Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативное регулирование кассовых операций 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Суммы сверх установленного лимита должны сдаваться в банк.
Правда, превышение допускается в дни выплаты зарплаты/иных выплат, включая день получения наличных в банке на эти цели, а также в выходные/нерабочие праздничные дни (если фирма проводит в эти дни кассовые операции). В этом случае никакие штрафные санкции фирме и ее должностным лицам не грозят.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой ЦБ РФ (наличными деньгами) на территории РФ юридическими лицами (за исключением ЦБ РФ и кредитных организаций) регламентирован Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У). Напомним, под кассовыми операциями понимаются операции по приему наличных денег, включая их пересчет, и по выдаче наличных денег.
Указанием ЦБ РФ от 05.10.2020 № 5587-У внесен ряд изменений в Указание № 3210-У. Эти новшества применяются с 30.11.2020.
К тому же помимо Указания № 3210-У учреждениям необходимо соблюдать Указание ЦБ РФ от 09.12.2019 № 5348-У. Согласно этому документу организации вправе расходовать наличные денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги), исключительно на выплату:
-
зарплаты сотрудникам;
-
страховых возмещений по договорам страхования;
-
вознаграждений за работы (услуги), а также на оплату товаров (не более 100 000 руб. по одному договору) (п. 4 Указания ЦБ РФ № 5348-У));
-
подотчетных средств;
-
денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
В каком случае обособленным подразделениям можно не вести кассовую книгу?
Поступающие в кассу и выдаваемые из нее наличные деньги учреждение учитывает в кассовой книге (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У).
Если у казенного учреждения имелось хотя бы одно обособленное подразделение, осуществляющее кассовые операции (то есть принимающее и выдающее наличные деньги), то такое подразделение ранее было обязано вести отдельную от головной организации кассовую книгу[1]. Записи в нее вносились на основании кассовых документов – приходных и расходных кассовых ордеров. Кроме того, обособленным подразделениям прежде была вменена обязанность передавать в головную организацию копии листов своих кассовых книг в порядке и сроки, которые устанавливались учреждением самостоятельно исходя из срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У). Например, учреждение могло закрепить в локальном акте, что обособленное подразделение передает копии листов кассовой книги в головной офис ежемесячно не позднее одного рабочего дня по окончании месяца.
Теперь пп. 4.6 п. 4 Указания № 3210-У дополнен новым правилом: если обособленное подразделение не хранит наличные денежные средства и по окончании проведения кассовых операций сдает их в кассу головной организации, то оно вправе не вести кассовую книгу.
Полагаем, данное обстоятельство позволит казенным учреждениям в дальнейшем избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (подробнее об этом поговорим ниже).
Если проверяющие выявят факты отсутствия у обособленного подразделения кассовой книги или несвоевременного внесения в нее записей, то они могут наложить на учреждение штраф за неоприходование наличных денежных средств на основании ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (см., например, постановления АС МО от 07.12.2020 № Ф05-18337 / 2020 по делу № А40-18500 / 20-154-132, от 17.11.2020 № Ф05-18278 / 2020 по делу № А40-18519 / 20-149-129, АС УО от 16.03.2020 № Ф09-1163 / 20 по делу № А60-49148 / 2019).
Согласно новой редакции пп. 5.1 п. 5 Указания № 3210-У кассир при приеме денежных банкнот теперь обязан удостовериться в их платежеспособности.
Напомним, признаки платежеспособности банкнот (монет) приведены в Указании ЦБ РФ от 26.12.2006 № 1778-У. Согласно данному документу платежеспособными признаются банкноты и монета ЦБ РФ, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или с повреждениями следующего характера:
-
банкноты загрязнены, изношены, надорваны, имеют потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов, утратили углы, края;
-
монета имеет мелкие механические повреждения.
Другими словами, кассир в настоящее время может принимать лишь банкноты, имеющие незначительные повреждения. К примеру, он не вправе отказать в приеме надорванной купюры, так как она в силу вышеперечисленных признаков не признается поврежденной.
Кроме того, Указанием ЦБ РФ № 5587-У введен запрет на выдачу кассиром банкнот, которые имеют одно и более повреждений, указанных в п. 2.9 Положения ЦБ РФ от 29.01.2018 № 630-П (далее – Положение № 630-П). В связи с этим пп. 6.2 п. 6 Указания № 3210-У дополнен соответствующим положением.
Согласно п. 2.9 Положения № 630-П кассир не должен выдавать из кассы платежеспособные монеты, имеющие повреждения механического, химического или термического характера (они признаются дефектными), и платежеспособные банкноты, имеющие одно и более из следующих повреждений (они признаются ветхими):
-
загрязнение поверхности лицевой или оборотной стороны, приводящее к снижению яркости изображения на 8 % и более;
-
посторонняя надпись, состоящая из двух и более знаков;
-
посторонний рисунок, оттиск штампа;
-
контрастное пятно диаметром 5 мм и более;
-
разрыв (разрывы) края банкноты длиной 7 мм и более;
-
сквозное отверстие, прокол диаметром 4 мм и более;
-
нарушение целостности банкноты, заклеенное клеящей лентой.
Банкноты (монеты), имеющие одно и более из перечисленных повреждений, подлежат сдаче в банк.
И еще: ранее (то есть до 30.11.2020) кассир при выдаче наличных денег из кассы в силу пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У обязан был провести идентификацию получателя по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему его личность в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо по предъявленным получателем доверенности и документу, удостоверяющему его личность.
В настоящее время у кассира отсутствует обязанность по проверке документов, удостоверяющих личность получателя наличных денег, поскольку абз. 3 и 4 пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У утратили силу. Сейчас при выдаче денег из кассы кассир должен лишь удостовериться в том, что они выдаются лицу, указанному в расходном кассовом ордере (новая редакция пп. 6.1 п. 6 Указания № 3210-У).
Согласно пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У выдача денег подотчетному лицу на расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения, должна оформляться на основании приказа или иного распорядительного документа руководства учреждения либо письменного заявления работника[2]. При этом и заявление, и распорядительный документ должны содержать сведения о сумме и сроке, на который она выдается, а также подпись руководителя учреждения и дату. Кроме того, в вышеупомянутых документах должна быть описана цель выдачи подотчетных средств (например, на командировки, хозяйственные нужды, закупку материалов), чтобы было понятно, что потребность в них вызвана производственной необходимостью и связана с деятельностью учреждения.
Сроки (минимальный и максимальный), на которые могут быть выданы подотчетные суммы, в настоящее время не установлены ни одним правовым актом. Следовательно, формально учреждение вправе определить их самостоятельно. Также ему следует учесть, что закон не обязывает составлять такие распорядительные документы. Иными словами, срок для выдачи подотчетной суммы может быть установлен в каждом конкретном случае индивидуально. К примеру, учреждение вправе указать различные сроки в зависимости от целей расходования средств (на командировки, хозяйственные нужды, закупку канцтоваров и т. д.).
В Письме ЦБ РФ от 06.09.2017 № 29-1-1-ОЭ / 20642 сказано, что распорядительный документ должен оформляться на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер (см. также Письмо ФНС РФ от 18.08.2020 № СД-4-3 / 13276@). При этом представители ЦБ РФ не возражал против указания нескольких работников в распорядительном документе. Так, в Письме от 13.10.2017 № 29-1-1-ОЭ / 24158 было отмечено, что если в течение дня суммы выдаются разным сотрудникам, то достаточно оформить один приказ руководящего лица с указанием Ф. И. О. и должностей всех подотчетных лиц, суммы, целей и срока ее выдачи.
В настоящее время такая возможность закреплена нормативно. Согласно новой редакции абз. 1 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У учреждение на законных основаниях вправе указать нескольких работников в одном распорядительном документе, на основании которого им выдаются наличные деньги под отчет.
Кроме того, прежняя редакция пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У возлагала на подотчетное лицо обязанность по представлению авансового отчета об израсходованных подотчетных средствах в течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который выдавались эти суммы. Если данный срок истекал в период, когда работник отсутствовал на рабочем месте (например, болел или был направлен в другую командировку), сдать авансовый отчет нужно было не позднее трех рабочих дней со дня выхода на работу.
В настоящее время руководитель учреждения вправе самостоятельно установить сроки представления авансовых отчетов работниками, получившими подотчетные суммы (за исключением авансовых отчетов по командировкам). Это закреплено в новой редакции абз. 2 пп. 6.3 п. 6 Указания № 3210-У.
Если подотчетное лицо не представит в установленный срок авансовый отчет и не возвратит средства, полученные под отчет, руководитель учреждения в течение месяца после наступления последнего дня для сдачи авансового отчета (ст. 137 ТК РФ) может принять решение об удержании этих средств из зарплаты работника. В таком случае необходимо будет не только ознакомить работника с приказом об удержании средств из его зарплаты, но и получить его подпись на данном приказе.
Кроме того, возможен вариант прощения долга в виде невозвращенных подотчетных сумм (для этого также необходимо оформить соответствующий приказ). Правда, в данной ситуации с суммы прощенного долга работодателю придется исчислить и уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Датой возникновения дохода у работника будет считаться дата подписания документа, в котором он оповещается о том, что долг прощен (п. 2 ст. 415 ГК РФ). Удержать НДФЛ можно при первой выплате в адрес работника, последовавшей после принятия решения и оповещения работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Работник должен представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой подотчетных суммах в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки. Данное требование закреплено в п. 26 Положения о служебных командировках, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749. Поэтому формально учреждение не вправе самостоятельно устанавливать срок для представления работниками авансовых отчетов об израсходованных в связи с командировками подотчетных суммах.
Заработная плата, которая не была выплачена работнику, должна быть депонирована. В связи с этим в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, кассир в расчетно-платежной ведомости должен был сделать запись «Депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги. Еще он должен был рассчитать и записать в итоговой строке сумму фактически выданных наличных средств и сумму, подлежащую депонированию. Эти требования были установлены пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У.
Депонированные суммы, как правило, сдавались в банк, хотя положения Указания № 3210-У и не запрещали хранить их в кассе учреждения. Поэтому учреждение могло не сдавать в банк депонированные денежные средства (конечно, при условии, что лимит остатка наличных денег в кассе не был превышен).
Теперь депонировать невыплаченную зарплату учреждению больше не нужно, поскольку абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У утратил силу.
Порядок ведения кассовых операций в 2020 — 2021 годах
Начиная с 30.11.2020 учреждениям разрешено вести кассовые операции с применением устройств, которые функционируют в автоматическом режиме без участия работника. Это следует из нового положения п. 4 Указания № 3210-У, которым установлены требования к таким устройствам. В частности, автоматические устройства, конструкция которых предусматривает прием и (или) выдачу банкнот, должны иметь функцию распознавания на всей площади банкноты не менее четырех машиночитаемых защитных признаков, указанных в п. 1.1 Положения № 630-П.
За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
-
для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.;
-
для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Нарушениями в данном случае считаются:
1) осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных лимитов;
2) неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
3) несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
4) накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
При этом выручка, полученная в кассу без надлежащего документального оформления или оформленная не в срок (не в тот же день), признается неоприходованной. Отражение в кассовой книге не всех оформленных в течение дня кассовых документов является неполным оприходованием наличных денег, в том числе выручки. Такой вывод следует из Указания № 3210-У.
При выявлении административных правонарушений, связанных с несоблюдением порядка ведения кассовых операций, совершенных несколькими обособленными подразделениями организации, в каждом случае составляются протоколы об административных правонарушениях, при этом административное наказание также назначается за каждое совершенное нарушение (см. Письмо ФНС РФ от 17.08.2017 № СА-4-20 / 16322).
Административное правонарушение, связанное с неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности, относится к правонарушениям в сфере финансов, в отношении которых КоАП РФ не установлены специальные сроки давности.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении этот срок начинают исчислять со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого обязанность, предусмотренная правовым актом, не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления такого срока (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).
В названном случае моментом начала и окончания административного правонарушения является день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Следовательно, это правонарушение является разовым и не относится к категории длящихся.
Таким образом, в отношении правонарушения, которое заключается в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, подлежит применению общий срок давности (два месяца), исчисляемый со дня, на который установлен факт неоприходования денег в кассу. Подтверждением сказанному является, например, Постановление АС СЗО от 15.05.2020 № Ф07-3675/2020 по делу № А56-150168/2018. В нем указано, что постановление о назначении административного наказания в отношении эпизодов за 29.08.2018 и 30.08.2018 было вынесено 31.10.2018, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. В итоге данное постановление было отменено.
[1] Как указано в Письме ЦБ РФ от 04.05.2012 № 29-1-1-6 / 3255, данное требование должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций таким подразделением (см. также постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 № 09АП-65335 / 2017 по делу № А40-166498 / 17, от 28.11.2018 № 09АП-53986 / 2018 по делу № А40-85393 / 18).
[2] Такое заявление составляется в произвольной форме.
В той или иной мере нововведения в порядке ведения кассовых операций коснулись всех хозяйствующих субъектов. В частности:
- индивидуальных предпринимателей и организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства (критерии малых предприятий вы найдете в этой статье);
- организаций, не относящихся к малым;
- организаций, имеющих обособленные подразделения;
- лиц, использующих ККТ или бланки строгой отчетности (подробнее об учете денежных средств при использовании онлайн-касс читайте здесь);
- работодателей, выдающих деньги сотрудникам под отчет.
Рассмотрим теперь эти изменения подробнее.
Все правила эксплуатации кассовой техники и порядок оформления отчётности закреплены в федеральном законе №54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22 мая 2003 года.
В законе содержатся:
- сведения о сферах применения ККТ;
- требования к комплектации ККТ;
- требования к кассовому чеку и бланку строгой отчётности;
- обязанности ответственных за ККТ лиц.
Контрольно-кассовая дисциплина для ИП и ООО. Что изменилось в 2021 году
Право вести кассовую дисциплину в упрощённом порядке имеют индивидуальные предприниматели, микропредприятия и субъекты малого бизнеса.
Суть упрощёнки:
- Можно не определять лимит остатка кассы.
- Не нужно вести отчётность: РКО, ПКО, кассовую книгу.
Перейти на упрощённую кассовую дисциплину можно только если в организации или ИП ведётся налоговый учёт.
Работает с кассой специально назначенный для этого работник. Он же несёт ответственность за соблюдение контрольно-кассовой дисциплины. Если такой работник отсутствует, то его роль берёт на себя ИП или руководитель юридического лица.
Любые поступающие наличные деньги, кроме платежей от клиентов, регистрируются с помощью приходного кассового ордера (ПКО). Как приход расцениваются следующие случаи:
- приход денег в кассу от предпринимателя;
- дневной приход – сумма, полученная от клиентов за день;
- поступления денег от других предпринимателей;
- возврат остатка от выдачи под авансовый отчёт.
Для приходного кассового ордера используется форма 0310001. Формы можно заполнять от руки или с помощью специальных программ:
Выплаты зарплат проводятся по расчётно-платёжным ведомостям (или просто по платёжным ведомостям). В них указаны:
- срок выдачи;
- сумма выдачи;
- лицо, которому выдаётся заработная плата.
Предприниматели при покупке кассового оборудования зачастую обращают внимание только на один параметр – стоимость устройства.
Такие приобретения впоследствии могут “радовать” своих владельцев невозможностью обновления под актуальное ПО или требуют дополнительных вложений для апгрейда. Что безусловно препятствует соблюдению кассовой дисциплины.
С кассами от МТС таких казусов точно не произойдёт. В Кассы МТС установлена бесплатная программа собственной разработки, которую разработчики регулярно обновляют под все изменения в законодательстве.
-
Отсрочка по онлайн-кассам для ИП
13,1 тыс. 4
Больше нет обязательного срока для сдачи в бухгалтерию авансового отчёта и подтверждающих документов. Раньше работник должен был отчитаться в течение трёх рабочих дней:
- либо со дня выхода на работу,
- либо со дня, следующего за истечением срока, на который выданы деньги.
Теперь руководители сами решают, когда работникам отчитываться. Новый срок надо прописать в локальных документах или указывать в каждом приказе о выдаче денег под отчёт.
ОП теперь могут не вести кассовую книгу, если не хранят наличные и после каждой смены передают их в кассу юрлица.
До поправок все ОП, которые принимали и выдавали наличные, должны были вести кассовую книгу. Если расчётного счёта не было, обязанность тоже сохранялась. За отсутствие своей книги налоговики штрафовали компании на 50 тыс. рублей, а руководителей на 5 тыс. рублей.
- Государственный контроль за кассовыми операциями
- Правила ведения кассовых операций
- Лимит денежных средств в кассе
- Порядок расчетов наличными между хозяйствующими субъектами
- Порядок применения ККТ
- Лица, ответственные за ведение кассовых операций
- Ответственность за нарушение кассовой дисциплины
- У кого есть послабления в ведении кассы
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов[1].
Данные формы расчетов имеют юридическое равенство, т. е. ни одна из них на основании закона не является основной или второстепенной по отношению к другой.
Физические лица могут производить расчеты между собой, оплату за товары, работы и услуги в любой из этих форм[2].
Операции по наличным расчетам образуют у юридических лиц и ИП кассовые операции. Минфин России, Банк России, ФНС России разработали большой объем документации и разъяснений по правилам ведения кассовых операций. Одно из основных — Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (в ред. от 05.10.2020).
Юридические лица и ИП могут осуществлять расчеты и наличными деньгами с учетом нормативных ограничений[3]. Одно из основных из них: если сумма в рамках одного договора превышает 100 000 руб., она (или ее часть сверх указанного ограничения) должна быть перечислена в безналичном порядке[4]. Данный лимит распространяется на сделки между:
• юридическими лицами;
• индивидуальными предпринимателями;
• юридическим лицом и ИП (если договор связан с осуществлением им предпринимательской деятельности).
К сведению
Если одна из сторон договора — физическое лицо, не являющееся ИП, лимит по наличным расчетам не применяется (п. 1 ст. 861 ГК РФ).
Безналичная форма расчетов — основная для юридических лиц и ИП. При проведении безналичных расчетов нужно руководствоваться Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (в ред. от 11.10.2018; далее — Положение № 383-П).
Безналичные расчеты осуществляются банками и иными кредитными организациями путем перевода денежных средств с открытием или без открытия банковских счетов (п. 3 ст. 861 ГК РФ).
Банки осуществляют перевод как наличных, так и безналичных денежных средств по банковским счетам следующим образом[5]:
• списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и зачисляют их на банковские счета получателей средств;
• списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и выдают наличные денежные средства получателям средств — физическим лицам;
• списывают денежные средства с банковских счетов плательщиков и увеличивают остаток электронных денежных средств получателей средств.
Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа[6].
Положение № 383-П во многом универсальный документ по правилам проведения расчетов, так как предусматривает также и правила субординации между участниками расчетов. В частности, согласно п. 1.25 этого Положения банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств решаются в установленном законодательством порядке разрешения споров без участия банков, за исключением случаев возникновения претензий по вине банков.
Наличные расчеты между юридическими лицами, а также ИП — достаточно большой сегмент в общем объеме расчетных операций.
По официальным данным Банка России, за 2020 г. объем наличных денег в обращении вырос на 26,4 %, т. е. более чем на четверть. На 01.01.2021 данный объем составил 13,4 трлн руб., что на 2,8 трлн руб. больше показателя годом раньше.
Основные причины такого роста — сложная экономическая ситуация прошлого года и желание бизнеса сохранить финансовую и юридическую способность к работе всеми способами, не всегда полностью законными.
Чтобы обеспечить государственный контроль за денежным оборотом и минимизировать незаконные операции на территории РФ, еще в 2001 г. был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), в котором:
• отражены правила взаимоотношений физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
• установлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях;
• определен единый для физических и юридических лиц порог, при превышении которого операции подлежат обязательному контролю.
К сведению
Этот показатель систематически актуализируется в зависимости от уровня инфляции, объема наличного оборота, других экономических факторов.
Порядок ведения кассовых операций: законодательство
Законом № 208-ФЗ отменено действие абз. 6 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, что привело к исключению непосредственно из сферы контроля обмена банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.
Это изменение технического характера, так как такой обмен обязательно сопровождается снятием со счета или зачислением на счет юридического лица денежных средств в наличной форме. Поэтому при превышении лимита в 600 000 руб. нужно будет указать источник данной суммы.
С 10.01.2021 выведены из-под обязательного контроля:
• перевод денежных средств за границу на счет или вклад, открытый на анонимного владельца;
• поступление денежных средств из-за границы со счета или вклада, открытого на анонимного владельца.
При этом под обязательный контроль подпадают следующие операции:
• зачисление денежных средств на счет или вклад или списание денежных средств со счета или вклада иностранной структуры без образования юридического лица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня регистрации (инкорпорации);
• зачисление денежных средств на счет или вклад или списание денежных средств со счета или вклада иностранной структуры без образования юридического лица, если операции по этому счету или вкладу не производились с момента его открытия.
Нужно обратить внимание на следующие моменты:
1. В подпункте 4 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ перечислены виды сделок с движимым имуществом, которые подлежат обязательному контролю. При этом под контроль попадают операции с этим видом имущества. Это объясняется тем, что, исходя из обычая делового оборота, понятие «операция» включает в себя и понятие «сделка».
Ранее под контроль уже попадали выплаты физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения[8]. Теперь же контролируемые операции включают также выплату и юридическому лицу страхового возмещения и получение от него страховой премии.
Обратите внимание: под действие данной нормы попадают и все иные виды страхования, перечисленные в подп. 1–3 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020), выплаты по которым превышают 600 000 руб. Например:
• по страхованию жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
• по пенсионному страхованию;
• по страхованию жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.
2. Выведены из-под контроля операции на сумму от 600 000 руб. либо на эквивалентную сумму в иностранной валюте:
• по получению имущества по договору лизинга.
До внесения изменений контролировалась сделка по получению или предоставлению движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга)[9]. Теперь эта норма будет распространяться только на предоставление движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга);
• по переводу денежных средств некредитными организациями по поручению клиента.
3. Операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб., или превышает ее. Ответ на запрос почтового отделения при перечислении суммы свыше 600 000 руб. представлен в примере 2.
С 10.01.2021 под обязательный контроль подпадает операция с наличными или безналичными деньгами в рамках сделки с недвижимостью, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее.
Законодатель предусматривает контроль не за сделкой, а за оборотом расчетов, независимо от того, какой статус имеет получатель или отправитель этой денежной массы.
Новое в этой норме выражается в следующем. Ранее контролировалась сделка с недвижимым имуществом с учетом суммового барьера, результатом которой является переход права собственности на такое имущество.
В новой редакции Закона № 115-ФЗ будут контролироваться операции по любой сделке с недвижимым имуществом.
Таким образом, если фирма-посредник исходя из условий участия в расчетах по сделке с недвижимостью будет осуществлять расчетные операции, превышающие вышеназванную сумму, при этом не будучи продавцом или покупателем недвижимости, то к ней будет также направлены запросы контролирующего органа. Ответ на такой запрос представлен в примере 3.
Начало 2021 года принесло не только надежды на будущее, но и изменения в организации и проведении контроля за денежными операциями.
Установлен полный контроль за операциями с наличными: банки теперь контролируют все операции с наличными в сумме 600 000 руб. и более (до 2021 г. – только операции, которые не обусловлены хозяйственной деятельностью).
Дополнен перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Например, это лизинговые платежи на сумму 600 000 руб. и более.
Кассовая дисциплина – это соблюдение правил осуществления расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, установленных законодательно в РФ. Среди основных регулируемых операций: приходно-расходные.
Основные типы операций, которых касается соблюдение правил:
- инкассация финансовых средств;
- расчеты с подотчетными лицами;
- расчеты с персоналом по выплате зарплаты;
- возврат и выдача займов;
- получение или сдача денег в банк.
Для определенных предпринимателей порядок ведения кассовой отчетности является упрощенным. К таким формам бизнеса согласно Постановлению ЦБ РФ от 03.2014 относят:
- малый бизнес;
- микробизнес;
- ИП (могут не оформлять РКО И ПКО, кассовую книгу).
К предприятиям малого бизнеса относят фирмы согласно следующим критериям:
- численность персонала от 16 до 100 человек;
- доход за год не выше 400 млн. рублей;
- к микропредприятию относят компании с численностью 15 человек (включительно) и суммой дохода не выше 60 млн. рублей в год;
- организация является потребительским кооперативом или коммерческой компанией.
Важно! Доля собственности государства в уставном капитале этих фирм не выше 25%.
Основными правилами соблюдения кассовой дисциплины являются:
- оформление кассовых документов, которые отражают движение наличных средств в кассе;
- соблюдение лимита кассы (установлен в самой компании расчетным путем. К концу рабочего дня сумма в кассе не может превышать данное значение);
- соблюдение правил выдачи наличных денег под отчет;
- соблюдение лимита на допустимую сумму наличных расчетов между юрлицами и ИП (не более 100 т.р.).
Момент трат сумм полученной выручки является центральным в соблюдении кассовой дисциплины.
На что можно тратить выручку из кассы:
- выплаты агенту при банковских операциях;
- выдача финансов на личные нужды предпринимателя;
- оплата товара, который был возвращен;
- страховые выплаты;
- расчеты по зарплате;
- расходы на выплату стипендий;
- выдача командировочных;
- выдача сумм под отчет;
- расходы на товары (кроме покупки ценных бумаг).
ККТ – это устройство, которое необходимо для регистрации факта получения денежных средств от клиентов.
Требования к новому образцу ККТ:
- касса должна стоять на учете в налоговой инспекции;
- на корпусе указан заводской номер кассы;
- наличие фискального накопителя, в котором записываются все фискальные данные;
- наличие встроенных часов онлайн-режима;
- возможность проверки контрольных чисел регистрационного номера ККТ;
- печать фискальных документов;
- формирование фискальной документации в электронном виде и возможность передавать ее по требованию в соответствующие органы;
- возможность выдавать информацию о нарушении обмена данными;
- прием информации о платежах через терминалы при использовании эквайринга;
- печать QR кода на чеке;
- возможность формировать отчет о состоянии расчетов в текущий момент времени по запросу;
- возможность поиска любого документа по номеру;
- исполнение протоколов обмена информацией.
При применении ККТ нового образца отпадает необходимость заполнения следующих форм:
- форма КМ -6 (справка отчет кассира-операциониста);
- журнал кассира – операциониста по форме КМ-4;
- журнал показаний счетчиков ККМ (форма КМ-5);
- акт возврата денег клиентам (форма КМ-3).
Для проверки соблюдения кассовой дисциплины проводится выездная налоговая проверка.
Основные вопросы, которые тщательно изучают налоговики для контроля:
- алгоритм поступления выручки;
- наличие средств выручки, которые не были оприходованы;
- соблюдение лимита кассы;
- состояние и работа ККТ нового образца;
- соответствие кассовых документов фактическим суммам;
- факт выдачи чеков покупателям;
- подозрение вызывает выдача крупных сумм под отчет.
Виды нарушений, которые могут быть наказаны со стороны контролирующих органов:
- превышение лимита наличных по контракту над суммой в 100 т.р.;
- наличность не была оприходована;
- хранение наличных денег вне сейфа;
- наличность в кассе превышает установленный в компании лимит;
- трата выручки на цели, не предусмотренные дисциплиной.
В таблице ниже представлен перечень основных штрафов за нарушения.
Нарушение Наказание для ИП Наказание для юрлица Отсутствие ККТ 25 – 50% от суммы выручки «мимо» кассы, но не менее 10 т.р. От 75 до 100% Невыдача чека или неотправка электронного чека покупателю 2000 рублей 10 000 рублей Онлайн-касса не соответствует требованиям От 1500 до 3000 рублей От 5000 до 10 000 рублей Письмо Федеральной налоговой службы от 26 марта 2021 г. № ЗГ-3-2/2273@ “О рассмотрении обращения”
До 30.06.2020 включительно было приостановлено вынесение решений о проведении выездных (повторных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
На последующие периоды мораторий не продлевался.
Мораторий на проведение проверок за соблюдением законодательства о ККТ, в том числе за соблюдением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, был предусмотрен до конца 2020 г. Таким образом, с 01.01.2021 налоговыми органами проводятся вышеуказанные контрольные мероприятия.
Источник: ИА «ГАРАНТ»
7 новых правил ведения кассовых операций
КоАП РФ предусмотрено наложение административных штрафов за несоблюдение кассовой дисциплины (п. 1 ст. 15.1) и неприменение ККТ (п. 2 ст. 14.5). И несмотря на то, что, в соответствии со ст. 4.5 КоАП, срок давности за нарушение по этой статье не может превышать двух месяцев со дня его совершения, соблюдение правил ведения КО в 2020 г. позволит минимизировать внимание со стороны контролирующих органов и избежать расходов на уплату штрафов, предусмотренных КоАП.
Для начала обозначим разницу между кассовым аппаратом и кассой.
Контрольно-кассовый аппарат представляет собой устройство для работы с денежными средствами, по которому оформляются отчетные документы. А операционная касса (иначе касса предприятия) – это комплекс любых действий с наличными: хранение, осуществление расходов, поступление выручки, сдача инкассаторам для перевозки в банк.
О помещении кассы в требованиях законодательства ничего не сказано. Способ хранения наличных индивидуальному предпринимателю или директору ООО предоставляется определить самостоятельно. В роли кассы может выступить отдельное помещение, а может сейф или ящик стола.
Работа с наличными деньгами при применении ККТ осуществляется по определенному набору правил. Это и есть кассовая дисциплина.
После расчета лимита остатка, организации надо издать приказ об утверждении его суммы. При желании, в приказе можно указать срок действия лимита, но закон этого не требует. Поэтому, если срок не прописан, утвержденная сумма лимита будет действовать до того момента, пока не будет издан другой приказ.
Установление лимита кассы – дело серьезное. Неустановленный лимит приравнивается к нулю, поэтому любое количество налички в кассе в конце смены будет превышать лимит. А это уже нарушение кассовой дисциплины, за которую привлекают к административной ответственности и штрафу.
Для выдачи финансовых средств на командировки, хозяйственные нужды и другие расходы требуется заявление от работника, составленное в произвольной форме и подписанное руководителем, либо приказ самого руководителя (также в произвольной форме).
В заявлении или приказе обязательно указываются: Ф.И.О. подотчетного лица, цель, сумма, срок. О произведенных расходах сотрудник предоставляет в бухгалтерию авансовый отчет, к которому прилагает документы, доказывающие расходы (кассовые и товарные чеки, распечатанные электронные чеки и др.). Это необходимо для уменьшения НДФЛ, уплачиваемого организацией.
Соблюдение ограничения наличных расчетов между субъектами предпринимательской деятельности – одно из важных правил кассовой дисциплины. Сегодня эта сумма составляет 100 тысяч рублей (за один договор). Ограничение не действует при взаиморасчетах с физическими лицами.
Наличкой нельзя гасить займы, платить дивиденды и вносить плату за аренду недвижимости.
Правовое регулирование кассовых операций: хроническая бессистемность
Для ИП существует приятная поблажка – возможность в любой момент снять с расчетного счета или взять из кассы любую сумму наличных, разумеется, оформив необходимые документы, и потратить на личные нужды. В отличие от ИП ООО такого права не имеет.
Налоговая проверка кассовой дисциплины
С 2012 года вместо банков контроль над соблюдением правил кассовой дисциплины выполняют представители ФНС. Проверка кассовой дисциплины, в соответствии с приказом Минфина от 17.10.2011 № 132н, 133н, начинается с даты предъявления поручения и длится максимально 20 дней.
Налоговые инспекторы вправе проверить, как ведется учет наличности в кассе, выдаются ли клиентам кассовые чеки, распечатки из фискальной памяти ККТ, правильность оформления кассовых документов. Будут смотреть, нет ли путаницы в номерах документов, не делали ли вы что-то задним числом, нет ли исправлений. Любые ошибки и недочеты вызовут подозрение у налоговой проверки и приведут к штрафам.
Несоблюдение правил кассовой дисциплины штрафуется по статье 15.1 КоАП РФ:
-
От 4 до 5 тысяч рублей для должностных лиц и ИП;
-
От 40 до 50 тысяч рублей для юридических лиц (организаций).
Также согласно статье 14.5 КоАП РФ предусматривается ответственность в виде штрафа за неприменение ККТ:
-
для должностных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей;
-
для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.
Порядок оформления операций с наличностью, картами и электронными платежными средствами установлен Центробанком России. Регулятор определил требования к приемке платежей, расходованию выручки, хранению наличных денег. Основными нормативными актами являются Указания № 3210-У от 11.03.2014 и № 4416-У от 19.06.2017 годов. Положение для предпринимателей и юридических лиц неодинаково.
Требование кассовой дисциплины Организации ИП Лимит наличности Обязательно устанавливается внутренним распоряжением Не требуется Передача излишков наличности в банк Обязательно, за исключением дней выдачи заработной платы, поощрений персонала или оказания мер поддержки Вся выручка поступает в полное распоряжение предпринимателя Проведение операций Руководитель, кассиры, бухгалтеры, уполномоченные соответствующим приказом Предприниматель и ответственные наемные сотрудники Оформление ордеров Разрешено использование электронных расходных и приходных документов при наличии ЭЦП. Допускается совмещать традиционный бумажный и прогрессивный цифровой варианты. Оформлять первичную отчетность можно по фискальным данным Учет поступлений в реестрах Все платежи и возвраты регистрируют в кассовой книге. Отражению подлежат потоки денег между сотрудниками бухгалтерии Если учет доходов и расходов ведется по правилам налоговой системы, кассовая книга не требуется Прием выручки от работников Оформляется приходный ордер и выдается квитанция Выдача наличности Составляется расходный кассовый ордер Расчеты с подотчетными лицами Основанием выдачи денег является распоряжение руководителя фирмы или предпринимателя. Указание дают в письменной произвольной форме. Заявление с работника брать необязательно, а отсутствие отчета по предыдущим авансам не признается препятствием Центробанк РФ закрепил правило, согласно которому подписывать кассовые документы должен не только кассир-операционист, но и главный бухгалтер. Росчерк руководителя или предпринимателя нужен только при их непосредственной работе с ККТ. Пункт 4.4. Указаний обязывает участников расчетов снабжать кассиров специальными штампами. Это требование вступает в противоречие с нормами о свободе использования печатей. Специалисты рекомендуют выполнять предписание во избежание споров с налоговой инспекцией.
Важное правило работы с ККТ — оперативность. Оформить и выдать кассовый чек необходимо в момент приема средств. При этом потребуется выполнить условия ст. 4.7 закона 54-ФЗ. Норма закрепляет обязательные реквизиты, которые должны быть в чеке:
- название документа, номер и дату;
- точное время, адрес совершения операции (адрес фирмы или сайт);
- наименование и ИНН продавца;
- налоговый режим;
- признак расчета;
- обозначение продукции, услуги, работы;
- стоимость единицы товара с указанием скидок, наценок, НДС;
- размер поступившей оплаты с выделением НДС, бонуса, наценки;
- форма расчета с отражением суммы;
- должность, фамилия кассира, если средства поступили не через автоматическое устройство;
- уникальный регистрационный код ККТ;
- заводской номер фискального накопителя;
- фискальный признак;
- государственный сайт для проверки подлинности документа;
- электронная почта или телефон получателя цифрового чека;
- адрес виртуального ящика отправителя;
- номер, присвоенный фискальному документу;
- код смены;
- признак сообщения (при хранении информации в накопителе или передаче ее ОФД).
В приложении к документу №3210-У от 11/03/14 г. Банка РФ предлагается два варианта расчета кассового лимита:
- по объему поступления наличности в кассу;
- по объему выдачи наличности из кассы.
Формулы расчета такие:
- L1 = V / P * Nc – «по объему поступления»;
- L2 = R / P * Nn – «по объему выдачи».
Здесь L1 и L2 – рассчитанные лимиты, V и R – величина поступления и выдачи наличности, Nc и Nn – временной промежуток в р. днях между моментами сдачи выручки, получения денег в банке по чеку, соответственно. Он не может превышать 14 р. дней; P – расчетный период, за который учитывается величина поступления или выдачи наличности. Он не может быть выше 92 р. дней. Из расчета «по объему выдачи» исключаются дни и суммы выплат зарплаты, иных выплат сотрудникам «зарплатного» характера.
Пример. Организация устанавливает лимит кассы. За расчетный период взят декабрь прошлого года. В нем 21 рабочий день. Расчет лимита ведется по первому варианту, объем полученной наличной выручки — 550 000 рублей. Выручка, по соглашению с банком, сдается раз в 3 дня.
Порядок ведения кассовых операций в 2020 году
- Бухучет кассовых операций ведется на счете 50, в корреспонденции со счетами учета прихода и расхода по кассе.
- Основные документы БУ кассы – это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга.
- С введением в хозяйственный оборот новых технических средств – онлайн-касс, учет кассы не претерпел существенных изменений, но возможности учета наличности расширились.
- Для сферы малого предпринимательства и ИП законодатель предусматривает возможность не устанавливать лимит кассы, а предприниматели могут не вести кассовые документы. Это возможно, если в целях НУ они ведут учет показателей, необходимых в учете НУ – физических или денежных.
Общий порядок организации денежного обращения в Российской Федерации регламентируются Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Банка России 5 января 1998 г. № 14-П (с последующими изменениями).
Правила проведения операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации определяются Положением Центрального Банка РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» от 25 марта 1997 г. № 56 (с последующими изменениями).
Для более рационального оборота наличных денег сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса платежей должна осуществляться в безналичном порядке. Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их расчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличными деньгами, за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы и др. Предприятиям и организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается лимит кассовой наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая может храниться в кассе предприятия. Для установления лимита остатка наличных денег организация представляет в банк.Порядок ведения кассовых операций с наличными денежными средствами на территории РФ юридическими лицами, ИП и субъектами малого предпринимательства (за исключением ЦБ РФ и коммерческих банков) определен в Указании Банка России от 11.03.2014 № 3210-У. Изменения внесены:
- Указанием Банка России от 09.12.2019 № 5348-У (документ вступил в силу 27.04.2020);
- Указанием Банка России от 05.10.2020 № 5587-У (документ вступил в силу 30.11.2020).
В свою очередь, с 27.04.2020 Указанием Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» руководствоваться больше нельзя.
С 27 апреля 2020 установлен новый порядок наличных расчетов. Необходимо отметить, что основные нормы при расчетах наличными деньгами сохранились. В частности, не поменялся предельный размер наличных расчетов. Как и раньше расчеты в рамках одного договора могут осуществляться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Однако изменилась трактовка запрета на расходование наличных средств из кассы.
В Указании № 5348-У установлены цели, на которые участники наличных расчетов могут расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в рублях. В частности, к ним относятся:
- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- выдача наличных денег работникам под отчет;
- возврат денежных средств за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.
До изменений был приведен перечень операций, которые являлись исключениями из общего запрета. Остальные положения не затрагивают деятельность организаций бюджетной сферы и, в своем большинстве, касаются микрофинансовых организаций, ломбардов, кредитных потребительских кооперативов, включая сельскохозяйственные.
Похожие записи: