от 21.05.2015 № БС-4-11/8666).

    Пример

    В 2013 году Волков Б. В. обзавелся квартирой, а за 2014–2016 годы на основании декларации налоговики возместили ему НДФЛ в сумме 260 000 руб. В 2021 году у него появилась 2-я квартира (взял ипотеку). С 2021 года Волков может спокойно претендовать на возврат по процентам в рамках кредитного контракта.

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    Федеральный кодифицированный закон №146 (Налоговый кодекс РФ) был принят в 1998, а начал действовать в 1999 году. Однако вступал он в законную силу постепенно, на протяжении почти десяти лет. Последовательность вступления была следующей.

    1. Часть первая целиком начала действовать с 1 января 1999 года. Страна получила нормативный документ, в котором были определены виды налогов, принципы отмены ранее существовавших платежей, контроль и ответственность налогоплательщиков.
    2. Четыре главы части №2 начали действовать ровно через два года после принятия НК РФ, то есть 1 января 2001 года. С этого момента получили юридическое определение три вида налоговых платежей – единый социальный, на добавленную стоимость, для физлиц. В это же время появилось и описание акцизов, как вида обязательного платежа в бюджет государства.
    3. Главы 25, 26, 27 начали действовать с 2002 года. Так были определены налоги на прибыль организаций, с продаж и добычу полезных ископаемых. Кроме того, был введен единый сельхозналог.
    4. Транспортный и единый налог на вменённый доход были введены с начала 2003 года. Тогда же появилась и система упрощённого налогообложения. В середине 2003 года были введены платежи при разделе продукции.
    5. Доходы с игорного бизнеса стали отдельным предметом налогообложения с 01.01.2004 года. Тогда же были введены платежи за пользование биоресурсами на суше и в воде.
    6. С 2005 года начали действовать нормативы, регламентирующие взимание земельного и водного налогов, а так же уплату госпошлины.
    7. Последним нововведением Налогового кодекса стали нормы налогообложения имущества, находящегося в собственности физлиц. Это произошло 1 января 2015 года.

    Налоговый кодекс России можно считать одним из наиболее динамично развивающихся законов. И это понятно, ведь любые платежи, пополняющие государственный бюджет, должны вводиться последовательно для того, чтобы экономическая система страны могла адаптироваться к новым расходам. Кроме того, сама система пополнения бюджета государства должна обладать мобильностью, своевременно реагируя на социальные, политические и экономические изменения.

    Поправки в Налоговый кодекс: что принес ФЗ от 02.07.2021 № 305?

    ФЗ №146 (НК РФ) представляет собой базовый документ законодательства о налогах и сборах РФ. Он определяет характер и специфику налоговых правоотношений.

    Объектами таких взаимоотношений являются сами налоги и сборы, обязательные к уплате в соответствии с нормами действующего законодательства. Субъектами данной категории права являются лица, обязанные производить оплату, а так же государство, представляемое специально уполномоченными органами и людьми, занимающими определённые должности (ст. 9 НК). В последнем случае к субъектам относятся:

    • территориальные подразделения налоговой инспекции;
    • таможенные органы;
    • соответствующие структуры исполнительной государственной и муниципальной власти.

    Субъекты налогового законодательства производят перевод на государственный счёт денег для осуществления регулярных и разовых платежей (ст. 8). Регулярными платежами являются налоги, соответствующие доходу от собственности и экономической деятельности и обязательные страховые сборы. Платежи не регулярного характера взимаются с разовых продаж, а так же действий. К последней категории относятся пошлины. Кроме того, НК РФ регулирует и акцизные платежи.

    Налоговый кодекс относится к тем документам, которые состоят из двух частей. Первая, общая, предназначена для того, чтобы создать правовую базу для обеспечения законности взимания налогов и других платежей с физических и юридических лиц. Эта база состоит из описания:

    • категорий налогов, взносов и сборов;
    • особенностей налогообложения в разных ситуациях;
    • прав и обязанностей плательщиков;
    • прав и обязанностей госорганов, осуществляющих взимание платежей и контроль исполнения обязанностей налогоплательщика;
    • перечня объектов налогообложения;
    • порядка проведения контроля и мониторинга;
    • методов определения доходов;
    • правонарушений, связанных с обязательными платежами в государственный или муниципальный бюджет.

    Основываясь на этих нормативах, физические и юридические лица обязаны осуществлять регулярные или разовые платежи по категориям, описанным во второй части. Кроме регламентации порядка осуществления платежей по различным видам налогам, акцизам и сборам, вторая часть НК России содержит описание специальных режимов, представляющих собой особые системы налогообложения. К таковым относятся системы:

    • упрощённая;
    • сельскохозяйственная;
    • патентная;
    • при разделе продукции;
    • единого налога на вменённый доход.

    Таким образом, НК РФ призван сочетать в себе две функции. Он обеспечивает регулярные поступления денег в бюджеты государственных и муниципальных образований разного уровня. Одновременно он создаёт правовую базу, позволяющую налогоплательщикам обеспечивать себе защиту от произвольных действий субъектов, обязанных взимать платежи и контролировать их соответствие действительности.

    Кодекс устанавливает легальную систему налогов и сборов, определяет общие принципы налогообложения и взимания сборов в государстве.

    Налоговым кодексом регулируются властные императивные отношения в сфере установления, введения и взимания обязательных платежей, отношения, складывающиеся в процессе проведения налогового контроля, отношения по обжалованию действия или бездействия, актов и решений налоговых органов, отношения в сфере привлечения к ответственности за нарушения предусмотренных НК РФ норм и правил.

    НК РФ не регулирует отношения, касающиеся таможенных сборов, страхования по общему правилу. Он может распространяться на них, если только это прямо указано в законе.

    Отношения, регламентируемые НК РФ, строятся на основе подчинения, метод регулирования – императивный.

    Кодексом установлены начала и принципы осуществления налоговых правоотношений:

    • Каждый обязан уплачивать налоги сборы, как это предусмотрено конституционными нормами;
    • Налогообложение зиждется на признании равенства налогоплательщиков;
    • Обязанность уплачивать налоги всеобщая;
    • Необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате установленного налога;
    • Недопустимо устанавливать налоги и сборы на основе дискриминации;
    • Не допускаются дифференцированные ставки;
    • Все установленные обязательные платежи необходимо экономически обосновывать;
    • Недопустимо устанавливать обязательные платежи, которые препятствуют реализации конституционных прав, нарушают экономическое пространство, ограничивающее свободу перемещения по государственной территории самих налогоплательщиков, их денег и продуктов их деятельности,
    • Недопустимо налогами ограничивать экономическую деятельность субъектов налогообложения;
    • Нормы об обязанности уплаты налога / сбора должны строиться таким образом, чтобы налогоплательщик понимал, сколько, когда и как ему нужно платить;
    • Сомнения и противоречия должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.

    Упрощенная система налогообложения. Новое с 2021 года

    При выплате купона эмитентом налоговый агент удерживает налог с полной суммы поступившего дохода[ii]. Ставка налога[iii] при выплате купонов для резидентов РФ зависит от суммы налоговой базы (НБ) по доходам по операциям с ценными бумагами (ЦБ) и по операциям с производными финансовыми инструментами (ПФИ), рассчитанной с начала налогового периода (01.01) по дату выплаты купона:

    Налоговые базы по операциям клиентов Брокера определяются как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, с учетом особенностей, установленных статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.9 НК РФ, применяемых при расчете соответствующих налоговых баз.

    С 01.01.2021 упразднена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Глава 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (статья 346.26, статья 346.27, статья 346.28, статья 346.29, статья 346.30, статья 346.31, статья 346.32, статья 346.33) утратила силу. Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ установлены переходные положения для налогоплательщиков, применявших ЕНВД.

    Нормами статьи 362 НК РФ в новой редакции определено, что исчисление транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства будет прекращено на основании заявления налогоплательщика. Исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства на основании заявления, вместе с которым налогоплательщик вправе предоставить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения. Заявление и документы налогоплательщики передают непосредственно в ИФНС или через МФЦ. Указано, что:

    С 2021 года также возможен перерасчет земельного налога или налога на имущество физлиц за предыдущие налоговые периоды, если он связан с уменьшением кадастровой стоимости объекта налогообложения. Соответствующие поправки внесены в п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ. Например, если кадастровая стоимость снизилась в связи с:

    • порядок налогообложения доходов иностранных организаций – пайщиков от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ, по принадлежащим им инвестиционным паям пропорционально доле в праве общей собственности на имущество фонда; а именно – приравнял данный вид дохода к дивидендам;
    • к доходам инофирм от источников в РФ относятся доходы от реализации (в т. ч. погашения) инвестиционных паев закрытых ПИФов, относящихся не только к категориям рентных фондов и фондов недвижимости, а также к комбинированным и иным фондам, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимости, находящейся на территории России.

    Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
    Статья 27. Законный представитель налогоплательщика
    Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации
    Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика

    Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета
    Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, пеней, штрафа
    Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
    Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
    Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
    Статья 135.2. Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
    Статья 136. Порядок взыскания с банков штрафов и пеней

    2. В случае, если доходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, номинированы в иностранной валюте, такие доходы в целях настоящего пункта пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения дохода.

    При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте Российской Федерации в банках, находящихся на территории Российской Федерации, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

    Бывает, что физлицо числится не в одной компании. В этом случае можно попросить о возмещении по каждому из мест работы. Такая возможность закреплена в п. 8 ст. 220 НК РФ. При этом необходимо прописать суммы распределения возмещения по всем местам работы, с учетом чего инспекция сформирует уведомления для каждого работодателя.

    Эти бумаги подают в налоговый орган, после чего начинается камеральная проверка, которая длится 3 месяца (ст. 88 НК РФ). По окончании указанного срока ИНФС в течение еще 1 месяца выносит решение о возврате или невозврате НДФЛ. Если решение принято в пользу заявителя, то осуществляется перевод средств физлицу.

    • в ходе мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
    • физлицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок дисквалификации не истек ранее даты подачи отчётности;
    • дата смерти физлица наступила ранее даты подписания декларации (расчета) его усиленной квалифицированной электронной подписью (о смерти есть сведения в Едином госреестре записей актов гражданского состояния);
    • в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора/страховых взносов, налогового агента) и подписавшего декларацию (расчет), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о нём ранее даты сдачи отчётности;
    • в отношении организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (реорганизация/ликвидация/исключение по решению регистрирующего органа) ранее даты сдачи отчётности;
    • декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям (п. 5.3 ст. 174 НК РФ) или в расчете по взносам есть ошибки (например, показатели по физлицам не совпадают с общей суммой) (п. 7 ст. 431 НК РФ).
    • уточнил перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения подоходным налогом;
    • определил особенности освобождения от НДФЛ доходов от продажи недвижимости, приобретенной по договорам долевого строительства;
    • уточнил порядок исчисления минимального предельного срока владения жилым помещением в случае его продажи (дополнен п. 2 ст. 217.1 НК РФ);
    • уточнил порядок обложения НДФЛ дивидендов, которые российская компания выплатила иностранной, а физлицо признало в декларации (новый подп. 1.1 п. 1 ст. 208 НК РФ с 2021 г.);
    • освободил от налогообложения доходы в натуральной форме при предоставлении во временное пользование жилых помещений и/или питания работникам медорганизаций, организаций соцобслуживания, если такие лица выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией;
    • с 01.01.2021 освобождение от НДФЛ оплаты проезда в отпуск и провоза багажа для работников из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей привели в соответствие с нормами по страховым взносам. Так, если отпуск за границей, должна не облагаться стоимость проезда до пункта пропуска через границу, в т. ч. международного аэропорта.

    Ряд российских организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, производят учет доходов, полученных от реализации товаров, при помощи онлайн-касс. Согласно внесенным в НК РФ изменениям, представители бизнеса вышеуказанной категории от составления и подачи декларации по УСН будут освобождены.

    В течение 2021 г. в России было принято несколько федеральных законов, согласно которым в НК РФ внесен ряд изменений. Новшества в области фискальной политики государства вступят в силу с 1 января 2021 г. Специально для представителей бизнеса, желающих эффективно применить методы финансовой аналитики в ходе разработки стратегии управления корпоративным бюджетом на предстоящий год, ключевые изменения в НК РФ будут освещены ниже.

    Кодекс построен так, что каждому виду налогов посвящена отдельная глава. В главах НК также устанавливается порядок исчисления и уплаты госпошлины. Отдельной главой НК РФ также регулируются вопросы о начислении налогов за пользования объектами водных биологических ресурсов, объектами животного мира.

    • о налоге на добавленную стоимость;
    • акцизы, налог на доходы физических лиц,
    • единый социальный налог,
    • налог на прибыль организаций,
    • налог с продаж,
    • налог на добычу полезных ископаемых,
    • единый сельскохозяйственный налог,
    • транспортный налог,
    • водный налог,
    • единый налог на вменённые доходы.

    Форма справки, предназначенная для представления в налоговый орган, иная. Она включает общую часть, три раздела и Приложение. В общей части отражаются данные о налоговом агенте, в разделе 1 – данные о физическом лице – получателе дохода, в разделе 2 – суммы дохода и налог, в разделе 3 – налоговые вычеты, в Приложении – сведения о доходах и вычетах по месяцам налогового периода. Особенностью справки является то, что при выплате физическому лицу доходов, облагаемых НДФЛ по разным ставкам, разделы 1, 2, 3 и Приложение заполняются отдельно для каждой ставки.

    1 января 2021 г. вместо действующей в настоящее время ставки НДС 18 % вводится ставка 20 %. Отметим, что Федеральным законом № 302-ФЗ расширен перечень товаров, реализация которых облагается по ставке 0 %. Так, с 01.10.2021 к ним будут относиться товары, вывезенные с территории РФ на территорию государства – члена Евразийского экономического союза, в случаях, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2021. К членам ЕАЭС относятся Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *