- Семейное право

Отчет по 223 ФЗ в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет по 223 ФЗ в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Формы отчетности отражают изменения, внесенные ранее в нормативно-правовые акты, касающиеся проведения закупок по Закону 223-ФЗ.

Напомним, что еще 3 декабря 2020 г. было принято Постановление Правительства № 2013, которое определило минимальную долю российских товаров при проведении закупок.

Новая форма предоставления отчетностим к тому же удобнее — она учитывает возможности ЕИС и объединяет в себе информацию как о конкурентных закупках, так и о закупках у едпоставщика, а также о тех закупках, сведения о которых составляют гостайну.

В новом ежемесячном отчете по Закону №223-ФЗ будет 4 раздела, один из которых — информация о заказчике — формируется автоматически. При заполнении других разделов следует быть внимательными, так как структура сведений и их детализация изменились.

Ежемесячная отчетность по 223-ФЗ: что изменится с 1 октября 2021 года

Всего в разделе 6 граф, помимо наименования предмета договора и общего количества договоров, можно отметить следующие моменты, связанные с заполнением отчетности.

Графа 3. Специальный трехзначный код закупки

В Постановлении прописаны номера кодов для разных случаев заключения договора. По разным кодам разнесены конкурентные закупки (код 110) и конкурентные закупки в электронной форме (код 120), а также закрытые закупки.

При этом отдельно в каждой категории выделены те конкурентные закупки, которые признаны несостоявшимися. В них, в свою очередь, выделяют разные коды заключения договора:

  • для случая, когда была подана только одна заявка и с подавшим ее участником заключен договор;

  • для случая, если все, кроме одной заявки, были отклонены, но с участником единственной оставшейся заявки также был заключен договор.

Отдельно выделены закупки у единственного поставщика и также, отдельно — те, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с ч. 15 ст. 5 Закона № 223-ФЗ.

К последним можно отнести в том числе:

  • те, которые содержат гостайну;

  • некоторые закупки в рамках гособоронзаказа, например, если их предметом является создание или модернизация вооружения или космической техники;

  • закупки в соответствии с перечнями, установленными нормативными актами Правительства РФ. К ним относятся закупки в сфере атомной энергетики, перевозки опасных грузов и другие.

Также по отдельному коду сдают отчетность по тем закупкам, в отношении которых такое решение принято заказчиком в соответствии с подпунктами 1–3 ч. 15 ст. 4 Закона №223-ФЗ, т.е в случаях, когда общая стоимость закупки не превышает 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей при общей годовой выручке заказчика более 5 млрд рублей), закупке некоторых финансовых услуг, договоров по отчуждению государственного и муниципального имущества или управлению им.

Графа 4. Уникальный номер реестровой записи.

Здесь следует учесть, что те договоры, которые не включаются в реестр договоров, заключенных заказчиками, не вносятся и в данную графу формы.

Это такие договоры, которые:

  • содержат гостайну;

  • не подлежат размещению в ЕИС в соответствии с НПА Правительства;

  • предмет относится к сфере изготовления банковских билетов и бланков, акцизных марок и пр.;

  • предмет относится к сфере использования атомной энергетики и космической деятельности;

  • предметом являются некоторые страховые услуги, связанные со страхованием инвестиционных рисков.

Следует также учесть, что цена договора и количество заключенных договоров указывается отдельно по всем кодам заключения договора из графы 3.

Суть этого раздела — предоставить сводные данные о квотируемой продукции, принятой заказчиком с выделением стоимостного объема товаров российского происхождения.

Для этого по каждому коду товара (графа 2) и для каждого наименования товара (графа 3) указываются:

  • размер минимальной доли закупок российских товаров для каждого товара и кода (графа 4);

  • информация о договорах поставки или договорах подряда/оказания услуг, если товары поставляются при их исполнении (графа 5);

  • общая стоимость (стоимостной объем) поставленных товаров для каждой строки (графа 6);

  • общая стоимость (стоимостной объем) поставленных товаров российского происхождения (графа 7).

Следует учитывать, что товарами российского происхождения для целей ПП № 2013 являются те, которые произведены не только в России, но и в странах ЕАЭС.

Профессиональная переподготовка

Специалист в сфере закупок

от 6 843 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

от 4 406 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

от 3 281 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

Бесплатно Подробнее

Профессиональная переподготовка

Эксперт в сфере закупок

от 7 031 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

от 3 656 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

от 4 593 руб Подробнее

Как отчитываются заказчики по 223-ФЗ

С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.

Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.

Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.

Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

  1. Предложение по предмету закупки.

  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.

Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.

☎ Связаться с нами!

4. Изменения в порядке закупок операторов по обращению с ТКО

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в закон № 223-ФЗ, устанавливающие, что при расходовании средств на закупки всеми лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами, нормы указанного закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Положения о закупках должны быть актуализированы, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок.

Ежемесячная отчетность заказчиков по 223-ФЗ: как заполнять в ЕИС

В отчет нужно включать все операции по приобретению каких-либо товаров или услуг заказчиком за прошедший месяц. При этом не имеет значения, был ли заключен на их поставку бумажный договор. В соответствии с действующим законодательством, договор в письменном виде может и вовсе отсутствовать, а факт соглашения между сторонами подтверждается иными документами, например, кассовым чеком, актом.

В отчете следует отразить все закупки, в том числе и малые, то есть стоимостью до 100 (500) тыс. рублей. Иногда заказчики этого не делают, считая, что раз извещение о закупке не нужно публиковать в ЕИС, то не следует включать ее и в отчет. Между тем это неверно — так считают в ФАС. Ведь в законе сказано, что заказчик должен отчитаться по всем заключенным контрактам. Это относится и контрактам, заключенным в результате малых закупок.

Да, нужно. Закон не предусматривает освобождения от обязанности отчитываться при отсутствии закупок.

Мы заключил контракт в ноябре, но оплата по нему будет произведена в декабре. В каком месяце следует включать в отчет эту закупку?

Все закупки включаются в отчет за тот период, в котором был заключен контракт. То есть в данном случае закупку следует отразить в отчете за ноябрь.

Санкций за представление недостоверных сведений в рассматриваемом отчете не предусмотрено. Однако при выявлении ошибки документ целесообразно подкорректировать. Таким образом, если даже есть подозрение, что отчет может содержать ошибки, следует опубликовать его в установленный срок «как есть». А потом уже внести в него исправления.

Какие санкции грозят за неразмещение отчета?

Если нарушен срок размещения отчета, то должностное лицо, допустившие это нарушение, будет наказано штрафом в размере 2–5 тыс. рублей. Самого заказчика оштрафуют на 10–30 тыс. рублей.

Если отчет вовсе не размещается, то должностное лицо может поплатиться штрафом в диапазоне 30–50 тыс. рублей, а заказчик — 100–300 тыс. рублей.

Годовая и ежемесячная отчетность заказчика по № 223-ФЗ

В личном разделе ЕИС выбирается пункт «Реестр отчетности по договорам». Далее нужно нажать «Создать отчетность». В появившийся форме нужно выбрать период и тип отчета и нажать кнопку «Начать формирование отчетности». Отражению подлежат данные о количестве и общей стоимость заключенных договоров.

Когда данные будут отражены, следует нажать «Завершить формирование отчетности». Таким образом, один тип отчета будет сформирован. Аналогично формируются остальные отчеты (всего их четыре). Когда все отчеты будут готовы, следует каждый из них проверить и опубликовать. После этого документы подписываются электронной подписью. Чтобы убедиться, что отчеты размещены, надо выйти из личного кабинета и поискать их среди опубликованных.

Что изменили

Суть изменений

Квоты на российские товары

Постановление Правительства от 03.12.2020 № 2013

Установили перечень товаров, для которых нужно выполнить минимальную долю закупок российской продукции. Всего в перечне 251 позиция.
Внесите изменения в положение о закупке и в план закупок

План закупок по 223-ФЗ

Постановление Правительства от 07.11.2020 № 1799

В план закупки на 2021 год нужно внести дополнительные сведения:

  • о количестве и единице измерения товара, который заказчик закупает в рамках строительного договора и принимает к бухучету в качестве объекта основных средств;
  • об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, которая предоставлена на реализацию национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов.

В остальном план закупки на 2021 год заполняйте по-прежнему.

Используйте новую форму плана закупки

Годовой отчет о закупках у МСП

Постановление Правительства от 09.12.2020 № 2058

Изменили форму годового отчета о закупках у МСП.

Дополнили перечень договоров, которые не нужно учитывать в общем объеме закупок у МСП: исключите закупки, которые проводили с 1 января 2020 года госкомпании, созданные на основании федерального закона. При этом цель закупки –реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. План утвердило Правительство 30.09.2018 года под номером 2101-р. Такие закупки не учитывают, если сработали два условия:
1) по результатам закупки заключили договор, предмет которого одновременно проектирование и строительство автомобильных дорог общего пользования федерального значения и отдельных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью;
2) компания установила в отношении участников закупки требование привлечь к исполнению договоров субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Используйте новую форму годового отчета о закупках у МСП

Реестр договоров по 223-ФЗ

Постановление Правительства от 07.11.2020 № 1799

Уточнили, когда нужно направлять сведения об исполнении договора.
Внесите в реестр:

  • сведения о том, что договор или его этап исполнен, и документы, которые оформили по результатам приемки исполнения;
  • информацию об оплате договора и подтверждающие документы.

Срок направления сведений – 10 календарных дней со дня приемки или оплаты.
Направляйте в реестр договоров дополнительные сведения:

  • о цене единицы товара, работы или услуги;
  • при закупке строительных работ – о товарах, которые принимаете к бухучету.

Новые правила ведения реестра договоров применяются к закупкам, извещения о которых размещены после 1 января 2021 года

С 2 января 2021 года

Заказчики по 223-ФЗ

Федеральный закон от 22.12.2020 № 443-ФЗ

Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами должны применять Закон № 223-ФЗ.

Скорректируйте положения о закупке и разместить их в ЕИС. На это есть 90 дней со дня вступления в силу закона

Штраф по 223-ФЗ

Федеральный закон от 22.12.2020 № 453-Ф3

За нарушение сроков оплаты по договорам с субъектами МСП заказчика привлекут к ответственности: должностное лицо заплатит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., юрлицо – от 50 000 до 100 000 руб.

Соблюдайте срок оплаты по договору с МСП – 15 рабочих дней с даты, когда подписали документы о приемке

С 1 апреля 2021 года

Закупки среди МСП

Федеральный закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ

1) Скорректировали порядок проведения электронного конкурса:

  • среди его этапов нельзя проводить квалификационный отбор участников;
  • сроки проведения каждого этапа надо указывать в документации, а не в извещении.

2) Электронный запрос предложений нужно проводить по тем же правилам, что и электронный конкурс. Подача окончательного и дополнительного ценового предложения не предусмотрена.
3) Установили требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки.
4) Предусмотрели исчерпывающий перечень документов, которые заказчик может требовать в составе заявки от участников – субъектов МСП.

Внесите изменения в положение о закупке

Что изменили

Суть изменений

С 27 ноября 2020 года

Закупки среди МСП

Постановление Правительства от 24.11.2020 № 1909

1) Участники закупки не должны декларировать в заявках свою принадлежность к субъектам МСП. Для подтверждения статуса достаточно сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а для
самозанятых лиц – информации на сайте ФНС.
Заказчик сам должен проверить, есть ли сведения об участнике на сайте ФНС или в реестре. Если сведений на этих ресурсах нет – откажите участнику в допуске к закупке или в заключении договора.
Эти правила действуют и при закупке с обязательным привлечением субподрядчиков из числа МСП. Требовать документы о подтверждении статуса нельзя.

2) На заключение договора с МСП отводится 20 календарных дней, а не 20 рабочих.

Учитывайте изменения в положении о закупке и в документации

Согласование закупки с комиссией по импортозамещению

Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2020 № 2446-р

В перечень товаров, которые нельзя закупать без согласования с комиссией по импортозамещению, включили коммуникационную аппаратуру.
Правки внесли в распоряжение Правительства от 18.07.2018 № 1489-р

Закупка российских товаров, работ, услуг

Федеральный закон от 31.07.2020№ 250-ФЗ

Правительству в рамках 223-ФЗ дали право устанавливать размер минимальной доли закупок российских товаров, работ и услуг. Для товаров, в том числе и тех, которые поставляют для работ и услуг, обязали прописывать в договорах страну происхождения

Новые критерии инновационной и высокотехнологичной продукции

Приказ Минэнерго № 175 от 11.03.2020

К инновационной относят продукцию, которая отвечает одновременно двум критериям: экономическая эффективность и научно-техническая новизна. Научно-техническую новизну характеризуют улучшенными потребительскими свойствами или использованием новых технологий.

К высокотехнологичной относят продукцию, которая отвечает одновременно двум критериям: экономическая эффективность и использование сложных технологий

Закрытые закупки

Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ

Закрытые закупки по 223-ФЗ разрешили проводить в рамках ГОЗ:

  • создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники;
  • разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Проведите одну из закрытых закупок: конкурс, запрос котировок, запрос предложений, другую закрытую закупку.
    Эти сведения запретили размещать в ЕИС

Реестр договоров по 223-ФЗ

постановление Правительства от 27.12.2019 № 1906

Заказчики обязаны вносить в реестр договоров наименование страны происхождения товара по общероссийскому классификатору. Речь об ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, который приняли постановлением Госстандарта от 14.12.2001 № 529-ст. Раньше такой обязанности не было

Самозанятые МСП

Закон от 27.12.2019 № 474-ФЗ

Самозанятых приравняли к МСП. Теперь подобным участникам предоставляйте те же преференции, что и субъектам МСП. Раньше самозанятые участвовали в закупках на общих основаниях

Срок оплаты МСП

Постановление Правительства от 18.09.2019 № 1205

Сократили сроки оплаты по договорам с МСП с 30 до 15 рабочих дней. Речь о договорах по итогам трех видов закупок:

  1. Среди любых участников, в том числе МСП.
  2. Только среди МСП.
  3. С требованием привлечь к исполнению договора субподрядчиков или соисполнителей из числа МСП.

Правки внесите в проекты договоров и в текст документации

Объем закупок у МСП

Постановление Правительства от 01.08.2019 № 1001

Заказчики должны закупать у МСП в размере 18 процентов от среднегодового объема. Прежний объем составлял 15 процентов

План закупок по 223-ФЗ

Постановление Правительства от 27.12.2019 № 1906

Изменили требования к плану закупок. Теперь при планировании закупок по 223-ФЗ надо учитывать:

  • трехлетнее планирование закупок у МСП вместо однолетнего, как было раньше;
  • правило внесения изменений в план закупок не только для конкурсов и аукционов, как прежде, но и для прочих конкурентных закупок;
  • техническую правку по статье 15 Закона № 44-ФЗ

Закупки строительства

Проект закона от 12.05.2020

Планируют дополнить Закон № 223-ФЗ статьей 3.1-4. Нормой установят особенности, по которым заключают и исполняют договоры. При этом объект закупки – одновременно подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капстроительства. Сейчас отдельных правил для подобных договоров нет

Преференции при закупках

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Отчетность заказчика по 223‑ФЗ

Постановление № 2013 не предусматривает обязанность заказчика составлять какой-либо отчет о достижении им минимальной доли и размещать сведения о достижении доли в ЕИС. На день подготовки настоящего материала к публикации законодательство Российской Федерации также не предусматривает мер ответственности для заказчика за недостижении им установленной минимальной доли. Мы полагаем, что такая ответственность не будет установлена и в дальнейшем, т.к. от заказчика не всегда зависит исполнение требований Постановления № 2013. В частности, при проведении им конкурентных процедур закупок участники закупок могут не сделать предложений о поставке товаров российского происхождения. Каких-ли норм, позволяющих заказчикам указывать в техническом задании страну происхождения товара, нет. Более того, Закон № 223-ФЗ прямо запрещает такие действия.

По информации, которой располагает Центр закупок и продаж «Закон.гуру», требования об исполнении минимальных долей, установленных Правительством № 2013, могут быть предъявлены директивами Правительства Российской Федерации в первую очередь к хозяйственным обществам, доля участия в которых Российской Федерации превышает 50%. Возможно, что такие директивы также затронут деятельность госкорпораций. Что же касается исполнения требований Постановления № 2013 иными заказчиками, подведомственными федеральным, региональным, муниципальным органам власти и органам местного самоуправления, то в данном случае такое исполнение полностью лежит на их совести и, возможно, будет контролироваться такими органами, а может быть и нет.

  • Все регионы России
  • Дистанционная форма обучения
  • Доступ 24/7
  • Удостоверение или Диплом установленного образца
  • Доставка по Почте России бесплатно
  • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО

Включать в реестр договоров необязательно информацию о следующих контрактах:

  • по закупкам на сумму менее 100/500 тыс. руб.;
  • закупки услуг по привлечению во вклады финансовых ресурсов компаний, получению заемных средств, доверительному управлению финансами и другим имуществом;
  • закупки услуг по выдаче банковских гарантий и поручительств, по которым обязательства исполняются в денежной форме, открытию и ведению счетов, в том числе аккредитивов, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  • о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным и муниципальным имуществом, другого контракта, по которому переходят права владения и/или пользования в отношении недвижимости.

Разрешается отправка в Единую информационную систему отчетности по договорам по 223-ФЗ до 10 числа месяца, следующего за отчетным. К примеру, августовский отчет следует публиковать в ЕИС до 10 сентября (включительно). Если заключение контракта было в апреле 2019 г., а оплата по нему пройдет только в сентябре, информацию об этом контракте необходимо все равно включать в отчетность за апрель.

Внесены изменения в Федеральный закон № 223-ФЗ

При планировании закупочных процедур не всегда удается предусмотреть все моменты. Поэтому впоследствии возникает потребность в изменении стоимости ТРУ. Следует скорректировать план закупок и позаботиться о его размещении в единой информсистеме. При этом количество правок не лимитировано.

При проведении конкурсного мероприятия либо аукциона корректировки должны быть внесены не позже того, как будет размещено извещение о закупочной процедуре в ЕИС. При этом в случае с другими вариантами подобных ограничений нет. Надлежит обозначить единые сроки, схему формирования, внесения изменений в текст готового плана.

Даже если стоимость закупаемых ТРУ не превышает 100 тысяч рублей, нужно подготовить планы, указав в них нулевые значения. Это обозначено в Письме Минэкономразвития РФ №ОГ-Д28-7458. В ситуации с заключением долгосрочного контракта данные о нем достаточно отразить однократно. Это понадобится сделать при планировании закупочных мероприятий того года, когда должна состояться сама закупочная процедура. А вот объем закупочного мероприятия нужно указать сразу весь на полный период контракта.

В тексте Постановления Правительства РФ №1352 приведены и лимитные значения квот при закупке у СМСП для конкретных категорий заказчиков.

Астрал.Тендер поможет сориентироваться в море информации по вопросам закупок. При необходимости мы возьмем на себя работу на ЭТП, избавив вас от лишних забот.

В ЕИС следует также выполнить размещение графика закупки инновационной продукции, лекарственных препаратов на период 5-7 лет. Инновационный продукт либо высокотехнологичный – что отнести к этой категории, определяют федеральные органы исполнительной власти либо «Росатом». Данные о таких закупочных мероприятиях должны быть внесены в оба плана. Критерии отнесения к категории инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарств используются в области науки и образования, здравоохранения и пр.

Чтобы принимать участие в любой закупочной процедуре, нужно обзавестись ЭЦП для торгов .

Если заказчик согласно Распоряжения Правительства РФ №2258-р и №717-р внесен в список СМСП, действуют иные правила реализации закупочных процедур. Требования регламентированы Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Также этот вид закупочных мероприятий находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ. Должны быть оценены с позиции соответствия проекты планов закупочных процедур, включая и в отношении инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных препаратов.

С 1.01.2020 года стало действовать постановление Правительства №1001. Нормативный акт подразумевает увеличение минимального лимита по объему закупок юридических лиц у СМСП согласно 223 ФЗ. Теперь объем тендеров у СМСП за год должен быть не менее 20%. В то же время возросла и доля стоимости контрактов с СМСП в закупочных мероприятиях, где принимали участие лишь эти субъекты. Эта цифра скорректирована с 15% на 18%, если годовой размер выручки заказчика превышает 2 миллиарда рублей.

За несоблюдение требований ФЗ №223 грозят штрафные санкции. С января 2021 года перечень поводов для их применения был дополнен. Отсутствие размещения в единой информсистеме данных о закупочном мероприятии либо же срыв сроков этой операции карается штрафами. Их конкретный размер зависит от статуса нарушителя. В части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ прописано, что должностным лицам нужно заплатить 30-50 тысяч рублей, юрлицам – 100-300 тысяч рублей. Это наказание грозит в ситуации, когда информация по планированию закупочных мероприятий вовсе не была опубликована в ЕИС. Если же были нарушены сроки выполнения указанного действия, сумма административного штрафа иная. Должностным лицам придется заплатить 2-5 тысяч рублей, в то время как юридическим – уже 10-30 тысяч рублей. Это оговорено в части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Ключевые изменения в закупках по 223-ФЗ в 2021 году

  • Проект Типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ)
  • Формы типового положения о закупке, извещений, документаций о закупках в электронной форме и протоколов работы комиссий. (223-ФЗ)
  • Изменения в приказ ЗМО № 23 20.02
  • Порядок взаимодействия по 223-ФЗ
  • Приказ о внесении изменений в устав ГКУ ЦОЗ
  • Приказ 46 Об изложении типового положения о закупках
  • Приказ об изменениях в типовое положение от 27.03.2020 №52
  • Приказ об изменениях в типовое положение от 17.04.2020 №55
  • ПРИКАЗ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИКАЗ ЗМО ОТ 17.04.2020 №56
  • ПРИКАЗ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТ 17.04.2020 №57
  • Порядок ведомственного контроля по 223-ФЗ
  • ПРИКАЗ 136 ОТ 10.08.2020 ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТ 20.12.2019 №180
  • ПРИКАЗ ОТ 12.03.2020 №35
  • ПРИКАЗ ОТ 27.11.20 №171
  • ТПОЗ ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРИКАЗУ ОТ 27.11.20
  • ПРИКАЗ от 31.03.2021 №31
  • ПРИКАЗ от 11.06.2021 № 73
  • ПРИКАЗ от 24.06.2021 № 86

— принято постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2019 № 987-пп « О ведомственном контроле за соблюдением государственными бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными унитарными предприятиями Оренбургской области требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ»

— принято постановление Правительства области № 137-пп от 05.03.2020 наделяющее уполномоченный орган власти (минэкономразвития области) дополнительными полномочиями (в части определения организатора закупок по 223-ФЗ и определении порядка взаимодействия между организатором закупок и заказчиками при проведении конкурентных закупок по 223-ФЗ)

— утвержден приказ минэкономразвития области № 35 от 12.03.2020 г. «Об определении организатора закупок в соответствии с федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ»

— утвержден приказ минэкономразвития области № 40 от 18.03.2020 г.Об утверждении порядка взаимодействия между организатором закупок и заказчиками при проведении конкурентных закупок по 223-ФЗ»

— утвержден приказ минэкономразвития области № 44 от 20.03.2020 г. наделяющий ГКУ «ЦОЗ» полномочиями по проведению закупок по 223-ФЗ

— утвержден приказ минэкономразвития области от 20.12.2019 № 180 «об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг»

— несколькими приказами министерства в типовое положение внесены изменения (все приказы о внесении изменений в типовое положение и типовое положение в актуальной редакции от 17.04.2020 № 55 года размещено в разделе «Правовые акты по 223-ФЗ). Заказчикам необходимо привести в соответствие с ним положение о закупке.

Таким образом, с 1 июня 2020 года все государственные бюджетные учреждения, государственные автономные учреждения Оренбургской области в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 18.12.2019 № 946-пп, приказом министерства от 20.12.2019 № 180 «Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг», приказом министерства № 35 от 12.03.2020 г. осуществляют все конкурентные закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ через организатора закупок — ГКУ «Центр организации закупок» посредством формирования планов закупок и проектов закупок в ГИС РИС в соответствии с типовым положением о закупках, утвержденным приказом министерства от 20.12.2019 № 180 (в редакции приказа от 17.04.2020 № 55) и в порядке, утвержденным приказом министерства № 40 от 18.03.2020 г.

При этом, информация и документы, подлежащие размещению заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ с 1 июня 2020 года размещаются в государственной информационной системе «Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области» за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 19 и 21 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ, а также информации и документов, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона № 223-ФЗ, которые с 2020 года заказчики вправе размещать непосредственно в ЕИС.

II. В рамках осуществления ведомственного контроля учредители (ГРБС) в соответствии постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2019 № 987-пп осуществляют предварительный ведомственный контроль в отношении государственных бюджетных и автономных учреждений Оренбургской области посредством ГИС РИС путем проведения проверки сформированных и направленных заказчиком в орган ведомственного контроля конкурентных закупок.

Отчет, который по Закону № 223-ФЗ требуется от всех заказчиков, – это ежемесячный отчет. Его необходимо размещать в ЕИС до 10-го числа текущего месяца, он должен содержать следующие сведения о договорах, заключенных заказчиком в предыдущем месяце[3]:

1) количество и общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг (ТРУ);

2) количество и общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (ЕП);

3) количество и общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты соответствующие решения Правительства РФ о неразмещении сведений о данных закупках в ЕИС[4];

4) количество и общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП), с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в установленном порядке[5].

Вообще поскольку названные отчетные сведения не имеют какого-то установленного формата, на практике при составлении этих отчетов нередко имеет место ситуация «кто во что горазд». Например, в соответствующем отчете за май 2017 года одного из районных ГБУ здравоохранения (Оренбургская область) приведена таблица, содержащая перечень заключенных в данном периоде 18 договоров с указанием по каждому договору его реквизитов, наименования поставщика (исполнителя), предмета договора и суммы договора. Таким образом, в этом отчете присутствуют лишние сведения (например, наименования поставщиков и предмет договора) и отсутствуют необходимые данные – например, неясно, какие из договоров были заключены с ЕП. В отчете за июнь 2017 года государственного другого бюджетного профессионального образовательного учреждения (машиностроительного колледжа) видно, что с ЕП было заключено 50 договоров на сумму 898 тыс. руб., но в позиции «Общее число заключенных договоров и их общая сумма» почему-то стоит значение «0», а позиция «Количество и общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов МСП» в отчете отсутствует вовсе.

Но приведем и правильный пример из реальной практики. В отчете за июнь 2017 года государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Новосибирский центр профессионального обучения № 1» приведено четыре установленные позиции:

Договоры

Количество договоров

Общая стоимость заключенных договоров, руб.

1

Сведения о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг

8

154 819,59

2

Сведения о договорах, заключенных по результатам закупки, у ЕП

8

154 819,59

3

По результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ

0

0

4

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов МСП

0

0

Обратим внимание, что в этом примере учреждение вполне обоснованно исключило из четвертой отчетной позиции указание сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции, поскольку в Перечне № 475-р данного учреждения нет.

Мы государственное автономное учреждение, работаем по 223-ФЗ.

Подскажите, пожалуйста, можем ли мы купить продукты питания по авансовому отчету, если покупка очень срочная?

Или по 223-ФЗ произошли изменения, запрещающие такие закупки на 2021 год?

Ответ

Вы можете купить продукты питания по авансовому отчету, если это срочная закупка малого объема. Изменений в 223-ФЗ, запрещающих такие закупки на 2021 год, не произошло.

В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.

Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.

В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].

Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.

К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:

  • закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);

Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).

  • вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.

Осуществить закупку у единственного контрагента можно следующими способами:

  • потенциальный поставщик (исполнитель, подрядчик) самостоятельно отправляет коммерческое предложение заказчику о возможности поставить необходимую продукцию (оказать услугу, выполнить работу);
  • организатор процедур направляет запрос предполагаемому поставщику (исполнителю, подрядчику) о необходимости поставить товар (оказать услугу, выполнить работу).

При проведении закупки у ЕП заказчику следует:

— оценить финансовые возможности своего предприятия, необходимые для приобретения ТРУ;

— изучить рынок необходимых товаров, работ и услуг;

— проанализировать возможные альтернативные предложения контрагентов по поставке товара (оказанию услуг, выполнению работ);

— сопоставить собственные нужды производства с имеющимися предложениями на рынке ТРУ (оценить производственные показатели, технические характеристики, условия гарантии и т.д.).

Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223[4], заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223.

Иными словами, если в Положении заказчика в списке возможных случаев приобретения необходимой продукции у ЕП будет указан товар из перечня Постановления № 616, организатор торгов закупает нужный товар:

— без проведения конкурентных процедур;

— вне электронной торговой площадки (далее — ЭТП).

Однако следует учесть тот факт, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы относительно возможности приобретения необходимых ТРУ напрямую у единственного контрагента, а не с помощью конкурентных способов закупок.

Отчетность по закупкам у единственного контрагента

Закупки у единственного контрагента являются неотъемлемой частью ежемесячной отчетности заказчика. Согласно ч. 19 ст. 4 ФЗ №223 заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ №223 (к примеру, в течение отчетного месяца заказчик заключил 4 договора по 98 000 рублей на поставку кровельных материалов с напрямую с ЕП и внес в отчет);

2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у ЕП (к примеру, заказчик в течение отчетного месяца заключил договор энергоснабжения с ЕП на 150 000 рублей без проведения конкурентных процедур[8] и внес в отчет);

3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (к примеру, на участие в запросе предложений подана только одна заявка, в связи с этим процедура была признана несостоявшейся, и в дальнейшем заказчик заключил договор с единственным участником закупки как с единственным поставщиком[9]).

Несвоевременное размещение или неразмещение в ЕИС указанной информации может стать причиной административной ответственности заказчиков. Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей (см. постановления ФАС РФ от 08.11.2019 по делу № 17/04/7.32.3-195/2019, от 29.08.2018 по делу № АК832-18).

Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 года

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.

В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете.

В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур).

В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров.

Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно:

— развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

— информационной открытости закупки.

Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.

Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:

  • определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
  • направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках.

[1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.

[2] ст.3.6 ФЗ №223

[3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

[4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

[5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223

[6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.

[7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.

[8] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[9] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31.

п. 7.1 ч. 1 ст. 31 — это требование к юридическому лицу, согласно которому он, в течение двух лет до даты подачи заявки на участие, не привлекался к административной ответственности по статье 19.28 КОАП.

Еще раз обращаем внимание на то, что данное соответствие заказчик в 2021 году должен обязательно проверять!

С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.

Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:

  • достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
  • отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
  • возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
  • стандартное время рассмотрения заявок
  • один рабочий день

Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.

Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!

Ежемесячный отчет по 223-ФЗ в вопросах и ответах

Унитарные предприятия, государственные и муниципальные, — это особый вид коммерческих организаций: они не являются собственниками имущества, которым располагают. Собственниками этого имущества является учредитель ГУПа или МУПа — государственное или муниципальное образование соответственно. Таким образом, ГУПы и МУПы, хоть и являются коммерческими структурами и ведут коммерческую деятельность, тесно связаны с бюджетной системой.

Опираясь на эту логику, с начала 2017 года МУПы и ГУПы перевели на работу по закону о контрактной системе, обязав их следовать всем процедурам этого закона. Но уже к 2018 году стало ясно, что, в силу специфики деятельности, МУПы и ГУПы не способны работать жестко внутри контрактной системы. Таким организациям часто требуются оперативные закупки, а контрактная система для них слишком неповоротлива. После многочисленных обращений от руководства ГУПов и МУПов со всей страны принято решение, что автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, если расходует бюджетные средства.

При этом такие организации остаются в числе заказчиков по закону о контрактной системе.

Важным условием для перехода к работе по 223 закону для МУПов и ГУПов является принятие и публикация положения о закупке. Положение о закупке — это внутренний документ организации, регламентирующий подробно правила проведения тендеров по ФЗ 223, поскольку в самом нормативном акте эти правила описаны крайне не подробно. С помощью положения организация устанавливает, какие процедуры она проводит, в каком порядке, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором, условия для заключения договоров без проведения конкурентных тендеров с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем и иные аспекты работы. Принявшие положения ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ в строгом соответствии с придуманными ими правилами — если предприятие нарушает собственное положение, это основание для привлечения к административной ответственности.

Чтобы начать работать по 223 закону, внутренний закупочный документ необходимо принять и опубликовать в ЕИС до конца года, предшествующего году начала работы по этому закону. Например, если предполагается работа ГУП по 223-ФЗ с 2021, положение подлежит публикации до конца 2020 и не позднее.

Исключение из этого правило имело место в 2018, когда организациям разрешили перейти к работе по 223 закону в текущем году при условии публикации положены до 01.10.2018. Сейчас таких послаблений больше нет.

Вторым важным условием для МУПов и ГУПов является то, что в таком порядке они вправе расходовать исключительно внебюджетные средства. Федеральный закон однозначно отвечает на вопрос, нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант, дар, наследство, пожертвование или иной внебюджетный доход, — да, в таких случаях оно вправе использовать упрощенную систему. Бюджетные деньги предприятия продолжают расходовать в рамках контрактной системы.

У возврата к упрощенному порядку для МУПов и ГУПов имеются и дополнительные последствия, например, субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП, как это предусмотрено постановлением правительства от 11.12.2014 № 1352.

Стать заказчиками по 223 закону вправе любые ГУПы и МУПЫ, кроме тех, которые не утвердили своевременно положение о закупке. Если положения нет, государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ работать не вправе, оно организует процедуры в рамках контрактной системы.

Также по закону о контрактной системе работают ГУПы и МУПы при организации закупок за счет бюджетных субсидий: если финансирование закупки идет из бюджета любого уровня, проводить такую закупку разрешено только в рамках контрактной системы.

Непосредственно ПП №2013 не содержит ссылок на Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”, которое применяется только в конкурентных закупках и, следовательно, никак не ограничивает способы определения поставщика. Таким образом, ПП №2013 применяется при любых способах закупки: и при конкурентных закупках, и при закупках у единственного поставщика. Вывод о том, что заказчики выполняют минимальную долю закупок отечественной продукции, в том числе путем осуществления конкурентных и неконкурентных закупок подтвердил Минфин РФ в письме от 15 января 2021 г. N 24-03-07/1390.

Полагаем, что заказчику для исполнения требований ПП №2013 следует предпринять следующие действия:

  1. Сравнить коды ОКПД-2 товаров, планируемых к закупке, с кодами ОКПД-2 из Приложения к ПП №2013.

Необходимо учесть, что обязательная квота установлена в том числе и для товаров, которые поставляются при выполнении работ или оказании услуг (п.1 ПП №2013). Полагаем, что при определении поставляемых товаров необходимо руководствоваться подходом, выработанным в письме ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 и признанным Решением Верховного Суда РФ от 4 февраля 2021 г. N АКПИ20-959 не противоречащим действующему законодательству. Указанное письмо ФАС касается применения положений Закона №44-ФЗ, но, полагаем, что в отсутствии соответствующих разъяснений, оно может относиться и к вопросам, регулируемым Законом №223-ФЗ, в том числе, квотированию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *